1. Радиально-кольцевая градостроительная система. Социальные предпосылки возникновения и развития.
Планировочная структура населенных пунктов – это пространственное размещение какого-либо поселения, которое складывается под влиянием природных условий и особенностей функционального значения данного населенного пункта. Планировочная структура города зависит от типа рельефа, общих природных условий, внешнего окружения, функционального значения города, традиций страны или региона и т.д.
Определенные типы планировочной структуры складывались в зависимости от влияния природных условий, особенностей функционального значения города, а также традиций данной страны. Различные комбинации этих факторов определяли и разнообразие планировки городов, причем некоторые типы планировки наиболее часто повторяются в разных странах.
В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей
города:
- Радиальная
- Радиально-кольцевая
- Лучевая
- Регулярная
- Комбинированная
- Свободная (живописная)
Радиально-кольцевая планировка. Формируется на пересечении сухопутных трасс и водной артерии (например. Москва) и обладает такими достоинствами, как хорошая доступное тт. центра города и значительная возможность, пространственного расширения. Однако, неограниченное "расширение этой структуры приводит к нарастанию экологических проблем, поскольку центр города оказывается максимально удаленным от естественного природного окружения
Радиально-кольцевая схема характеризуется центричностью, компактностью связей, в то время как линейные структуры менее компактны, более протяженные.
Достоинства Р-К схемы - компактная форма плана, доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения. Однако преимущества этой схемы могут быть реализованы в полной мере лишь в ограниченных размерах поселения. При увеличении этих размеров преимущетва быстро утрачиваются: периферийные районы оказываются удаленными от центра, а центральные - отрезанными от природного окружения. Центр начинает испытывать функциональные перегрузки и перестает справляться с ролью единственного центра коммуникационной системы.
|
Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые.
Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная фор ма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.
2. Универсальные торгово-развлекательные центры в структуре современного города.
Торговый развлекательный центр (ТРЦ)- это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании (или комплексе таковых), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы.
|
Первоначально выделились районные (neighborhood), окружные (community) и региональные (regional) ТРЦ. Позже добавились микрорайонный (convenience centers), суперрегиональный центр (super regional centers) и различные менее общепринятые типы центров. Для каждого типа ТРЦ присущ свой парковочный индекс, определяемый его концепцией и рассчитываемый, исходя из необходимого количества парковочных мест на 100 м. арендной или общей площади. Во всех случаях тип ТРЦ и его специализация определяются составом арендаторов и масштабом влияния (размером торговой зоны). Разработка архитектурно-планировочных решений, а также брокеридж (сдача площадей торгового центра в аренду) проводятся на основании концепции торгового центра.
При проектировании торгово-развлекательного центра следует учесть специфику работы будущего здания. Отправной точкой в создании проекта служит местоположение комплекса. Как правило, девелоперы стремятся построить торговые комплексы недалеко от транспортных магистралей, станций метро и в других оживленных точках города. Для того чтобы комплекс привлекал внимание прохожих, витрины вытягивают вдоль улиц и проспектов, а входные зоны располагают в непосредственной близости от метро. Здание успешного торгово-развлекательного центра всегда не только красиво, но и информационно. Его фасад — уже стимул посетить здание для покупок и развлечений. Например, за счет панорамного остекления поверхности можно добиться того, что уже на подходе к зданию товар будет показан лицом, а большие рекламные панели расскажут, какие магазины и рестораны в нем представлены.
|
ТРЦ как градостроительные объекты формируются на определенных территориях городов. Причем, исходя из положений изученых публикаций само место расположения ТРЦ в структуре города оказывает определённое влияние на площадь территории, конфигурацию участка, требования, предъявляемые к архитектуре сооружений на данном участке и т.д..
Место расположения торгово-развлекательного центра в структуруре крупнейшего города характеризуется следующими параметрами: размещение относительно центра города; площадь участка; плотность транспортных магистралей; конфигурация участка; требования, предъявляемые к архитектуре сооружения на данном участке; влияние окружающей застройки; возможность использования подземных пространств; пассажиропоток, протекающий через данный участок.
Центр города и его периферия неоднородны по характеру среды. Если в первом случае наличествует плотная застройка, организованная в компактные группы, то во втором случае — значительные свободные территории с вкраплениями участков не только с городской, но и поселковой застройкой. В данной работе предложено зонирование, согласно которому план города может быть разделен на ряд зон: центральную, субцентральную, переходную, переферийную и пригородную. Для каждой зоны можно установить приблизительные численные параметры участков размещения торговых центров: