МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени М.В. Ломоносова
Учебно-научный центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров
Список группы
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Гражданская идентичность как инструмент формирования межнационального и межконфессионального единства
Москва 2016
Основные понятия
Гражданская идентичность – это процесс формирования гражданской идентичности через соотнесение индивидом себя или других с базовыми и типическими для данного общества ценностно-нормативными, социально-ролевыми и статусными характеристиками, связанными с определением социального статуса и последующим воспроизводством соответствующих социальных практик[1].
Гражданская идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, участие в социальной и политической жизни страны, которое является очень значимым для индивида; основывается на признаке гражданской общности, что характеризует гражданскую идентичность в качестве коллективного субъекта[2].
Идентичность граждан страны – так же как этническая идентичность – понимается и в значении «какие мы», и в значении «кто мы». В данном контексте идентичность рассматривается как самоотождествление себя с общностью, представления о ней, эмоциональное переживание этих представлений и готовность действовать[3].
В структуру гражданской идентичности входят: государственная идентичность – соотнесение себя с определенным государством, восприятие своих конституционных прав и обязанностей; патриотизм – наполнение государственной идентичности ценностным содержанием; гражданственность – качество гражданина, характеризующее его как активного члена государства, не только следующего своим правам и обязанностям, но и реально участвующего в его жизни[4].
Обоснование актуальности темы
По данным института социологии РАН, сегодня 95% россиян в той или иной степени воспринимает себя «гражданами России». При этом сохраняет значимость самоидентификация по национальному (этническому) признаку и по месту жительства (50-60%). «Скорее россиянами» ощущают себя при этом около половины (47%) опрошенных, русские – несколько чаще, чем представители других национальностей (48% против 39%)[5].
Стоит особо отметить роли профессионального сообщества в строительстве гражданской нации. Наша задача – способствовать тому, чтобы формировался публичный дискурс вокруг общественного развития и развития творческой личности, чтобы восприятие российскими гражданами проблем гражданской идентичности, проблем политики идентичности и гражданского участия, самоорганизации соответствовало вызовам современного развития. Строительство гражданской нации в России зависит от вклада каждого российского гражданина[6].
Гражданская идентичность населения Российской Федерации представляет научный и государственный интерес. Этим обусловлен рост количества исследований, конференций, симпозиумов, публикаций различного масштаба от тезисов до монографий, посвященных данной теме. Разработкой проблемы занимаются философы, политологи, социологи, психологи, педагоги, все специалисты, занятые в процессе воспитания подрастающего поколения[7].
Формирование идентичности гражданина России позволит решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить его безопасность, сохранить государственную независимость России, преодолеть мировоззренческий кризис, возродить уважение к государству, обществу, семье, отечественному историческому и культурному наследию[8].
Без формирования гражданской идентичности просто невозможно обеспечить формирование личности политически зрелого и социально ответственного члена общества[9].
В процессе формирования гражданской идентичности в Российской Федерации основной задачей должно являться создание общего социокультурного фона, интегрирующего представителей различных этнических и религиозных групп[10].
Таким образом, ситуация такова, что система прежних (советских) духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны, сменить советские приоритеты сегодня практически не на что, и вопрос о сфере их поиска открыт. Очевидно, что отношения личности к Родине нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, которая побуждает к реализации личностно ценностных и общественно значимых целей, активность и сознательность. Генерация новых потребностей - способ существования современного бизнеса в потребительском обществе. Но такая ситуация ведет к доминированию у потребителя одного стремления - к деньгам, чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности. Деньги не привязаны к определенному государству. Люди мигрируют туда, где могут больше и более качественно удовлетворить потребности.
Важность поиска путей формирования гражданской российской нации трудно переоценить. Среди многих причин ухода с исторической арены царской России и СССР можно выделить две существенные. Во-первых, наша страна не стала национальным государством. Во-вторых, не удалось сформировать гражданскую нацию. С таким наследством вступила Российская Федерация в начало XXI века.
Этот аспект единства российской нации приобретает особое значение и в связи с тем кризисом доверия к государству, который царил в условиях советской системы с ее двойными стандартами для властных структур и для народа. Подобное недоверие укоренено в самосознании значительной и, как правило, самой передовой части российских граждан, а потому и сегодня продолжает служить довольно точной лакмусовой бумажкой их гражданской идентификации, формирующей нацию и определяющей соотношение гражданской и государственной идентичностей.
В настоящее время Российская Федерация представляет собой абсолютную аномалию, одно из редких исключений, как государство, не обладающее девизом (формулой) национального существования.
Цель проекта –
Основная часть
Применительно к ступени начального образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают:
· В отношении когнитивного компонента:
- представления о России как государстве;
- ее территории, географии;
- органах государственного управления;
- символике;
- основных праздничных мероприятиях и связанных с ними исторических фактах;
- познание основных прав и обязанностей как гражданина Российской Федерации;
- познавание своей этничности, языка, традиций, обычаев и ценностей культуры;
- знание о составляющих Россию народах и этносах;
- познание общего наследия культуры России в сравнении с местными локальными историей и традициями;
- знание о главных этических нормах поведения в социуме;
- познание основ безопасности, здоровья и сохранения окружающей среды.
· В отношении ценностного и эмоционального компонента:
- патриотизм;
- положительное восприятие своей этничности;
- толерантное и уважительное отношение к другим этносам;
- уважительное отношение к традиционным и современным ценностям и семейным традициям[11].
Необходимо формировать уважительное отношение к символам Российского государства. Это действительно очень важно, и это одна из первоочередных идей формирования конституционной культуры.
В декабре 2012 года Путин заявил, что российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия и сострадания. Это заявление свидетельствует об осознании руководством страны необходимости стержневой объединяющей идеи, способствующей укреплению основ нового российского общества и эффективной адаптации молодежи к современным условиям. В октябре 2013-го Кремль объявил конкурс на разработку поиска «образа желаемого будущего» - «духовных скреп». Подрядчик должен предложить власти «образ желаемого будущего, обеспечивающего гражданскую консолидацию» и «перечень исторических маркеров, способных выполнять функцию духовной скрепы» [13].
Таким образом, проблема формирования российской политической нации связана, прежде всего, с процессами развития гражданского общества, модернизацией в самом широком смысле этого слова, увеличением доли среднего класса в обществе, укреплением правопорядка на всей территории страны. Общая история, праздники, спортивные мероприятия, гастроли этнических фольклорных коллективов гражданскую нацию не создадут. Каждый человек, являющийся жителем нашей страны, сам для себя решает, что для него Россия - общество равных возможностей и единое демократическое государство, где граждане активно отстаивают свои права и свободы вне зависимости от этнической, территориальной и конфессиональной принадлежности, или Россия - это калейдоскоп этносов, отстаивающих свои родоплеменные интересы. Всякое выпячивание этничности, конфессиональной принадлежности, безусловно, создаёт преграды на пути построения единой российской гражданской нации. Многие развитые государства современного мира сталкиваются с проблемами сепаратизма, межнациональной и межконфес- сиональной розни, ростом ксенофобии, но в условиях демократии и развитого гражданского общества ведётся постоянный диалог, находятся эффективные решения. Имперский, тоталитарный, авторитарный пути развития нашей страны показали свою полную несостоятельность, будущее России за демократией и гражданскими ценностями.
Государственная идентичность формируется политической волей лидера, политической элитой, политическими антрепренерами, посылающими идеи, интерпретирующие государственность, державность [1, с. 13]. В отличие от нее, гражданская выстраивается гражданским обществом, призванным представлять и защищать перед государственной властью интересы граждан. Её формирует гражданское сознание общества, состоящего из отдельных индивидов. По мнению Л. М. Дробижевой, совместимость государственной и этнической идентичности возможна только в случае, если государство строит свою идентичность на основе взаимопонимания [1, с. 29].
роль региональных СМИ в укреплении межнационального единения в современных условиях чрезвычайно важна и ответственна. Служение делу объединения народов и народностей на основе ценностей добрососедства, культурного диалога приносит свои плоды, когда оно осознается как социальная миссия, осуществляемая СМИ в социальном партнерстве с местными властями, при поддержке социальных институтов и общественных организаций, прежде всего региональной организации Союза журналистов России. Основные функции СМИ в деле укрепления межнационального объединения - быть средством эффективной коммуникации, используя по возможности лексические средства двуязычия; быть средством историко-культурного просвещения по проблематике, объединяющей народы в разные времена на всеобщее благо; всесторонне и широко освещать национальные праздники, фестивали, популярные в мире игры как события массового межнационального интереса.
русской культуре необходимо не только возродить, но и усилить свою роль «магнитного» стержня интеллектуально-духовного сплочения народов России, роль «системного интегратора» культур и народов многонационального российского государства. Поистине нация тогда способна на объединение вокруг себя иных народов (причем самых разных конфессий), если они сочтут за благо союз с ней, ибо в таком случае возможно наиболее интенсивное духовное возрастание. По словам Р.Г. Абдулатипова: «... феномен российской идентичности и российского общежития формируется и воспроизводится, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку. Отсюда постоянные и высочайшие требования к владению русской культурой и русским языком. При этом русская культура и русский язык должны быть ядром российской культуры, не прерывая истока самобытного развития всех национальных культур страны, а играя роль генератора их развития... Культуры народов России, базируясь на культурных основаниях русской культуры, могут обрести общероссийские культурные смыслы и культурную
идентичность»
свою доминирующую цивилизационную роль русская культура в современных условиях сможет выполнить при соблюдении, как минимум, нескольких условий.
Во-первых, если она сумеет адекватно реагировать на вызовы глобализации - в том числе на процессы нивелирования культур - созданием механизмов сохранения и «оживления» (востребования в обновленном виде) самобытной культуры русского народа и культур других коренных народов России.
Во-вторых, если она будет заинтересованно и активно взаимодействовать с культурами других народов российского государства, не только обогащая их своими ценностями, смыслами, достижениями и т. д., но и сама обогащаясь от такого взаимодействия, то есть демонстрируя преимущества взаимной заинтересованности и взаимовлияния культур.
В-третьих, русская культура сможет наращивать свою транс-этно- национальную культурную функцию (т.е. «прохождение» сквозь культуры других нации и этносов) только в более глубоком и органичном взаимодействии с русским языком. Именно он является и государственным языком Российской Федерации, и языком межнационального общения для народов бывшего СССР, одним из семи, официально используемых в ООН и фактически наднациональным языком приобщения к вершинам цивилизационных достижений России в области гуманитарной культуры и художественного творчества.
В-четвертых, если в процессе своего эволюционного (а не революционного!) развития современная русская культура будет продолжать умножать и развивать свое российское «культурное ядро»: новые духовные ценности, смыслы, гуманистические сущности, общественные идеалы, выдвигать те возвышающие цели и созидательные перспективы, которые объединяют прогрессивные устремления людей, сообществ и социумов.
В-пятых, русская культура способна активно формировать общегражданскую идентичность, поскольку в социалистическом обществе уже сложились предпосылки для новой социокультурной общности «российская нация».
В-шестых, русская культура в силу своей цивилизационной миссии, особой консолидирующей роли в российском обществе, гуманистической духовной интенции не приемлет какие-либо проявления национального эгоизма, экстремизма, шовинизма, ксенофобии, в том числе и русофобию.
В-седьмых, русская культура интернационально патриотична по своей сути, поскольку исповедует любовь к общей Родине россиян - стране России (а не отдельным ее регионам или этническим анклавам); интерес ко всей российской истории (а не истории исключительно русского народа), душевную открытость ко всем россиянам (а не только «великороссам»); уважение к чувствам всех верующих (а не только православных).
сошлемся на недавнее высказывание Президента РФ В. В. Путина на Валдайском форуме: «.для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основой для понимания национальной идеи.
важным способом преодоления этого отчуждения, новой «сборки» индивида и российской нации может стать российская художественная культура. именно в России, благодаря особенностям русских артистов, есть уникальная «возможность создать нечто хрупкое, рассказать о точках пересечения культур, людей, историй»[12]. это возможно именно потому, что российская нация, российская культура приобрели свою самобытность именно на пути органичного объединения всего многообразия культур больших и малых народов, населяющих нашу огромную страну. И этот интегративный потенциал способен помочь в укреплении нашего национального единства и в XXI веке.
Сложившаяся ситуация требует изучения феномена родительства, а также отечественных моделей родительского воспитания как фактора укрепления единства российской нации, так как возрождая традиционную российскую семью, мы, в первую очередь, способствуем укреплению единства всего народа.
В подобной ситуации естественным является обращение к традиционным моделям воспитания детей в русских семьях, а также попытке укрепление в сознании молодых людей ценностей семейного образа жизни.
Первая модель обозначена нами как родительство, сохраняющее остатки традиционности. В таких семьях родители помнят о своей ответственности за судьбы детей, заботятся не только об их пропитании, но и об образовании и воспитании, уделяя внимание их внутреннему нравственному развитию, при этом родители, так или иначе поддерживая своих детей на протяжении всей жизни, сохраняют в их глазах действительный авторитет.
Однако это, вполне благополучное, родительство не является для супругов осознанной первейшей жизненной ориентацией, скорее, оно представляет собой положительный сплав установок, вынесенных из своих родительских семей, традиционных взглядов на воспитание детей, сохраняющихся в народной педагогике, собственных нравственных позиций и т. д. К сожалению, в ситуации современной социальной и нравственной нестабильности такое родительство достаточно уязвимо перед угрозами внешнего мира, ориентированного, в первую очередь, на сферу потребления. Последняя - пятая - модель родительства названа нами созидательным. На наш взгляд, это модель отвечает национальному наследию России, предполагая не только осознанное отношение родителей к своим обязанностям, эмоциональной готовности к принятию ребенка и родительской ответственности, но и опору на создание духовно здоровой семьи в традиции ценностей национальной культуры.
Таким образом, в отличие от первой рассмотренной нами модели (родительства, сохраняющего остатки традиционности), созидательное родительство опирается на более прочную мировоззренческую платформу, не только определяющую родительство в числе важнейших семейных ценностей для человека, но и предлагающую определенный образ построения взаимоотношений в семье на основе христианских нравственных смыслов бытия.
Как мы видим, последняя созидательная и первая традиционная модели родительства во многом противостоят второй, третьей и четвертой моделям. Это противостояние сегодня является очевидным фактом, так как наша страна вновь находится на историческом распутье.
В связи с этим, русская семья, традиционные для нашей страны модели родительского воспитания во многом призваны объединить между собой всю нацию. Ведь в таком типе воспитания заложено следование важнейшим для нашего менталитета ценностям: коллективизма, любви к своей Родине, стремления к единству всех народов, населяющих Россию.
Таким образом, единственный, на наш взгляд, выход из сложившейся ситуации заключается в возвращении к сложившимся веками идеалам родительского поведения, которые являются наиболее продуктивными для сохранения человеческого потенциала России. Это традиционная и созидательная модели родительства.
Становление традиционной и созидательной моделей родительства требует не только мер государственной поддержки, оказания семье с детьми широкого спектра психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, координацию работы СМИ по повышению престижа родительства в современном обществе, создания возможностей для педагогической подготовки молодежи к родительству, включающих в себя деятельность в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов, но и значительного преображения всей системы духовно-нравственных ориентиров наших соотечественников.
Образование является важнейшим социокультурным институтом, особенно в условиях современной глобализации, наносящей чувствительные удары по национальной культуре. Если мы хотим сохранить российскую нацию, не следует слепо копировать англо-американскую систему образования, которая сама подвергается критике со стороны своей же интеллектуальной элиты. Консолидирующая роль образования в отношении российской нации выражается, во-первых, в том, что оно осуществляет подготовку специалистов, необходимых для модернизации экономики и системы управления. Во-вторых, в том, что образование повышает уровень ответственности, инициативности, самостоятельности и тем самым способствует созданию гражданского общества. В- третьих, в том, что образование, расширяя информированность, сокращает возможности манипулирования сознанием и поведением людей со стороны власти и тем самым усиливает возможности ее диалога с народом и коррекции в соответствии с потребностями и интересами людей стратегического курса развития общества. В-четвертых, образование, если оно сочетает цели получения знаний с обретением гуманитарной культуры, обеспечивает нравственную атмосферу в обществе и формирование духовности личности.
нация - это народ, обладающий национальной идеей. Она содержит в себе базовые ценности личного, общественного и государственного бытия, обеспечивая основу согласия в обществе и перспективу его развития, являясь своеобразным показателем единства конкретной нации.
., национальная идея - «это устойчивое представление индивида об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания» [4, с. 13].
В свою очередь, национальная идея находит свое отражение в формуле- девизе, который содержит в себе императив государственного единения и определяет базовый принцип национального существования. Многие национальные формулы конструируются в виде номинации высших государственных ценностей. Такими девизами обладает большинство государств современного мира. Само наличие выраженного в виде девиза определения национальной идеи страны имеет важное интегрирующее значение
Национальная идея - это, в определенном смысле, среда, в которой жи - вет, развивается и действует каждый индивид и общество в целом. Без нее, как без воздуха, не возможны успех и процветание нации, ее отсутствие ведет к угасанию, а в итоге и к гибели страны. В значительной степени вопрос о национальной идее актуализируется в современной России именно в связи с ее очевидной тотальной деградацией и угасанием.
Характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества всегда выступал постоянный поиск смысла его существования, определения места России в мировой «системе координат» и ее высшего предназначения.
Потребность в национальной идее зависит, прежде всего, от необходимости мобилизовать общие усилия для достижения определенной цели, т. о., национальной идеей России должно стать некое ее понятие, адекватно воспринимаемое и разделяемое большинством населения страны, независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социального статуса, образования и культурного уровня.
Заключение (выводы)
Список литературы
1. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: РОССПЭН, 2013, - 485 с.
2. Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, - 108 с.
3. Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, - 130 с.
4. Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, - 220 с.
5. Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, - 269 с.
[1] Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, С.12.
[2] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.4.
[3] Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: РОССПЭН, 2013, С.50-51.
[4] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.16.
[5] Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, С.29.
[6] Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации: статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Механизмы формирования гражданской идентичности в Российской Федерации (6-7 декабря 2013 г., г. Казань) / под ред. А.Г. Большакова, Е.А. Терешиной. – Казань: Казан. ун-т, 2014, С.35.
[7] Кравченко Н.Ю. Российская гражданская идентичность: опыт социологической реконструкции / Н.Ю. Кравченко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014, С.3.
[8] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.15.
[9] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.4.
[10] Диалог культур как основа развития российской гражданской идентичности: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Махачкала: АЛЕФ, 2014, С.12.
[11] Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации: дис… канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Егоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2015, С.114-115.
[12]
Это русский хор, на сцене будут одни белые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/10/02/sellars/ (дата обращения: 14.02.2014).