XXI век - век информационных технологий, когда мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, планшетов, телефонов и прочих гаджетов. Все большее значение приобретает глобальная сеть - интернет, в частности онлайн-сервисы для общения, что несёт в себе как положительные, так и ряд отрицательных моментов.
Наиболее популярными онлайн-сервисами являются социальные сети и мессенджеры.
В связи с тем, что социальная интернет-сеть - это прежде всего страница в сети Интернет, следует обратиться к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так как он содержит определение термина «сайт». Основные акценты в этом определении сделаны на трех составляющих сайта: содержание (информация, контент), технические (программные) средства, а также наличие доменного имени и (или) сетевого адреса.
Требования к информативному наполнению сайта, в том числе социальной интернет-сети, содержатся, в частности, в упомянутом Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. Ответственность за правонарушения, связанные с несоблюдением требований к контенту в сети Интернет, закрепляется в отраслевом законодательстве (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ и т.д.). Однако применение ответственности за их нарушение связано со значительными затруднениями, о чем свидетельствуют наличие противоправного контента в сетях и его активное распространение.
|
Социальная сеть - своего рода платформа, созданная в виде веб-сайта, и выполняющая функции по организации и построению социального аспекта взаимоотношений на просторах интернета. С течением времени социальные сети обретали все большую популярность. В 1995 году в Америке был создан портал Classmates.com. Проект получил всеобщее признание и послужил толчком к созданию множества подобных платформ. Согласно официальным данным настоящий подъем начался в 2003- 2004 году, с запуском социальных сетей Li№kedI№, MySpace и Facebook. В России же социальные сети получили широкое распространение в 2006 году. Именно в это время возникли социальные сети «одноклассники» и «Вконтакте».
Такая популярность социальных сетей влечёт за собой ряд негативных последствий. Главная проблема заключается в том, что они вызывают зависимость, от которой сложно избавиться.
Зависимость от социальных сетей - стремление постоянно находиться в сети, и нежелание переключать своё внимание на другой вид деятельности («аддикция»). Стоит отметить, что существует различные виды зависимостей от социальных сетей.
1. Информационная зависимость. Работая в режиме постоянного поступления всевозможной информации, сменяющихся событий, контраста эмоциональных впечатлений, наша центральная нервная система испытывает переутомление.
2. Потребность в общении. Люди с таким видом зависимости стремятся завести новые знакомства. В подавляющем большинстве случаев знакомства в сети представляют собой несерьезное кратковременное общение, так как основная цель пользователя приобрести наибольшее количество собеседников. В такой ситуации зависимый испытывает чувство уверенности в себе, а также признание со стороны общества.
|
3. Игровая зависимость. Пользователи тратят свое время на сетевые компьютерные игры, в рамках которых они также могут общаться. Данный вид зависимости является самым опасным и может привести к непоправимым отрицательным последствиям. Ведь для этих людей виртуальный мир становится идеальной заменой реальному.
Также существуют стадии развития зависимости от социальных сетей.
1. Начальная стадия подразумевает собой знакомство с онлайн-сервисами, их особенностями и возможностями. Пользователь выбирает среди них наиболее удовлетворяющие его потребностям.
2. Вторая стадия представляет собой полное погружение в виртуальный мир. Зависимый все свое свободное время проводит в социальной сети, тем самым постепенно отстраняясь от реальности. Происходит переоценка ценностей, где ведущую роль играет место, занимаемое человеком в сети. Он постоянно преследует различные цели, в том числе и корыстные. Многие стремятся повысить свой рейтинг в социальной сети за счет других людей и заработать на этом деньги. Кто-то же занимается вовлечением в противоправную деятельность на просторах социальных платформ.
3. Завершающей стадией является стабилизация. Зависимость становится хронической со своей симптоматикой. Человек постепенно возвращается в реальную жизнь, но делает это пассивно, безо всякого желания. Социальные сети уходят на второй план, но потребность в их использовании сохраняется. В наиболее трудные периоды жизни зависимость становится более ярко-выраженной.
|
Значимую часть аудитории, подвергаемой негативному влиянию социальных сетей, составляют несовершеннолетние. Они наиболее подвержены чужому воздействию, так как в период их взросления происходит становление личности, и зачастую подростки ориентируются не совсем на те ценности и устои, на которые должны. Каждый современный школьник посещает любимые сайты и группы, ведет активную виртуальную жизнь в социальных сетях. Анонимность деятельности, отсутствие должной законодательной базы, касаемой внутрисетевого контента, делают детей наиболее уязвимым объектом воздействия в этой сфере.
В социальных сетях распространяется информация, содержащая в себе пропаганду суицидального поведения несовершеннолетних. Россия занимает первое место в Европе и шестое в мире по числу самоубийств и попыток суицида среди подростков, что подтверждается Всемирной организацией здравоохранения. С октября 2016 по июнь 2017 года отмечено более 135 случаев суицида подростков в России. Зафиксировано, что более 90% из них состояли в сообществах суицидальной тематики. Самые известные из них «Синий кит» и «Разбуди меня в 4.20». В данных группах распространялась информация, побуждающая несовершеннолетних к выполнению различных заданий, связанных с риском для их жизни. Например, размещение в своих аккаунтах фотографий, сделанных на крышах многоэтажных зданий, фотографий с надрезами на конечностях. Выполняя очередное задание, участник перемещается на более высокий уровень, тем самым повышается его авторитет в сообществе. Несовершеннолетние воспринимают это как своего рода игру, так как игра повышает интерес к выполнению заданий. Все это является подготовительным этапом к акту суицида.
В результате анализа сообществ суицидальной тематики было выявлено, что многие из них содержат контент, затрагивающий имя «Рина». В ноябре 2015 года 16-летняя Рина бросилась под поезд. В тот же момент фотографии с места происшествия оказались в сообществах суицидальной тематики. Факт суицида активно обсуждался и находил множество одобрительных отзывов, незамедлительно создавались сообщества поклонников и фанатов Рины. Очень быстро девочка стала «знаменитостью» социальных сетей и всеобщим примером для подражания. Данный факт свидетельствует, что подростки гораздо чаще, чем взрослые, подвержены «эффекту Вернера» – самоубийству под влиянием чьего-либо примера. Данная проблема является актуальной и острой в современном обществе и нуждается в незамедлительном решении. Существует ряд мер, способствующих ее разрешению, которые можно подразделить на правовые, технические и моральные, срабатывающиеся только в совокупности. Например, функционирование целого ряда направлений профилактической работы с несовершеннолетними в рамках первичной предупредительной меры суицидального поведения:
- своевременное обнаружение и раскрытие подростковых групп риска;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для многогранного развития личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции;
- налаживание доверительного общения с подростками, а также создание и развитие стимулирующей творческой атмосферы в работе;
- реализация комплексной работы с родителями и членами семьи несовершеннолетнего: беседы, психологическая поддержка, профилактические мероприятия.
На государственном уровне необходимо разграничить доступ к социальным сетям по возрасту и закрепить это законодательно. Для чего следует создать специальные версии социальных онлайн-платформ, где авторизация происходит посредством ввода паспортных данных и контрольного слова. Стоит ужесточить меры наказания для лиц, распространяющих контент суицидального характера в интернете. Несовершеннолетние являются самой незащищенной категорией граждан, подвергающихся влиянию из вне, родители должны уделять им необходимое внимание, интересоваться их проблемами и нуждами, находить общие пути решения. Только так мы сумеем воспитать достойное поколение.