Характерные неиспр. дет. маш.: износы, мех. поврежд., химико-тепловые повреждения.
Износы дет. маш. определяются давл., циклич. нагрузками, режимом смазыв., скоростью перемещ. поверхн. тр., температ. режимом работы дет., степенью агрес. окруж. ср., качеством обраб. поверхн. и состоянием поверхн. тр. В завис. от усл. работы все дет. по виду изнаш. можно разбить на 5 групп: 1) детали ходовой части мобильных маш., для кот. основным фактором, определ. их долговечн., явл. абраз. изнаш.; 2) дет., у кот. осн. факт., лимитир. их долговечн., явл. износ вследствие пластич. деформир.; 3) дет., для кот. доминир. факт. явл. корроз.-мех. или молек.-мех. изнаш.; 4) дет., долговечн. кот. лимитир. пределом выносл.; 5) дет., долговечн. кот. завис. одноврем. от износост. трущ. поверхн. и предела выносл. матер. дет.
К мех. поврежд. деталей относят трещины, пробои, риски, надиры, выкраш., обломы, изгибы, вмятины, скруч. Трещ. образ. в результ. возд. значит. местных нагрузок, ударов и перенагруж. Пробоины появл. в результ. ударов разл. предметов о тонкостен. поверхн. Риски и надиры (ряд рисок) образ. на раб. поверхн. вследств. загрязн. смазки или абраз. действ. частиц. Выкраш. – дефект, характ. для поверхн. дет., подвергн. ХТО, появл. вследств. динам. ударн. нагруз. в пр-ссе экспл. Поломки и обломы возник. при сильн. ударах дет. Изгибы, вмятины хар-тся наруш. формы дет. и происх. в результ. удар. нагруз. Скруч. дет. возник. от больш. крут. момента, связ. с преодол. времен. сопротивл.
Хим.-тепл. поврежд. встреч. реже и возник. в результ. сложного взаимод. при тяжёлых усл. экспл. машин. К ним относ.: коробление, коррозия, раковины, образов. нагара, накипи, микроэроз. разруш. и т.д. Коробл. дет. происх. в результ. возд. высоких темпер., чаще при наруш. правила экспл. машин, приводящих к возникн. структурных изменений и больших напряжений. Коррозия – пр-сс разруш. металлов вследств. хим. или электро-хим. взаимод. их с корроз. средой. Раковины образ. в результ. действия темпер. на местные участки. Нагар образ. в результ. взаимод. сильно нагретых газов, продуктов сгор. топлива и масел на поверхн. дет. Электро-эроз. разруш. возник. в результ. возд. на поверхн. дет. искровых разрядов.
|
Неиспр. дет. по вероятн. их появл. делятся на завис., равновозм., независ. (случайные). Появление одной из завис. неиспр. обязат. вызовет появл. след. завис. неиспр. Равновозм. неиспр. возник. без законом. связи др. с др., но каждая из них в отдельн. должна появиться на дет. обязательно закономерно. Вероятности появл. таких неиспр. примерно равны. Случ. неиспр. возник. независ. от др. неиспр. дет. Они носят случ. хар-р и при экспл. дет. могут не проявиться. По хар-ру возникн. неиспр. делятся на естественные и аварии.
Методы восстановления деталей машин.
Восстановление деталей машин можно разбить на две группы:
1) восстановление без вложения материала в исходную заготовку;
2) восстановление с вложением дополнительного материала в исходную заготовку.
Повреждённая деталь ремонтного фонда на пути своего превращения в годную деталь в результате технологических воздействий на неё исполнителей и СТО последовательно пребывает в следующих состояниях:1) детали ремонтного фонда, 2) исходной и ремонтной заготовок,3) восстановленной детали.
Исходная заготовка представляет собой очищенную деталь ремонтного фонда с устранимыми повреждениями. Исходная заготовка в общем случае превращается в ремонтную заготовку путём создания припусков на восстанавливаемых поверхностях и устранения трещин, а ремонтная заготовка в восстановленную деталь – в результате термической и механической обработки.
|
Исходные заготовки выбирают в результате работ по определению технического состояния деталей ремонтного фонда. Эти заготовки собирают в группы с одинаковыми сочетаниями устраняемых повреждений и в виде партий направляют на соответствующие участки восстановления.
Технологические воздействия на восстанавливаемую деталь образуют в дальнейшем такие блоки операций: 1) подготовку изношенных элементов под нанесение покрытий или установку дополнительной ремонтной детали (ДРД); 2) установку и закрепление ДРД; 3) сварку трещин; 4) нанесение покрытий или перераспределение материала путём его объёмного пластического деформирования; 5) размерную и структурную стабилизацию элементов; 6) термическую обработку; 7) черновую и чистовую механическую обработку; 8) поверхностное пластическое деформирование; 9) отделку; 10) уравновешивание; 11) очистку от технологических загрязнений; 12) контроль и консервацию.
Предварительная механическая обработка придаёт правильную геометрическую форму восстанавливаемым элементам перед нанесением покрытий или установкой ДРД.