Лекция
Конфликты.
Конфликтология – наука о закономерностях и механизмах возникновения и протекания конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликтология является одной из самых молодых наук. Она возникла на стыке многих наук, прежде всего социологии и психологии.
В 80-е годы 20 века в США впервые открылись учебные заведения по подготовке посредников для проведения переговоров и разрешения конфликтов – так называемых медиаторов. Тогда же появились первые конфликтологические центры. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
В основе конфликта лежит конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
В конфликтной ситуации выделяют субъект (или субъектов) конфликта и его объект. В качестве субъекта может выступать один человек (внутриличностный конфликт) или несколько человек или групп (межличностные или групповые конфликты).
Для начала конфликта необходим инцидент, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный.
Дальнейшее развитие конфликта может быть конструктивным или деструктивным.
Конструктивный конфликт затрагивает объективно существующие, принципиальные вопросы, разрешение которых положительно влияет на жизнь человека или организации, выводит их на новый, более высокий и эффективный уровень развития. В конструктивном конфликте партнёры, как правило, не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.
|
Деструктивные конфликты возникают по причинам субъективного характера, создают напряжённость, приводят к негативным, часто разрушительным действиям, переходят с рационального уровня на эмоциональный, что приводит к резкому снижению эффективности работы организации.
Основные стадии протекания конфликта.
Несмотря на всё разнообразие и специфику, конфликты в целом развиваются по одной общей схеме.
1. Начало – стадия формирования противоречивых интересов, ценностей и норм.
2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный – стадия осознания ущемления интересов. Существует уже объект конфликта, участники будущего конфликта, но самого конфликта ещё нет, поскольку нет открытых столкновений. Это стадия конфликтной ситуации.
3. Стадия конфликтных действий – стадия прямого столкновения оппонентов (инцидент). Инцидент, как и конфликтная ситуация, может возникнуть как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желаний, вследствие случайности или объективных обстоятельств.
4. Стадия разрешения или снятия конфликта.
Условия для урегулирования конфликтов.
Специалистами разработано множество рекомендаций относительно поведения людей в конфликтных ситуациях, средств разрешения конфликтов и управления ими.
Факторы, способствующие конструктивному разрешению конфликта:
- адекватность восприятия конфликта, то есть достаточно объективная, не искажённая личными пристрастиями оценка поступков и намерений как противника, так и своих собственных;
|
- открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблем, когда участники честно высказывают своё понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
- атмосфера сотрудничества и взаимного доверия.
Личностные черты, мешающие разрешению конфликтных ситуаций:
- неадекватная самооценка – как завышенная, так и заниженная. И в том, и в другом случае она может противоречить объективной оценке окружающих, что создаёт условия для конфликта;
- стремление доминировать;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
- определённые личностные качества – тревожность, агрессивность, раздражительность, упрямство.
Стратегии поведении личности в конфликтной ситуации.
Одной из самых распространённых в конфликтологии является модель стратегий поведения личности в конфликте, предложенная К.Томасом и Р. Килмером. В основе этой модели лежит ориентация участников конфликта - на свои интересы или интересы противника.
Направленность на свои или чужие интересы зависит от:
- содержания конфликта;
- ценности межличностных отношений;
- индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место занимает ценность межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников эти отношения не представляют никакой ценности, то его поведение, скорее всего, будет деструктивным. И наоборот, если отношения важны, то поведение будет направлено на уход от конфликтной ситуации и её скорейшее разрешение.
|
Стратегии:
1. Конкуренция или соперничество. Человек ориентируется преимущественно на удовлетворение собственных интересов, интересы соперника игнорируются.
Этот стиль можно использовать, если:
- исход конфликта в вашу пользу очень важен для вас;
- вы обладаете достаточной властью и авторитетом и считаете своё решение наилучшим;
- вы чувствуете, что сил недостаточно, но вам нечего терять;
- вы – руководитель и должны принять непопулярное, но необходимое решение;
- вы взаимодействуете с подчинёнными, предпочитающими авторитарный стиль.
Этот стиль решения конфликтов не стоит использовать в близких личных отношениях, поскольку он приводит к возникновению отчуждения между людьми, переводя их отношения на официальный уровень.
2. Избегание. Стремление уйти от конфликта. Характерен низкий уровень направленности на личные интересы и интересы соперника.
Можно использовать, если:
- источник разногласий несущественен для вас по сравнению с более важными задачами, и вы не хотите тратить время и силы;
- вы знаете, что не сможете решить вопрос в свою пользу;
- вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию для принятия окончательного решения.
3. Приспособление. Характерна высокая оценка интересов соперника и низкая – своих собственных.
Используется, если:
- предмет разногласий не очень важен для вас;
- для вас важно не разрешить конфликт, а сохранить стабильность, спокойствие и добрые отношения;
- вы чувствуете, что неправы;
- у вас недостаточно власти или сил, чтобы победить.
4. Компромисс. Оценка собственных интересов и интересов соперника примерно одинаковая. Обе стороны хотят одного и того же, но это невозможно. Поэтому конфликт разрешается путём взаимных уступок, при этом ни одна сторона полностью своих интересов не удовлетворяет.
Можно использовать, если:
- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
- полное удовлетворение вашего желания для вас несущественно;
- вас может удовлетворить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффектными;
- вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.
5. Сотрудничество. Высокий уровень направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Самый сложный стиль, поскольку требует длительной работы, умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.
Используется в тех ситуациях, когда:
- необходимо найти общее решение, а отношение к предмету конфликта не допускает компромисса;
- у вас длительные прочные отношения с другой стороной, и вам важно их сохранить;
- основной целью является приобретение совместного опыта работы;
- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.