Формы социально-культурной деятельности




Попытки исследовать формы социально-культурной деятель­ности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Организация эффективного технологического процесса социально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообраз­ных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации со­держания, как характер подачи материала, как способ организации ауди­тории. Она находит отражение в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении отдельных документов (сметы, отчеты, планы, реклама и т.п.). Слово «форма» в переводе с греческого означает наружный вид, внешнее очер­тание, и если «форму» рассматривать применительно к деятельности уч­реждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону орга­низации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи его участников». В то же время форма является внешним выражением со­держания социально-культурной деятельности, и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Так, например, академик А. Д. Жарков определяет форму как:

1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) [11, с. 219].

В. В. Попов определяет форму как внутреннюю структуру содержания творческой, воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченную системой специальных ме­тодов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой [27, с. 35].


Он же отмечает, что «под формами-программами понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». И, так, форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, структура, система организации чего-либо, совокупность приёмов и средств.

Форма обладает способностью отражать характер содержания материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличи­тельные жанровые особенности. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на: вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы.

Велико разнообразие форм, их насчитывается более 4000. А. С. Шмаков находит соответствие между понятием форма и мероприятие. Мероприятие представляет совокупность различного рода воспитательных воздействий, с отвечающими их требованиям материальным и духовным условиями, подчиненных комплексной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих целостное образование. Мероприятие может быть связано с началом нового этапа деятельности (где даётся старт идеи), или окончанием задуманного – итог прожитого коллективного достижения. Из системы мероприятий складываются процессы социально-культурной деятельности.

С. А. Шмаков мероприятие раскрывает как «мера приятного» от познания нового, от общения с друзьями, от ощущения своей значимости. Так же тождественно понятию мероприятие – коллективное творческое дело (далее КТД). В основе КТД лежит комплексно-деятельностный подход. Он требует организации различных видов деятельности: художественный, познавательный, ценностно-ориентационный и т. д., органичное сращивание их, дополнение друг другом [42].

Е. Г. Григорьева считает, что «в самом широком виде форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закончен­ное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее» [35, с.30]. Формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соот­ветствующих способов организации деятельности людей (массо­вой, групповой, индивидуальной). Формы базиру­ются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному реше­нию социально-педагогических целей.

Форма социально-культурной деятельности – целенаправленная, запланиро­ванная информационно-просветительная, социально-педаго­гическая и культурно-воспитательная акция, опирающаяся насобытийно-художественную и организационно-методическую основу, ориентированная на определённую аудиторию.

Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и, наоборот, содержание может дик­товать адекватность формы. Примером может стать нашед­шая широкое распространение в первые годы советской власти форма «Живая газета», когда необходимо было для воюющей армии доносить информацию о происходящих событиях на фронте, в стране и за рубежом просто и доходчиво. Эта форма была рассчитана на воюющих солдат Красной армии, которые в основном были безграмотны и нуждались в по­лучении легко запоминающихся сведений о последних событиях. В даль­нейшем, в связи, с проведением общегосударственной кампании по дости­жению в стране всеобщей грамотности, эта форма приобрела чисто агита­ционную направленность [21, с. 48 ].

Формы с СКД различаются по времени подготовки (экспромт, предварительная подготовка); по способу организации (коллектив, группа, один человек); по характеру включения в деятельность (обязательный, добровольный); взаимодействие коллектива с другими коллективами, людьми (открытое, закрытое). Конструктивные элементы формы определяют методику организации и проведения (конкурсы, акции, посиделки, фестивали, коллективные творческие дела и т. д.)

Г. Н. Новикова придерживается следующей классификации форм. В зависимости от подбора методов подачи содержания и направлений социально-культурной деятельности, можно выделить такие группы форм: информационно-просветительские – лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.; зрелищно-развлекательные – праздники, концерты, фестивали, обряды и т. п.; игровые – всевозможные индивиду­альные и командные спортивно-игровые состязания, конкурсы, аукционы, а также тематические игровые программы. К этой группе можно отнести также формы, театрализованной игровой деятельности. В зависимости от способов организации аудитории формы подразделяются: массовые, групповые, индивидуальные [21, с. 47 - 48].

Анализ совокупного опыта учреждений социально-культурной сферы по исполь­зованию форм СКД, данные наблюдений, изучение учетно-отчетной документации различных типов досуговых центров дают возможность исследователям выработать различные варианты классификаций, учитывающих основные разновидности реали­зующихся на практике форм СКД. В. В. Попов формы СКД распределяет в относительно самостоятельные группы по следующим признакам: количественным показателям аудитории, по качественным характеристикам объекта воздействия, по поселенческой принадлежности, по общественному назначению и задачам социально-культурной деятельности, по организационным особенностям [27, с. 36-37].

1. По количественным показателям аудитории:

· формы индивидуальной работы (собеседование, консультации, индивидуальное прослушивание, просмотр…);

· формы групповой работы (вечер встречи, вечер-диалог, диспут, круглый стол, конференция;

· формы массовой работы (праздник, фестиваль, ярмарка, театрализованные представления, олимпиады).

2. По качественным характеристикам объекта воздействия:
а) По возрасту:

· формы работы с детьми и подростками (утренник, праздник детской книги, тематический кинопоказ, мультфильмов);

· формы работы с молодежью (дискотека, обряды совершен­нолетия, посвящение в студенты);

· формы работы с людьми среднего поколения (вечера «Для тех, кому за 30», конкурсы профессионального мастерства);

· формы работы с людьми старшего возраста (вечер чество­вания ветеранов, «серебряная», «золотая» свадьбы, проводы на пенсию).

б) По полу:

· формы работы с женщинами (консультации кулинаров, мо­дельеров, демонстрации моделей одежды);

· формы работы с мужчинами (военно-спортивные эстафеты, проводы в армию).

в) По семейному положению:

· формы работы с молодыми семьями (спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», клуб выходного дня, консуль­тации психолога, детского врача);

· формы работы с семейными людьми (день российской се­мьи, семейные юбилеи, семейный вечер отдыха);

· формы работы с многодетными семьями (вечер-портрет, рассказ, чествование династий).

г) По поселенческой принадлежности:

· формы работы на селе (праздник малого села, деревенские посиделки);

· формы работы в городе (день города, праздник улицы, дво­ра, микрорайона).

3. По общественному назначению и задачам социально-культурной деятельности:

· формы политико-просветительной работы (общественно-по­литические праздники, политические митинги, «заочные путеше­ствия по зарубежным странам»);

· формы информационно-просветительной работы (лекция, обзор, вечер-интервью);

· формы организации самодеятельности и инициативы, раз­вития творческих способностей личности (аукцион, викторина, кон­курс знатоков, творческие фестивали, выставки);

· формы художественно-зрелищной работы (литературная, му­зыкальная композиция, концерт, спектакль, шоу-представление);

· формы организации отдыха (танцевальный вечер, дискоте­ка, огонек).

4. По организационным особенностям, учитывающим:

а) характер общения:

· монологические формы СКД (доклад, отчет);

· диалогические формы СКД (беседа, ток-шоу);

· дискуссионные формы СКД (диспут, дискуссия).

б) цикличность организации досуговых мероприятий:

· эпизодические формы работы (митинг, концерт, тематичес­кий вечер);

· цикловые формы работы (циклы лекций, бесед, календарные праздники):

· формы-кампании (декады искусств, дни культуры дружествен­ных государств и т.д.).

Сегодня в организации форм СКД наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетите­ли часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие объедине­ния, клубы по интересам, студии, кружки не вполне удовлетворяют постоянное стремление населения, в особенности молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

• Во-первых, необходимо комплексное исследование на­правленности и структуры проведения свободного времени на­селения.

• Во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации СКД разновозраст­ных групп населения и в первую очередь молодежи.

• В-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности.

• В-четвертых, информирование, а также обучение населе­ния современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки.

• В-пятых, подготовка профессиональных специалистов социально-культурной деятельности.

В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: