Заключение
В заключении, я считаю, что поставленные передо мной цели (совершенствование профессионально-педагогической подготовки и формирование педагогической умелости, который включает в себя обстоятельное знание своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией, достаточную сформированность умений и навыков дифференциальной диагностики, а также довольно развитые профессионально-педагогические личностные свойства и качества) были достигнуты, все задачи реализованы.
На протяжении учебной практики я не только осваивала методику проведения уроков с детьми, имеющими различные особенности в развитии, но и старалась применить все те навыки, которыми овладела в университете. Я осознала значимость каждого из них в реальной жизни. Я также участвовала в оформлении, посвященному 8-му марта. В работе дефектолога нужна не только психолого-педагогическая подкованность, но и творческая. Т.к для каждого мероприятия, урока и праздника нужно придумывать и организовывать оформление, составить программу проведения.
В целом практикой и своей работой я осталась довольна. Профессию выбрала осознанно, на практике только удостоверилась в правильности своего выбора. С каждым днём интерес к профессии дефектолога растёт.
Список литературы:
1.ГОСО высшего образования Бакалавриат (23 Августа 2012г.)
2.Типовые правила деятельности организаций высшего и послевузовского образования (Постановление Правительства от 17 мая 2013 года)
3.Истратов О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/О.Н. Истратов, Т.В.Эксакусто.-Ростов н/Д,2005
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А. Осипова-М., 2001
5. Психодиагностика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л.Ф Бурлачук.- СПБ.: Питер, 2008
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.- М., 2004
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/ К. Рудестам, -СПб.: Питер Ком, 2004
8. Собчик Л.Н. Управление персоналом и психодиагностика / Л.Н. Собчик.- М., 2008
9. Трунов Д.Г. Основы психоконсультирования: методическое пособие/ Д.Г. Трунов.-Пермь, 2007
10. Шевандрин Н.И. Основы психодиагностики / Н.И Шевандрин – М.,2003
11. Грищенко Е.Г. Учебно-методическое указание по производственной практике для студентов специальности «психология» всех форм обучения.-Усть-Каменогорск: ВКГУ им. С. Аманжолова, 2011.-2 переизд., доп. и перераб.- 22 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Характеристика ребенка с расстройством эмоционально-коммуникативной сферы
Кира Иванова
В поведении ребёнка наблюдается: Эмоциональная возбудимость, сочетающаяся с плаксивостью, ребёнок отвлекается от плача когда с ней проводят занятие, но не на долго. Плаксивость возникает в соответствии с трудностью выражений эмоций и инертностью эмоциональных реакций.
В результате проведения коррекционной работы вступает в контакт с педагогом, выполняет задания словесной инструкции, проявляет «нежелательное» поведение плачет и кричит. В общении с людьми избирательная, испытывает некоторые трудности (когда нужно говорить пока, когда привет), произносит слова, в силу своих артикуляционных возможностей, понимает когда к ней обращаются и что от неё требуют.
Ребёнок не может сообщить сведения о себе и ближайшем окружении, эпизодически откликается на имя, Чрезмерная сенсорная чувствительность: получает удовольствие при игре с фасолью. Трудности с ориентировкой в пространстве(ты тут, а мама там), в своём теле ориентируется с помощью педагога, знает где голова, рука, нос, глаза, живот. При выполнении заданий торопится.
Определение основных цветов, размера и формы предметов: ребёнок на слух с может определить где большой а где маленький, основные цвета при наделении слов эмоциональной окраской, повторяемой с одинаковой интонацией. Может соотнести кошка - мяу, собака – гав.
Счетные операции не доступны. Тонкая моторика развита слабо, девочка с трудом удерживает предметы разной величины. Графомоторные навыки не сформированы.
Приложение Б
Консультация №1
ФИО ребенка: Васильков Иван Иванович
ФИО родителя: Васильков Иван Евгеньевич
Ответственный специалист: Будкеева Виктория (учитель-дефектолог)
Тема: «Сенсорное развитие, обучение ребенка различать и называть основные и оттеночные цвета».
Иван может соотнести и назвать некоторые основные цвета, но не знает, как называются оттеночные. Вам нужно начать с закрепления уже имеющихся знаний, так изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим, затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т.д.
Для успешного сенсорного развития Вашего ребенка были выделены следующие советы:
Совет №1: как можно больше рисовать
Конечно, пусть лучше Ваня рисует сам, но, если он не любит или не умеет, рисуйте вместе с ним или даже вместо него. Рисование – это то, что интересно абсолютно всем детям вне зависимости от возраста. Словами не передать, сколько положительных эмоций вы получите.
Совет №2: «доставлять удовольствие глазу»
Раскрашивайте контурные картинки различными цветами, которые Иван выбирает самостоятельно. Когда Иван сам создаст разукрашенную композицию, он сможет не только замечать цвета, но и наслаждаться ими, выбрав для себя самые любимые.
Совет №3: весь день посвятите одному цвету
Чтобы подчеркнуть важность момента, пусть какой-то элемент вашей одежды будет красным или желтым, а возле детской кроватки закрепите воздушный шар нужного цвета. Нарисуйте вместе с Ваней картину, используя тот цвет, который вы изучаете, продумайте подходящий сюжет. Наверняка произведение получится достойным, поэтому пусть кон покажет его и бабушке и папе, сопроводив рассказом про выбранный цвет. К новому цвету нельзя переходить, пока не освоен предыдущий.
Совет №4: используйте методику ненавязчивого обучения
На прогулке, во время обеда или игры обязательно обращайте внимание на разные предметы и указывайте названия их цветов. Рассматривая цветущую клумбу, называйте цвет каждого цветка. Если детская одежда имеет яркие цвета, можно проговаривать их названия во время переодевания на прогулку. Пусть кроха сам решает, в чем ему пойти, но только для этого надо, чтобы он четко заявил, что наденет именно синие брючки. То же самое надо проделывать с игрушками.
Совет №5: используйте любой предлог, чтобы научить ребенка
Например, у него в комнате разбросаны игрушки. Скажите ему, что уборку надо начинать с игрушек красного цвета. Иван смотрит в окно: начинайте комментировать, какого цвета машины едут по улице. Читая книжку, объясняйте, что на картинке нарисован цыпленок желтого цвета, собачка с коричневой шерстью.
Совет №6: Никогда не торопите ребенка во время занятий.
Непременно подсказывайте Ивану, если он ошибается: «Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.
Совет №7: рассказывайте про оттенки
Малыш наверняка запомнит, что небо может быть и синим, и серым, и голубым, а цветы не только красными, но и розовыми.
Игры для обучения цветам:
Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть Иван сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».