Тема 2.8.Психологический реализм в творчестве М.П. Мусоргского (1839-1881).
Аудиторн. зан | 2.8. Психологический реализм в творчестве М.П. Мусоргского. План темы. 1 Творческий облик композитора. Проблематика творчества, истоки. 2 Жанровое своеобразие и особенности музыкального языка камерно-вокального творчества. Социально-публицистическая заостренность творчества. 3 Особенности воплощения образов царя и народа в трагедии. Концепция Мусоргского в опере «Борис Годунов» и ее основные редакции. Драматизация и психологизация хорового стиля народно-массовых групп. 4 Масштаб замысла, интонационное единство и новаторские приемы его воплощения в сюите «Картинки с выставки» (драматургические принципы и тематические связи) | Лекция | 29.01.2021 05.02.2021 12.02.2021 19.02.2021 | ||
Аудиторн. зан | Практическая работа №19: Социально-нравственная тема в камерно-вокальном творчестве М.Мусоргского. | Практич.зан. | |||
СРС | Задание 1: Заполнить таблицу и подготовить конспекты на тему: «Периодизация жизненного и творческого пути М.П.Мусоргского», Задание 2: Изучить учебно-методическую литературу и подготовить доклады, мультимедийные средства для обеспечения образовательного процесса для практики в школе по творчеству М.П.Мусоргского; Задание 3: Слушать произведения (согласно списку), запомнить основные темы на слух, анализировать с точки зрения средств выразительности и элементов стиля, петь примеры музыкальных тем из творчества композитора. | Выполнение практических заданий | |||
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»
Информация в группе:
-Аудиоальбом, номера из списка примеров:
|
https://vk.com/audios-120997541?section=playlists&z=audio_playlist-120997541_83551523
- Видеозаписи: https://vk.com/club120997541?w=wall-120997541_152
- Документы (скачать в группе История музыки 3 курс СГПК https://vk.com/club120997541)
Musorgskiy_Konskpekt_Opera_Boris_Godunov
Musorgskiy_Tablitsa_Razvitie_obraza_Borisa
Musorgskiy_Boris_Godunov_Khovanschina
Prezentatsia_Obraz_Borisa_v_tvorchestve_Shalyapina_
- Составление конспекта
1. Жизненный и творческий путь. Периодизация. [6]; [7] Философские вопросы времени в творчестве композитора. Религиозные образы [2, 24-27]; [1, 210].
2. История создания оперы «Борис Годунов» [1, 253]; [4].
3. Характеристика музыкальных образов: народ + царь (в развитии) [8, 89-101]; [12]; [13].
Литература:
1. История русской музыки. Том седьмой 70-80-е годы XIX века Часть первая, коллектив авторов. Сабинина М.Д. глава М.П.Мусоргский. М., Музыка,1994.
2. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. Книга 1. – Владос, 2001.
3. Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 класс». Сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М., Просвещение, 2002.
4. Оперы М.П.Мусоргского: Путеводитель. – М., 1980.
5. Очерки по истории русской музыки XIX века. Сост. Хопрова Т.А., Крюков А.Н., Василенко С.Я. /гл.6/. – Л., 1960.
6. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». – М., Владос, 2001.
7. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях её творцов. Сост. И ред. Серебрякова Л.А. – «Урал Л.Т.Д.», 2001.
8. Русская музыка в школе под ред. Рапацкой Л.А. – М., Владос, 2003.
9. Русская музыкальная литература: Выпуск 2. Издание 6-е, исправленное и дополненное. Составление и общая редакция Э. Л. Фрид, Л: Музыка, 1980.
10. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Сост. Григорович В.Б., Андреева З.М. 2-е изд. – М., 1990.
|
11. Фрид Э.Л. М.П.Мусоргский. – Л.,1987.
Периодические музыкальные издания
12. «Музыкальная жизнь»: №4/2006 стр.41; №12/2006 стр.5; №9/2002 стр.33 Ознакомиться с рецензиями на спектакль «Борис Годунов» в Берлине, Геликон-опере и Мариинском театре.
13. «Искусство в школе» №6/2006 интегрированный урок «Проблема отношений народа и царской власти», стр.32-39.
14. «Музыкальный руководитель» №1/2004год.
15. Энциклопедия «Шедевры мировой классической музыки»
https://www.mussorgsky.ru
https://timerime.com/en/page/my_timerime/739/
https://amabile.ucoz.ru/
Просмотр видеофильма-оперы «Борис Годунов; видеофильма «Русская пятерка», часть «М.П.Мусоргский.
- СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ ИЗ ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВИКТОРИНЕ ПО ТЕМЕ 2.8.
«Борис Годунов»
Пролог – целиком (с анализом).
I действие: монолог Пимена, лейтмотив Самозванца (из вступления ко 2 картине), песня Варлаама (с анализом), ансамбль «Как едет ён»;
II действие: монолог Бориса «Достиг я высшей власти», сцена с курантами (с анализом);
IV действие: песня Юродивого (с анализом), хор «Кормилец-батюшка», сцена Юродивого и Бориса (с анализом), хор «Не сокол летит по поднебесью», песня Мисаила и Варлаама «Солнце, луна померкнули», хор «Расходилась, разгулялась» (с анализом), финал (песня Юродивого).
РОМАНСЫИ ПЕСНИ: «Калистрат», «Семинарист», «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», «Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» (Блоха).
Цикл «Детская»: «С няней», «В углу» (с анализом), остальные пьесы - для запоминания на слух. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
СЮИТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» - целиком - (анализ: прогулка, Гном, Быдло, Избушка на курьих ножках, Богатырские ворота).