Социально-культурная деятельность реализуется при помощи средств. Средства позволяют раскрыть содержание социально-культурной деятельности, организовать, сделать её более яркой, эмоциональной, запоминающейся, информационно насыщенной. Т. Д. Киселёва, Ю. Д. Красильников считают основными средства социально-культурной деятельности средства массовой информации и коммуникации. Не смотря на «специфические особенности, средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения» [12, с.315]. Е. Г. Григорьева определяет средства социально-культурной деятельности как «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности [35, с.27].
Г. Н. Новикова средства социально-культурной деятельности рассматривает как «разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные цели» [21, с. 45].
Существуют различные подходы к классификации средств социально-культурной деятельности, всё зависит от того, что лежит в основании классификации. Средства социально-культурной деятельности могут быть организаторские, технические, средства воспитания, средства литературы, искусства и т. д.
Например, для того чтобы создать актив для подготовки каких-либо мероприятий используют организаторские средства – действия, позволяющие решить конкретную организаторскую задачу. Например, распределение поручений при подготовке творческого дела – жеребьёвка, выбор, цветик-семицветик, задание, ромашка, аукцион, добровольцы и т.д.
Целесообразно сочетание организаторских средств с другими педагогическими средствами, стимулирующими и формирующими личностное участие в деятельности: авансирование успеха, доверие, мнимое сомнение, увлечение и т. д.
Р. С. Немов среди педагогических средств выделяет воспитательные средства – приёмы, предметы, виды деятельности, явления, которые используются для достижения педагогических целей. Они различаются по типу воздействия на личность: средства прямого (непосредственного воздействия) и косвенного (опосредованного), по степени осознания, по характеру направленности по природе возникновения.
Прямые средства: правила, условия, регулирующие поведение и деятельность участников. Они устанавливают порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников: взаимные приветствия команд, жеребьёвка. Это могут быть:
- правила проведения турнира или конкурса, предусматривающие снятие напряжённости у команд соперников;
- жеребьёвка устанавливает порядок проведения, очерёдность;
- ролевая игра имеет свои правила, не позволяющие участникам выходить из роли.
Косвенные средства: выделяют специфику форм: элементы оформления (музыкальное, световое, изобразительное, художественное). Музыкальное оформление - позволяет создать необходимый настрой, заполнить паузы. Художественное оформление – своеобразный педагогический дизайн, создающий эстетику среды.
По степени осознания – осознанные, не осознанные.
По характеру направленности: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, индивидуальные.
По природе возникновения: органические, материальные, моральные, социально-педагогические, интеллектуальные, средства массовой информации и культуры [8, с.103].
П. И. Пидкасистый даёт другую классификацию средств.
Знаковые средства духовной культуры. Обеспечивают сохранность информации, её циркуляции, способствуют воспитанию внимания, формированию представлений о мире, мировоззрения, развитию абстрактного мышления, нравственных и других качеств.
Средства коммуникации. Служат ориентацией в социальном окружении, объясняют причинно-следственные связи в природе и обществе.
Средства интеллектуальной деятельности. Способствуют воспитанию навыков, привычек, установок, убеждений, личностному развитию [23, с. 416].
В. В. Туев средства социальн-культурной деятельности классифицирует следующим образом.
Печатные средства – художественная литература, политическая литература, научная, научно-публицистическая, публицистическая, периодическая
Устные средства – живое слово, сценическая речь.
Технические средства – аудио, видео, компьютерная техника.
Наглядные средства – афиши, плакаты, экспонаты, реликвии, фото, дизайн помещений, парков
Комплексные – игры, зрелища, развлечения, общение.
Художественные средства – декоративно-прикладное искусство, изобразительное, хореографическое, музыкальное, театральное, хоровое искусство [41, с.24].
Существуют и другие классификации средств. Это связано с их большим разнообразием. Средство может оказывать побуждающее действие при следующих условиях.
- авторитетность организатора;
- способность организатора обеспечить успешность деятельности;
- благоприятные межличностные отношения;
- влияние на потребности, которые мотивируют деятельность;
- вызов положительной ответной реакции;
- расчёт на положительное по времени влияние.
Таким образом, средствами социально-культурной деятельности являются предметы, явления, деятельность и т. п. Сами по себе они не несут ни каких функций, средства становятся тогда, когда служат достижению целей социально-культурной деятельности. Специалист социально-культурной деятельности должен удовлетворять культурные интересы населения, потребности людей различных возрастов и профессий, применять средства так, чтобы формы были интересны и содержательны. Средство может быть использовано эффективно при соблюдении следующих правил:
- цель определяет средства;
- количество и характер выбранных средств должны соответствовать художественно-постановочным задачам формы. Избыток и недостаток средств одинаково негативно сказываются на выражении формы;
- при выборе средств нужно владеть в совершенстве методикой их применения, знать сильные и слабые стороны;
- средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности;
Средства социально-культурной деятельности между собой взаимосвязаны. Они подбираются с учётом определённой аудитории, участников (дети, подростки, молодёжь, пожилые люди). Выбор средств зависит от тематической направленности форм, возможностей специалистов и учреждений социально-культурной деятельности.
Контрольные вопросы
1. Какие понятия предшествовали термину технология, дайте им краткую характеристику?
2. Дайте определение понятию «технологии социально-культурной деятельности». Чем обосновано введение этого понятия в теорию и практику социально-культурной деятельности?
3. Как развивалось осмысление понятия «технологии социально-культурной деятельности»?
4. Назовите уровни, аспекты технологий социально-культурной деятельности? Назовите подходы к классификации технологий социально-культурной деятельности.
5. Перечислите основные характеристики технологий социально-культурной деятельности.
6. Как ведущие факторы развития технологий социально-культурной деятельности?
7. Назовите структурные элементы технологий социально-культурной деятельности?
8. Назовите структуру технологического процесса социально-культурной деятельности?
9. В чём выражается специфика технологий социально-культурной деятельности?
10.Назовите подсистемы технологий социально-культурной деятельности
11. Назовите учёных, внесших вклад в развитие технологий социально-культурной деятельности.
12. Дайте определение понятию «метод социально-культурной деятельности».
13. В чём суть саморазвития, самовоспитания личности?
14. Обоснуйте необходимость диалогичности и взаимодействия в методах социально-культурной деятельности.
15. Назовите классификации методов социально-культурной деятельности.
16. Назовите специфические методы социально-культурной деятельности, дайте краткую характеристику им.
17. В чём сущность бинарного подхода к методам социально-культурной деятельности? Приведите примеры.
18. Охарактеризуйте метод социально-культурной деятельности как систему.
19. Назовите основные правила для обеспечения бинарности методов социально-культурной деятельности
20. Назовите основные подходы к определению «формы» в теории социально-культурной деятельности.
21. К какому определению формы вы отдали бы предпочтение, почему?
22. По каким характеристикам различаются формы социально-культурной деятельности?
23. Как классифицируются формы социально-культурной деятельности?
24. Почему «мероприятие» и «коллективное творческое дело» можно считать схожими с понятием формы? В чём их педагогическое значение?
25.На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности.
26.Что должны учитывать специалисты при организации форм социально-культурной деятельности?
27. Назовите основные различия между формами, играми и делами?
28.Приведите по одному примеру каждого типа форм (мероприятие, игра, дело) дайте им классификацию по предложенным основаниям в параграфе.
29.Назовите две основные группы форм. Какие подходы есть к конструированию форм?
30.Укажите особенности форм с постоянным набором конструктивных элементов, форм с организационно-содержательной идеей и форм свободного творчества. Приведите примеры, укажите особенности методического рисунка приведённых вами форм.
31.Что представляет процесс моделирования форм?
32.Какие подходы есть к реализации форм социально-культурной деятельности.
33.Назовите алгоритм конструирования форм.
34. Составьте план подготовки и проведения какой -либо формы на выбор. Какие приёмы и средства используются на каждом этапе, каков их воспитательный результат?
35. Что нужно учитывать при подготовке форм социально-культурной деятельности?
36. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности.
37. Каково назначение средств социально-культурной деятельности?
38. Дайте определение средствам социально-культурной деятельности.
39. По каким основаниям классифицируются средства социально-культурной деятельности?
40. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств социально-культурной деятельности.
Литература к главе:
1.Азаров Ю.П. Сверхзадача Саши Рогозина или диалектика любви и свободы / Ю. П. Азаров //Нар.образование, 1997. - №1.-С.99-104.
2.Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Т. Н. Новиковой. М.: МГУКИ, 2002.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: иннов. курс. кн.1. / В. И. Андреев. – Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 565 с.
4.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод.основы / Ю. К. Бабанский, М.: Просвещение, 1982. –192 с.
5.Бархаева, Б. П. Новые аргументы в педагогических технологиях / Б. П. Бархаев // Шк. Технологии, – 1996. № 4. – С. 47–52.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько, –М: ИР–ПО, 1996,-192с.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
8. Богдан, С. В. Нравственное воспитание подростков в культурно-досуговой деятельности школы / С. В. Богдан. – Ч–еляб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 320 с.
9. Бубер, М. Я и Ты / перевод В. В. Рынкевича. Из кн.: Мартин Бубер. Два образа веры. М., - 1995. – С. 16 - 92
10.Диханова, Л. Г. Социальный педагог – педагог дополнительного образования. учеб. метод, пособие /Г. Л. –Диханова, – Екатеринбург: СОЦМП. Урал медиздат, 1998. – 189 с.
11. Жарков, А. Д. Технология кулыурно-досуговой деятельности учеб. пособ. / А. Д. Жарков–, М.: «Профиздат», 2002 – 288 с.
12. Киселева, Т. Г. Социально-культурной деятельности: учеб. / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, – М., 2004. – 360 с.
13.Кларин, В. М. Педагогические технологии в учебном процессе / В. М. Кларин. - М.: Знание, 1989. – 110 с. – (Новое в жизни, науке и технике).
14. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский, К. Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоции // Педагогическое наследие, – М., 1988. –С.111–36.
15. Культурно-досуговая деятельность: уч. пособие / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М: МГУК, 1998.
16. Кушнир, А. Новая Россия подрастает / А. Кушнир // Нар. образование. – 1997. – № 5. – С. 22– 27.
17. Монахов, В. М. Аксиологический подход к проектированию педагогической технологии /В. М. Монахов // Педагогика. 1997. №– 6. – С. 26 – 31.
18. Монахов, В. М. Педагогические технологии профессора В. Монахова / В. Монахов // Педагогический вестник, 1996. – № 11. – С. 3 – 52.
19. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995. – 167 с.
20. Назарова, Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20–27.
21. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: уч ебное пособие/ – Г. Н. Новиков. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010. –158 с.
22. Новиков, А. М. Методология игровой деятельности/ А. М. Новиков. – М.: Изда-тельство «Эгвес», 2006. – 48 с.
23. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. – 2001. – 640 с.
24. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
25.Петухов, И. А. Информационная технология в промышленности / И. А. Петухов, В. С. Шибанов, – Л.: Машиностроение, 1988. - 283 с.
26. Пидкасистый, П. И.Технология игры в обучении и развитии: учеб.пособие: В 2-ч./ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. –М.: Рос.пед.агентство, 1996. – 269 с.
27. Попов, В. В. Содержание и формы культурно-досуговои деятельности: учебно-методическое пособие / В. В. Попов. — Тюмень: PMU ТГАКИ, 2007. — 220 с.
28. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ века): учеб.пособие / В. М. Рябков, Челябинская гос академ культуры и искусств. – Челябинск: Полираф-Мастер, 2008. - Т-9. – 534 с.
29. Селевко, Г. К. Технологии педагогических советов / Г. К. Селевко // Шк. технологии. – 1998. –№ 3. – С.3–56.
30. Селевко, Г. Воспитательная технология "Самосовершенствование школьника"/ Г. Селевако, И. Закатова, О. Левина //Народное образование. - 2000. – №1. – С.144–165. – №3. – С.98–111.
31. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии.
Учеб. пособие. / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998, - 270 с.
32. Селевко, Г. Технологии развивающего обучения / Г. Селевко // Шк.технологии. – 1997. – № 4. – С. 22 –46.
33. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. – 3-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
34. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – 4-е изд., стеритип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
35. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. - 504 с.
36.Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. – 3-е изд., испр. И доп.. – М.: Академический проект, 2004. – 864 с.
37.Социально-культурная деятельность: учебник / отв. ред. К. И. Вайсеро, авторский коллектив кафедры культурно-досуговой деятельности. – М.: МОРФ ВУ. - 202 с.
38. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МГКИ, 2000.
39. Стрельцов, Ю.А. Человек в мире общения / Ю. А. Стрельцов М.: МГУК, 2000. –- 70 с.
40. Стефанов, Н. Общественные науки и социальная технология / Н. Стефанов - М.: Пресс., 1976. - 251 с.
41.Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность
/ сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. –87 с.
42 Шмаков, С. А Игры шутки - игры минутки / С. А. Шмаков - М.: Новая школа, 1997, –112 с.