Вклад русской литературы и исскуства в мировую культуру




 

Господствующим направлением в русской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивной литературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Щедрин, А.П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, но каждый по-своему, через призму своего восприятия.

В тематическом многообразии художественной литературы России этого периода выделяются произведения о народе, прежде всего о крестьянстве. "Пора прекратить любезничанье с народом",- провозгласил в 1860 г. Н.А. Добролюбов. В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцов, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации.

Еще более развенчание простого хозяйственного мужика, превращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что хозяйственного мужика до мироеда "один только шаг". Настоящего мужика, подлинный тип русского крестьянина дал Л.Н. Толстой. Начиная от "Казаков" и Платона Каратаева в "Войне и мире" до последних произведений, Л.Н Толстой больше обращал внимание не на быт,а на сознание, психологию крестьяниа, на его духовное состояние.

Купные писатели постоянно затрагивали самые жиотрепещущие, самые глубные темы, но острие направлялось на критику те условий жизни, которые обрекали наро на одичание, нищету, безграмотность, ф лучших представителей интеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как из этого положения. Эти искания гениально передал Ф.М. Достоевский в романах "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Идиот" и другие.

По-моему мнению русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов ("Кто виноват?", "Что делать?", "Много ли человеку земли нужно?") заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. Огромное дело делала вся российская литература, поднимая культуру народа, прбуждая лучшие чувства, славя свободу, призывая к добру и милосердию.

В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Новые веяния в искусстве были стихийными.

Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н.Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", явившейся настоящим событием в развитии эстетической науки.

Вторая половина 19 в. стала выжным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как "расцвет русского искусства". Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть "академическое", выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и "передвижническое", т.е. демократическое.

Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине 18 века. За многие годы своего существования она воспитала большое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Яркими представителем академической школы живописи во второй половине 19 века стал исторический живописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписе храма Христа Спасителя.

Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова "Приезд станового на следствие", "Сельский крестный ход на Пасхе" и другие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасов писал: "Наше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно".

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый "бунт четырнадцати". Лучшие выпусники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками.

К концу 60-х гг. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы Объединила художников реалистов всей России, Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных выставок, предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым.

В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организавало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишеневе и других городах. Товарищество приевратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. 19 века. Всего было устроено 48 вытавок. Исскуство передвижников развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины "Бурлаки на Волге", о которой Стасов писал: "Художник со смелостью, у нас беспримерной, окунулся с головой во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной, щемящей действительности".

Я считаю в исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников 19 в. В.И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В его картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине "Богатыри" символическипоказаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор.

В жанре бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах "Крах банка", "На бульваре", " Не пущу!" и других отразил быт новой, капиталистической России. Социальные мотивы нашли отражения в картинах В.Г. Перова "Проводы покойника", "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", Н.А. Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", В.М. Максимова "Семейный раздел", Г.Г. Мясоедова "Земство обедает".

Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократические взгляды Крамского нашли отражение в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, соцмальный протест ("Полесовщик", "Мика Моисеев", "Крестьянин с уздечкой"). Прекрасные портреты писали также И.Е. Репин (Мусоргского, Толстого), В.Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского, "Странник"). Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и многплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Я дума, что портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа-писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей.

Ко второй половине 19 века относится расцвет пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу щедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели " поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива с редкостной поэтмчностью его истолкования.

В картинах Ивана Ивановича Шишкина "Лесные дали", "Корабельная роща", "Рожь" запечатлены красота и мощь русского леса, захватывющий размах необозримых российских просторов. Его картины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.

Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах "Вечер. Золотой лес", "Вечерний звон", "Март" и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа.

Особое место в русском искусстве второй половины 19 века, занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу

Излюбленной темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Он изображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, при разном освещении. Его картины "Деватый вал", "Черное море" и многие другие широко известны в мире.

Васили Васильевич Верещагин вошел в число крупнейших мастеров, подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жесткокость и бесчеловечность войн. Циклы картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом.

Развитие русской скульптуры второй половины 19 века протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменшилась, посколько в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. В это время было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первую очередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, автора памятника А.С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города.

Наиболее талантливым скульптором второй половины 19 века был Марк Матвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Иван Грозный, Ермак, Петр I и мифологический Мефистофель олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла.

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, фабрик и заводов. Центры крупных городов быстро застраиваются. Рост цен на землю приводит к тому, что здания возводятся в 4-7 этажей, вплотную к друг другу, улицы превращаются в коридоры. Идет наступление на площади и парки. В Москве уничтожили ансамбль Театральной площади, в Петербурге в 70-80-е гг. возвели здание на территории Адмиралтейства, закрыв вид на него со стороны Невы, застроили прекрасную площадь между зданиями университета и Биржи.

Новые заказчики требовали внешнего украшательства, и поэтому преобладающим в архитектуре стало смешение разных стилей прошлого. Использование разных стилей характерно для выдающихся архитекторов А.И. Резанова и В.А. Шретера. Наиболее значительной постройкой Резанова был дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге. Фасад дома оформлен в стиле дворцов-паллацо флорентийского ренессанса. Шретер произвел пристройку к зданию Мариинского театра, перепроектировав главный фасад его, был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тилисе, Нижнем Новгороде, Иркутске.

С 40-х гг. под вляинием славянофилов распространилась идея использования в архитектуре искусства Древней Русси. В церковном строительстве возник русско-византийский стиль, поддержаный в высших сферах, поскольку он пропагандировал идею преемственности России от Византии. Оснаватель стиля, крупный архитектор К.А. Тон был автором прокта храма Христа Спасителя, строившегося с 1837 по 1883 г. К.А. Тон первым применил многие передовые конструктивные решения, которое нашли широкое распространение. В 60-70-х гг. шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболее крупным представителем этого направления был архитектор И.П. Ропет, поэтому все направление иногда называли "репотовщина". Этот новый, более демократический вариант "русского" стиля, отличался обильным декорированием зданий узорами резьбы по дереву, русских народных вышивок. Ропет возводил деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды - ныне зданиие ГУМа, здание Городской думы.

В церковном строительстве 80-90-х гг. это направление нашло отражение в подражении стилю церквей 17 в., вытеснив русско-византийский стиль. Наиболее типичной постройкой этого направления является храм Спаса на крови в Петербурге (построенный архитектором А.А. Парландом на месте убийства Александра II). В постройке жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов в это время господствует эклектический ренессансо-барочный стиль, который импонировал заказчикам помпезностью, разнообразием отделки, богатством форм. Достоинством этого направления застывших стилеобразующих систем, что давало возможность легко присппособляться к возоросшим размерам домов, к большим и разным по конфигурации оконным премам. Одним из образцов такого стиля был большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа.

Во второй половине 19 века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, оснавателем который был М.И. Глинка. Именно во второй половине 19 века русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность.

Продолжая традиции М.И. Глинки, русские композиторы утвердили, обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке.

Прежде всего эти традиции развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, объединенной в начале 60-х гг. в кружке композитора М.А. Балакирева. Все творчество "Могучей кучки" пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни. Когда первые произведения этой группы композиторов зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В.В. Стасов написал: "сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов". С тех пор кружок стали называть "Могучей кучкой".

По примеру Глинки композиторы использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина "Борис Годунов" легла в основу оперы Мусорского, Бородин создал оперу "Князь Игорь" по мотивам "Слова о полку Игореве", Римский-Корсаков создал оперы "Майская ночь" и "Ночь перед рождеством" по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу "Сорочинская ярмарка".

В 60-70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами "Могучей кучки" этому способствовали близко примыкавший к ним ним И.П. Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н. Серов, В.В. Стасов. Организуется Русское музыкальное общество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы "Могучей кучки" создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

П.И Чайковский относился к "кучкистам" с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М,Балакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", оперу "Черевички" (по Гоголю), "Чародейка". В 1876 г. он создал балет "Лебединое озеро", в 1889г.-"Спящую красавицу", в 1892г.-"Щелкунчика". Композиторы "Могучей кучки" и П.И. Чайковский создали щедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики.

Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления". В цикле сатирической комедии "бешеные деньги, "Лес", "Волки и овцы" и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме "Гроза" передана тягостная, давящая атмосфера "темного царства". Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицимеря ("Беспрданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклоники"). Среди проиведений Островского были исторические драмы, изумительная по-мему мнению пьеса-сказка "Снегурочка". Островский спсобствовал созданию новой школы в дратургии среди актеров.

Крупым драматургом этого периода был А.В. Сухово-Кобыин. В трилогии "Свадьбы Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" содержится обличение всей бюрократическй системы самодержавия от писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честных граждан.

Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интелегенции. Островский подавал несколько записок о необходимости создания русского национального театра в Москве, потому что "для русского искусства нет поля, простора, где бы оно могло развиться".

Любим театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, О.О. Садовская, Г.Н. Федотова, С.В. Шумский, И.В. Самарин и другие. Их игра отличалась высоким мастерством, искренним выражением чувств, всем тем, что Островский называл школой "естественной и выразительной игра на сцене". В Петербурге, несмотря на давление со стороны дирекции императорских театров и скепсиса публики "высшего света", также происходила демократизация Александринского театра, где играли блестящие актеры М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов и др.

Вторая половина века была временем широкого распространения театрального искусства на провинциальной сцене. Популярными труппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Ростове на-Дону, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.

В театрах ставились не только пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Бомарше, но и мелодрамы, водевили, ремесленные пьесы, иностранных и отечественных авторов.

В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римско-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.

В России проживало более 200 национальностей. Экономическое развитие национальностей было разным, они переживали разные ступени общественного развития.

Быстрое развитие капиталистических отношений шло на Украине. Здесь развитие культуры имело прочные корни и вековые традиции. В конце 50-х - начале 60-х гг. на Украине стали открываться воскресные школы, которые энергично организовывал профессор Киевского университета П.В. Павлов. В 1862 г. на Украине действовали уже 67 воскресных школ. Для этих школ Т.Г. Шевченко написал и издал "Букварь южнорусский".

Значительный вклад в развитие культуры и науки на Украине внесли Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты, в которых работали крупные русские и украинские ученые (Мечников, Сеченов, Максимович, Потебия и др.). Важным этапом в развитии образования на Украине стало преобразование в 1875г. Нежинского юридического лицея в Историко-филологический институт князя Безбородко. В институте князя Безроботко преподавали крупнейшие русские ученые-филологи: А.С. Будилович, Р. Ф. Брандт, М.Н. Сперанский и другие.

Продолжателями творчества Т.Г. Шевченко явились талантливые писатели, классики украинской литературы Марко Вовчок, Панас Мирный, И.Я. Франко, Леся Украинка. Марко-Вовчок - это псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович. Прекрасное знание быта и нравов украинских крестьян, их устного творчества, тонкое чувство языка сделали ее блестящей писательницей, ее рассказы из народного быта стали широко известны. "Украинские народные рассказы" Вовчок И.С. Тургенев перевел на русский язык.

Разносторонним было творчество Ивана Яковлевича Франко. Это был крупный поэт, романист и драматург, литературный критик. Его произведения (например, "Украденное счастье") пронизаны любовью к народу, глубоким пониманием его интересов. В своих книгах писатель выдвигал идеи сближения всех славянских народов. Писателем революционно-демократического направления был Панас Мирный. Романтическая, поэтическая сущность национального искусства и социально-философские проблемы своего времени выражены в произведениях украинской поэтессы Леси Украинки.

Развивался украинский национальный театр, для которого писали пьесы драматурги И.К. Карпенко-Карый, М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий.

Были заложены основы украинской национальной музыки. Выдающийся вклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор, ученик Римского-Корсакова, Николай Витальевич Лысенко. Его оперы "Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" имели огромный успех и не сходят со сцены до наших дней. В 1863 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра была поставлена опера ученика М.И. Глинки, знаменитого украинского певца и композитора Семена Степановича Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", в основу которой легли мелодии украинских народных песен.

Я думаю, украинская литература, драматургия, искусство развивались в тесном взаимодействии с русской культурой. Многие произведения украинских писателей, и в первую очередь Т.Г. Шевченко, М.Вовчок, И. Франко и других переводились на русский язык, издавались в Москве и Петербурге, укрепляли общую культуру России.

В то же время на украине зародилось и развивалось буржуазно-националистическое движение, которое старалось разорвать связи украинского и русского народов. Националисты выступали с идеей о "безбуржуазности" украинской нации. Эти взгляды подвергались критике со стороны демократических украинских писателей.

В Белоруссии развитие культуры шло также под влиянием передовой русской культуры. Здесь сформировалась национальная интеллигенция из лиц, окончивших Петербургский, Московский, Киевский университеты. Революционно-демократическое направление возглавили выдающийся деятель белорусского революционного движения, публицист, воспитаник Петербургского университета К.С. Калиновский и писатель-демократ Ф.К. Богушевич. На формирования взглядов Богушевича оказали влияние учение Чернышевского, поэзия Некрасова и Шевченко. Широко известными стали сборники его стихов "Дудка белорусская" и "Смычок белорусский". Крупнымии белорусскими писателями были Янка Лучина и В.И. Дунин-Марцинкович. Янко Лучина, инженер по образованию, долго работал в железнодорожных мастерских. В своих стихах воспевал труд.

Большую просветительную, научную и практическую работу проводил в Белоруссии Земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение.

В Прибалтике развитие школьного образования шло значительно быстрее, чем в центральных губерниях: по переписи 1897г. грамотность население старше 8 лет составляла в Эстонии - 90%, в Латвии-80% и в Литве-54%. В 80-х гг. были проведены реформы, по котором учебные заведения остзейских дворян и лютеранских пасторов были переданы в Министерство народного образования. Препоавание переводилось с немецкого языка на русский, кроме начальных школ. В ряде начальных школ обучение велось на латыжском и эстонском языках. Увеличелось число гимназий, учитеьских семинарий, других учебных заведений. Значительную роль в развитии просвещения и культуры Росси, сыгрло немецкое население Прибалтики. Много латышей, этонцев и литовцев учились в Дерптском, Петербургскм, Варшавском и дугих университетах, в Рижском политехническом институте. Петербургский университет окончил великий латышский поэт Я.Райнис. Крупным деятелеми эстонской культурыбыли выдающийся поэт и ученый Ф.Крейцвальд, ученый-языковед М. Веске.Крейцвальд составил знамеитую книгу эстонского национльного эпоса "Калевипоэг", а Веске работая в Канском университете, написал научный труд "Славяно-финские культурные отношения по данным яыка".

Издавался ряд газет и журналов на лытышском и эстонском языках, значительное развитие получили национальные литературы народов Прибалтики. В конце 19 в. начинали свою творческую деятельность эстонский писатель Э.Вильде и латышский поэт Ян Райнис. В молодости Райнис учился в Петербургском университете и на всю жизнь сохранил любовь к русской литературе. На латышский язык он перевел "Бориса Годунова" А.С. Пушкина и "Демона" М.Ю. Лермонтова, сделав эти великие произведения русской литературы доступными для латышского народа.

Особо в культуре народов Прибалтики выделяется имя литовского композитора и художника Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Опираясь на народную музыку, композитор красочностью языка как бы сближает музыку и живопись в своих симфонических произведениях, а в картинах стремится к пластической передачи музыкальности.

"Отцом латышского театра" называют Адольфа Алунана.

Культура народов Кавказа во второй половине 19 века тоже испытала благотворное влияние общественного подъема в стране. В грузинской литературе выдающуюся роль сыграл Илья Григорьевич Чавчавадзе-крупнейший поэт, беллетрист, драматург, переводчик. Вместе с писателями-соратниками Акакием Ростомовичем Церетели и Георгием Церетели Чавчавадзе принадлежал к направлению революционных демократов, высоко ценил произведения Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого. Я считаю, что русская культура оказала большое, руководящее влияние на путь Грузинского развития, оказало воздействие на то, что сотовляло духовную силу, сознание, мысль грузинской культуры. В конце века на литературное поприще вступил еще один замечательный грузинский поэт и писатель Важа Пшавела, автор более 30 поэм, многих стихов.

Еще 1851 г. в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой. С 80-х гг. в нем ставились оперы Глинки, Чайковского, Римского_корсакова и другиз композиторов. Было создано отделение Русского музыкального общества и регулярно проводились концерты симфонической музыки. В эти же годы композитор Мелитон Антонович Баланчивадзе создал первую грузинскую оперу "Коварная Тамара". М.А. Баланчивадзе вместе с Д.И. Аракишвили стали основоположниками грузинского романса. Одной из известных грузинских опер является "Абесалом и Этери", написанная Захарием Петровичем Палиашвили.

На основе поэтической легенды о любви царевича Абесалома и крестьянской девушки Этери.

В Тифлисе возник национальный грузинский профессиональный театр. На его сцене шли пьесы И. Чавчавадзе, А. Церетели, русских и зарубежных классиков.

В армянской литературе роль великого просветителя своего народа сыграл Микаэл Набландян-философ-материалист, поэт и критик. Он многое сделал для развития армянской литературы и искусства.

Основой для развития армянского театра стала драматургия Г. Сундукяна. В своих комедиях и драмах Сундукян показывал хищничество нарождавшейся буржуазии, власть денег, порождавшую ложь и обман. Первый армянский театр возник в Тифлисе, который был ощбекультурным центром Кавказа. Театр был создан армянским классиком драматургом Сундукяном. Впоследствии армянский театр ставил спектакли в Эриване (Ереване). Новый этап в развитии армянского театра опредедила драиатургия выдающегося прозаика А.М. Ширванзаде. На театральной сцене традиции реализма и жизненной правды утверждал актер и режесер Г.А. Чмышкян. Много для развития музыкального и оперного искусства сделал Армен Тигранович Тигранян, создавший классическую армянскую оперу "Ануш". Основоположником армянской симфонической музыки называют Александра Афанасьевича Спендиарова. Как ученый, музыкальный деятель и собиратель народных песен известен Комистас (С.Г. Согомян)

В Азербайджане основы новой художественной литературы и драматургии заложил крупнейший деятель культуры Мирза Фатали Ахундов. Ахундов сотавил в 70-х гг. новый азербайджанский алфавит. Вместе с ним вел большую просветительную работу публицист и критик, педагог Г. Зардаби, который основал азербайджанский театр сначала на любительских началах, а затем в 90-х гг. набрал профессиональную труппу. Театр ставил пьесы Ахундова и начинавшего свою деятельность крупного писателя, драматурга и революционого деятеля Наримана Нариманова.

Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной ителегенции у всех народов. Возникают различные просветительные и научные общества, отделения общеросийских обществ, музеи, новые училища, гимназии. Издавались газеты и журналы на родных языках не только в Закавказье, но и В Петербурге, и в Москве. Вделе развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открытый в 1815 г.) и Нерсеянское училище в Тифлесе. Крупными культурными центрами в этот период, кроме Тифлиса, становятся Баку и Эриван.

Большое влияние на деятельность национальных писателей-просветителей оказывала русская культура. Многие деятели просвещения окончили Петербургский университет и другие учебные заведения в центре страны, были знакомы с русскими писателями, многие деятели русской культуры бывали на Кавказе, начиная с Пушкина, Гибоедова. Крупный деятель грузинской культуры А. Церетели писал: "Есть молодая Россия, с которой мы желаем идти рука об руку не только для осуществлениянациональных, но и общечеловеческих идеалов, которые называются братством, единением, равноправием".

Культура Молдавии испытала благотворное влияние русских писателей, пребывание которых в Кишеневе оставило заметный след и дало толчок развитию демократического напрваления. Молдавская литература испытавала также влияние украинской и румынской литератур. Идеи буржуазного просветительства широко пропагандировали и проводили в жизнь Василе Александри и Михаил Эминеску, писатели-демократы. Жизнь молдавского села талантливо описал в своих произведениях писатель-реалист Ион Крянге.

Кишенев как центр культуры формируется в значительной степени во второй половине 19 века. Здесь также открывается театр, учебные заведения, возникают различные общества.

Развитие просвещения в Средней Азии делало только первые шаги. Хотя на ряду с церковными школами в 70-80-е гг. возникают светские, грамотными в конце века были только около 3 % жителей. В городах Верном, Семипалатинске, Ташкенте, Ашхабаде, Караколе были открыты русско-кахзахские, русско-туркменские и иные школы, но их было мало.

Развитие культур этих народов шло под влиянием, с одной стороны, мусульманской религии, с другой- русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов, многие из которых были уже профессиональными певцами и сказателями, сами сочиняли песни и сказы. Тенденции расширения просвещения принесли прогрессивные общественно-политические сдвиги в стране.

Большую роль в развитии казахской культуры сыграли просветитель, востоковед, этнограф и историк Чокан Валиханов и основоположник национальной литературы Казахстана Абай Кунанбаев. Валиханов записал и перевел на русский язык часть народного эпоса "Манас", участвовал в экспедициях, сотрудничал с крупными ученами-путешественниками Семеновым-Тян-Шанским и Потаниным. Он называл казахов "братьями русских по отечеству", видел залог успешного развития казахской культуры в тесном единении ее с передовым лагерем русской демократии. Крупнейший казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев создал ряд поэм, написал произведение "Назидание". Он стал основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество-это энциклопедия жизни казахов конца 19 века. Призыв Кунанбаева к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. "Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, - писал он, - необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза."

Во второй половине 19 века появились первые сборники казахского фольклора, записанные при участии русских ученых на состязаниях поэтов-акынов.

Вхождение Средней Азии в состав России способствовало быстрому подъему культуры узбекского, таджикского и туркменского народов. Шло активное приобщение народов Средней Азии к русской и европейской культуре. Прогрессивная демократическая литература создается в Узбекистане. Наиболее известными были поэты-демократы Фуркат, М. Мукими и др. Фуркат призывал к сближению с русским народом, к освоению его культуры как средству развития своей национальной культуры. Стали издаваться "Туркестанская газета", книги на узбекском, казахском языке. Переводятся многие книги русских писателей, издавалась литература Востока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: