Действие 4. Настасья Филипповна




Действие 1. Начало

 

(Выходит рассказчик справа).

 

Рассказчик

 

Нет ничего прекрасней сна, согласны?

О крепком сне мечтает нынче каждый.

Интрига в том всегда лишь, что не ясно,

Что мозг уставший в этот раз покажет.

 

(Слева появляется главный герой с книгой в руках, вид замученный, что-то зубрит).

 

Рассказчик

 

Сложнее всех приходится студентам,

И днём, и ночью нос из книг не кажут.

Им в гонке за ответами к билетам

Не то что сон, и целый мир не важен.

Один из них вам в качестве примера.

Решив свою судьбу связать с театром,

Он, видимо, подумал, будет верно,

Заучивать романы вроде мантр.

Порвать бы эти все тетради в клочья…

Скажи мне, друг, когда в последний раз, а,

Ты отдыхал?

 

 

Главный герой

 

Последний? Прошлой ночью.

 

Рассказчик

 

А нынче?

 

Главный герой

 

Нынче вновь со мной Некрасов.

 

Рассказчик

 

Измотан мировой литературой,

Так пусть она не держит на цепи.

Успеется ещё познать культуру.

Поди-ка лучше ляг, мой друг, поспи.

 

(Рассказчик уходит, садится на своё место - за стол возле кулис, главный герой остаётся один в импровизированной комнате с единственным стулом и столом, где лежит куча книг и конспектов).

Главный герой

 

Послушаться ли мне или продолжить

О твёрдый камень знаний биться лбом?

Эх, ладно. Отдыхать и вправду должно,

Не то недолго тронуться умом.

 

(усаживается на стул)

 

Как желаю поступить я! Но учиться

Не люблю я с детства и всё знать не рвусь.

И не дай же бог из классики присниться

Персонажам… Я на каждом оторвусь!

 

(засыпает, на сцене темнота)

 

Рассказчик

 

Молодец, мой друг. Скорее засыпай.

В мир Морфея дверь открою я. Пока же,

Господа и дамы, наведите чай

И расслабьтесь. Я начну, как встарь: «Однажды…»

 

 

Действие 2. Наташа Ростова

 

(Главный герой просыпается и понимает, что спит не в своей комнате, а в кресле посреди красивой гостиной).

 

Главный герой

 

(с удивлением)

 

Это что ещё? Квартира не моя.

И с чего бы мне в чужом проснуться доме?

Боже… Что это надето на меня?

Будто франт, сбежавший с светского приёма…

 

Рассказчик

 

Это шанс твой, друг, и вместе с тем попытка

В мастерстве тебе актёрском опыт дать.

Только помни: здесь нет права на ошибку.

 

Главный герой

 

А герой мой кто?

 

Рассказчик

 

Попробуй угадать.

 

(В дверном проёме показывается Наташа Ростова и, увидев главного героя, подходит к нему ближе).

 

Наташа

 

Вы и вправду здесь. Мне Пьер сказал о вашем

Возвращении. Вы видели его?

 

Главный герой

 

Нет, не видел. Вас, простите, как…

 

Наташа

 

(удивлённо хлопая ресницами)

Наташа. Вы забыли?..

 

Главный герой

 

(про себя)

 

Ах, Ростова! Но кого

Я тогда играю? Князь?.. Андрей, быть может?

И какой же перед ней держать ответ?

Да-а, нашёл я приключение, похоже…

 

(осенило)

 

Или шанс! Конечно!

 

(вслух)

 

Что вы! Вовсе нет.

Впрочем, видеть вас, Наташа, я не в силах.

Разошлись перед войной у нас пути.

И любовь моя к вам уж давно остыла.

Так зачем ко мне изволили прийти?

 

Наташа

 

(оскорблённо)

 

Отчего я к вам осмелилась явиться?

Я ждала вас!

 

Главный герой

 

И напрасно. Оправдать

Я не в силах вашу ветреность и злиться

Не могу за то, что смели променять

Так легко меня на франта и повесу.

Он увёз бы вас, и где потом искать?

Ах, сейчас мне это всё неинтересно,

И не пробуйте в обратном убеждать.

 

Наташа

 

Отчего ж не злиться, если заслужила?

Мне вину свою вовек не искупить.

То немногое, что между нами было

Я в душе своей сумела сохранить.

 

Главный герой

 

Ах, сумели… Так не стоило стараться.

Даже письма, что писали вы, отдал

Вам обратно я. На целый год расстаться

Не за тем пришлось нам. Я не ожидал…

 

Наташа

 

(перебивая)

 

Князь, послушайте!

 

Главный герой

 

Я знаю, изменились

Вы за время, что гостил в стране француз.

Может, старые обиды и забылись,

Только совесть… Совесть — слишком тяжкий груз.

 

(пауза)

 

Впрочем, я вас до последнего любил и

Лёжа при смерти вам руки целовать

Позволял… Но что бы вы ни говорили,

Чтоб не мучиться, не надо предавать!

 

Наташа

 

Вы замучили меня своим упрёком!

Вам девичье сердце не дано понять!

 

Главный герой

 

Что ж, Наташа, не хотел я эту колкость

Говорить, но, видно, вынужден сказать.

Вы свободно поменяли трёх мужчин,

Очернив собой влюблённость человека!

Вас назвать лишь можно, ряд тому причин,

Профурсеткой девятнадцатого века!

 

(Наташа в порыве чувств даёт герою пощёчину и убегает).

 

Главный герой

 

(потирая щёку)

 

Да, пусть был я слишком резок и жесток,

Но о сказанном нисколько не жалею.

Может, влюбчивость — не столь дурной порок,

Но с людьми так поступать я не умею.

 

(уходит)

 

Рассказчик

 

(с издёвкой)

 

Нет, вы видели? Какая непорочность!

С одного бы вида столь надменных щей,

Будь на месте я Ростовой, это точно,

Не таких бы надавал ему лещей!

 

(Свет выключается, переводится на сцену с рассказчика).

Действие 3. Татьяна Ларина

 

(Главный герой входит снова в комнату).

 

Рассказчик

 

Удивлён? Подвоха ты не ожидая,

Как в кошмаре начал снова тот же круг.

Не Ростова пред тобою, а другая.

Неужели не узнал её, мой друг?

 

(За столом сидела Татьяна, писала письмо, но как увидела главного героя, который застыл на пороге, тут же вскочила).

 

Татьяна

 

Боже мой! Евгений? Мне ли это снится?

Помню, вы вчера так были холодны.

Я без памяти себе дала влюбиться…

Вы же, видимо, на это не годны.

 

(Татьяна замирает, главный герой отворачивается от неё, взволнованный).

 

Главный герой

 

Неужели я стою перед Татьяной?

Снова мне досталась пафосная роль.

Что за прелесть в том, что каждой встречей рьяным

Равнодушьем причинять девице боль?

Что ж, судьба её — не быть моей супругой,

Значит, можно всё уже сейчас сказать.

Всё случится, но пока останусь другом,

Хоть не вправе этой драмы избегать.

 

(Поворачивается обратно, сцена продолжается).

 

Я приехал к вам, Татьяна, чтоб проститься.

Путь простёрся мой в далёкие края.

И хотел бы перед вами извиниться,

Чтобы вы таким запомнили меня.

 

(Главный герой замирает, Татьяна удивлённо отступает к стене).

 

Татьяна

 

Что за диво? Это точно ли Евгений?

Что случилось с ним такого в эту ночь?

Он вчера не собирался, без сомнений,

Уезжать. Едва обжился, и вдруг прочь?

 

(сцена продолжается)

 

Татьяна

 

Ах, Евгений, вы, быть может, не здоровы,

Раз стремитесь спешно свой покинуть дом?

 

Главный герой

 

Вовсе нет, но этой тихой ночью снова

Я вдруг понял, что мне слишком скучно в нём.

Я пресытился зелёными полями

И хочу развеять тяжкую хандру.

Об одном лишь сожалею я, что с вами

Не увидимся мы завтра поутру.

Хватит лишних слов! Прощайте же, Татьяна!

 

(Главный герой уходит, Татьяна остаётся в комнате обескураженная).

 

Татьяна

 

(печально)

 

Я Евгения и впрямь не узнаю…

Либо болен он опасно, либо пьяный.

И зачем явился в комнату мою?

Попрощался, будто больше не вернётся,

И от слов его в душе остался след.

Ах, зачем, Евгений! Сердце гулко бьётся…

Растревожили, и вот вас снова нет!..

 

Действие 4. Настасья Филипповна

 

Главный герой

 

(говорит в темноте)

 

Эх, какой же идиот! Хотел ведь лучше

Сделать, только получилось как всегда.

Удивил Татьяну, растревожил душу,

И сбежал!

 

(Качает головой сокрушённо, влетая на последнем слове в комнату, и застывает на пороге).

 

Нет, правда, что за ерунда?!

Чем успел я в этой жизни провиниться,

И за что меня вновь занесло сюда?!

Что я сделать должен, как же изловчиться,

Чтобы выбраться?

 

(В комнату неспешно входит Настасья Филипповна и вглядывается в главного героя, пытаясь понять, не ошибается ли в том, кого видит перед собой).

 

Настасья Филипповна

 

О, вы князь Мышкин, да?

 

(сцена замирает)

 

Главный герой

 

(пытается припомнить)

 

Мышкин?.. Эта ли святая добродетель?

Тот ли бедный князь, который идиот?

Стало быть, иначе нужно мне ответить,

Без привычных обвинений и острот.

 

(сцена продолжается)

 

Да, а вы? Хотя…

 

(приглядывается)

 

Постойте, я вас знаю.

 

Настасья Филипповна

 

Да, Настасьей я Филипповной зовусь.

Вы сравнили как-то давеча Аглаю

По красе со мной.

 

Главный герой

 

Да, было, признаюсь.

Только вы, Настасья, женщина другая,

Цепь страданий в выраженьи ваших глаз.

Выбирая между вами и Аглаей,

Я в конечном счёте всё же выбрал вас.

 

Настасья Филипповна

 

Только зря ведь, князь. Зачем мне ваши чувства?

 

Главный герой

 

Да затем, что мы, Настасья, с вами схожи.

Мы обречены, и оттого так грустно…

Или вам милей, чем я, купец Рогожин?

Или Ганя, за деньгами лезть готовый

Прямо голыми руками да в камин?

 

Настасья Филипповна

 

Ах, Рогожин! Князь, не лезьте в это снова!

 

Главный герой

 

Всё игра вам, он ваш раб и господин!

Вы же знаете, насколько он опасен,

И бежите всё равно из-под венца.

Как убьёт он вас, так сразу станет ясно…

Я не этого желаю вам конца!

 

Настасья Филипповна

 

(отвернувшись)

 

Вы добры ко мне, но жест сей не оправдан.

Не смущает пусть вас выраженье глаз.

Я обречена, и то — моя награда.

Уходите, князь, я недостойна вас.

 

(Главный герой тянет руку к героине, но не находит слов и уходит).

 

Рассказчик

 

Что ж, как видно, все три женщины расстроены.

Я хотел бы, да не вправе подсказать,

Как держаться. Поведения достойного

С нетерпением я буду ожидать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: