Отчет работы по самообразованию




«Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Елена Барабашина

Что такое «гендер» (gender? По одним источникам- с английского «род»,

по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.

Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения серьезных проблем в будущем.

Задачи: - собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;

-создать развивающую среду в группе с учётом принятых норм для мальчиков и девочек;

-составить библиотечку и картотеку игр по теме;

- с раннего возраста формировать у детей представления о поведенческих особенностях и различиях полов;

- заинтересовать и привлечь родителей к воспитанию ребёнка в семье собственным примером с учётом гендерного воспитания;

-организовать процесс таким образом,чтобы он стал цельным и непрерывным в ДОУ и семье, видеть родителей как партнеров в своей работе.

Актуальность темы - всем очевидна.

Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую шутку. Как и ювенальная юстиция, от той вообще страшные последствия.

Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.

Мне есть с чем сравнить, у меня было пионерское детство, разнообразие кружков по интересам и способностям, нормы ГТО и «Зарницы». Мы, дети, четко осознавали свое поведение в соответствии с полом, хотя и понятие «Гендерное воспитание» даже не употреблялось.

Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское и женское начало - с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников Отечества.

Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.

Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т. к. малыш ориентируется на поведение родителей.

Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А чтобы понять разницу между мужским и женским началом - ребенку важно общаться и папой и с мамой.

Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и социальные факторы формируют личность наравне с биологическими данными.

Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления противоположного пола.

Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать половую принадлежность - нарочитое грубое поведение, мужской стиль одежды у девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать. Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения. Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда,брата и т. д.

Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта определенного пола от рождения.

В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно представить. И это не только в Европе.

Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать основополагающими и в семье и ДОУ. В этом году у меня группа малышей раннего возраста от полутора до трех лет. Поэтому мной была выбрана именно эта тема самообразования. Мне хотелось начать заниматься гендерным воспитанием детейот самых истоков нахождения их в ДОУ.

Всем известно, что у мальчиков и девочек с раннего возраста формируются разные интересы и способы общения. С 2-3летнего возраста малыши начинают осознавать свой пол. Внимательно наблюдают за взрослыми и подражают их поведению. Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный период адаптации детей к социальным нормам.

Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу свое гендерное поведение.

План работы на учебный 2017-2018 гг.

№ Мероприятия – подготовительный этап Сроки проведения

1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме Сентябрь-май

2 Подбор художественной литературы для детей раннего возраста для библиотеки и составление картотеки игр Сентябрь-октябрь

3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в соответствии с ФГОС и возрастом детей Сентябрь-май

4 Поиск консультативной информации для уголка родителей октябрь

5 Привлечение родителей к участию в работе по теме. Консультация «Гендерное воспитание детей раннего возраста» Октябрь-ноябрь

6 Опрос и привлечение родителей к участию в проекте. Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» декабрь

Основные мероприятия с детьми

1 Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН, особенности личной гигиены мальчиков и девочек. Сентябрь- май

2 «Этикет и поведение» -знакомство детей с раннего возраста с нормами поведения, объясняя их социальные нормы:

«Правила хороших манер очень просты» «Скажи доброе слово» Сентябрь- май

- «Знать правила дружбы очень важно!» Игра «Подарок» идр.

- «Как вести себя в гостях и общественных местах» - формирование навыков поведения. Игра «Собираемся в гости»

- «Что недопустимо в поведении мальчиков?» «Смайлик» и др.

- «Как следует вести себя девочкам.» Игра «Маленькая хозяйка» и др.

- «Чему хорошему мы можем научиться друг у друга?» Игра «давайте говорить друг другу комплименты!» и др.

3 Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье. Сентябрь- май

4 Воспитание через игру. «Характеры и игры». Разнообразие игр.

(Картотека игр.) Сентябрь- май

- Моделирование жизненно - значимых ситуаций.

Специально организованные виды деятельности.

- Игра – первые сюжетные линии. Ребенок в роли режиссера (перевоплощение).

- Игры – состязания, символические, имитационные, дидактические игры.

- Знакомство со сказками и игры по ним «Поговорим с героем сказки»

Русские народные игры.

5 Приобщение ко взрослой деятельности: -в ДОУ совместная деятельность со взрослыми и сверстниками- посильные поручения. Сентябрь- май

6 Знакомство с трудом взрослых -экскурсии по детскому саду: кухня, прачечная, труд дворника,воспитателя и его помощника.

Игра «Отгадай профессию» и др. Сентябрь- май

7 Привлечение ребенка к посильной помощи дома маме по дому

и папе по хозяйству.

Игры «Помощники», «Наши папы, наши мамы», и др. Сентябрь- май

Основные мероприятия с родителями

1 Мотивационные беседы с родителями на совместную работу по воспитанию детей с акцентом на гендерную социализацию. Консультация «Актуальность гендерного воспитания» Сентябрь-октябрь

2 Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе и на площадке Сентябрь- май

3 Консультация на информационном стенде для родителей «Авторитет родителей в семье» сентябрь

4 Сбор детских фотографий мам у девочек и пап у мальчиков Октябрь-ноябрь

5 Консультация на информационном стенде для родителей «Все дети разные» (о разном и индивидуальном подходе к ребенку) ноябрь

6 Фотосесия «Дитя и мама (папа) » Ноябрь-декабрь

7 «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей» - информация для родителей Декабрь-январь

8 Ознакомление родителей с картотекой игр для эффективного проведения зимних каникул Декабрь-январь

9 Буклет «Такие разные девочки и мальчики» Февраль

10 Предложить родителям для прочтения книгу А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей»(много практических советов) Февраль-май

11 Консультация «Простые правила воспитания мальчиков», «Простые правила воспитания девочек» Март

11 Фотовыставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» Март

12 Проект №1 (I младшая группа) «Вот какой была девочкой мама, вот каким был мальчиком папа» и его презентация Апрель-май

Трансляция среди коллег

1 Отчет о проделанной работе по теме на РМО Апрель

2 Отчет о проделанной работе по теме на педагогическом совете

в д/саду «Буратино» Май

3 Публикация статьи на сайте педагогических работников Май

Для начала работы по теме изучила теоретический материал,подобрала книги и консультации для родителей. (В апреле выходит журнал «Мой ребенок» основная тема, которого «Гендерное воспитание детей»). И для реализации плана моего самообразования по гендерному воспитанию в начале года я с родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. При активном участии родителей была оформлена комната раздевалки с учетом выбранного направления: стенд для размещения информационно-обучающего материала, консультаций рекомендательного характера; ящик для вопросов, предложений и пожеланий (рассматривались на родительских собраниях).

На протяжении всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда группы при неизменной поддержке родителей.

В течение текущего учебного года множество аспектов гендерного воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных моментах в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями время – праздники, игры,прогулки и субботники дали детям элементарные представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как представителей разных полов.

При формирования КГН учитывала особенности для мальчиков и девочек, начиная с горшков и со второго полугодия осваивали умение пользования унитазом.

Через моделирование ситуаций «Я и моя семья»,специально организованные виды деятельности «Мальчики-защитники»,»Будущие папы», «Девочки маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…» и т. д., игры разной формы и направленности мы освоили первые нормы поведения и правил, присущих разным полам в обществе:

- девочки проходят вперед,а мальчики придерживают дверь,

- подать стул или уступить игрушку,

-накрывая на стол - первым тарелки ставится девочкам и младшим детям, мальчики ждут и понимают,

- девочки всегда пожалеют расстроенного друга, помогут завязать шарф,

- различия во внешнем виде – одежде, прическе,

-Познакомились с понятием «Эмоции»,что такое чувство. Стали понимать, что чувствует друг, когда его обидели и пожалели.

- Собрали фотографии родителей в детском возрасте на выставку «Когда папа и мама были такими как я»,

Фотовыставка совместных фотографий детей с родителями «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» - для усвоения будущих социальных ролей: «Мама была девочкой, и я вырасту стану мамой…»

Девочек стали чаще одевать в платья, сарафаны, прибирать красиво волосы. Мальчиков коротко стричь, равняться на папу:»У меня папа солдат и я буду солдат!».

Произошел большой прогресс в развитии навыков самообслуживания.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие - установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Литература:

1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

2. Клецина И. С., Практикум по гендерной психологии

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира (половое воспитание, гендерное воспитание)

4. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Молодой ученый. 2014.№18.

5. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) Воспитание дошкольников: «Обруч» №3 -2009

6. Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ г. Москва «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания

7. Марина Рындина «Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей

8. Бутылина Оксана Александровна «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей

9. Сергина Оксана Геннадьевна «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей

10. А. А. Чекалина «Гендерная психология» Учебное пособие. Издательство «Ось-89» Москва 2009

11. А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей».

ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: