Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/ 9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 гг. установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.
Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).
С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести».
На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Усть-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
В 1468 году пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой.
За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям.
Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим». Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при святейшем патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском.
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич) (20.08.1880, г. Ковель, Волынская губ. – 23.01.1938, пос. Кылтово, Усть-Вымский р-н, Коми АССР), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик. В 1900 окончил Волынскую ДС и поступил в Киевскую ДА, которую окончил в 1904 со степенью кандидата богословия. Во время учебы в академии принял монашеский постриг с именем Анатолий и рукоположен в иеромонаха. В 1911 – доцент, архимандрит, в 1912 – экстраординарный профессор Киевской ДА, переведен в Москву с назначением инспектором Московской ДА. В 1913 хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии и назначен ректором Казанской ДА. Читал лекции по истории Древней церкви. После 1917 академия была закрыта, но до 1921 действовала в частном порядке (лекции читались на дому у преподавателей). В 1921 арестован и приговорен к 1 году лишения свободы условно. В 1922 Святейшим Патриархом Тихоном назначен епископом Самарским и Ставропольским, но 24.02.1923 арестован за противодействие обновленчеству, вскоре освобожден, возведен в сан архиепископа. 18.09.1923 вновь арестован и выслан в административном порядке в Туркмению. Из ссылки освобожден в 1927. В 1928 назначен архиепископом Одесским и Херсонским. В 1932 возведен в сан митрополита. Активно поддерживал митрополита Сергия (Страгородского), был членом Временного при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Священного Синода. 10.06.1936 арестован. Обвинялся в антисоветской агитации и «переговорах с католическими священниками о создании антисоветского блока». Виновным себя не признал. 21.01.1937 ОСО при НКВД СССР приговорен к 5 годам лишения свободы. В феврале 1937 прибыл по этапу в Ухто-Печорский ИТЛ. Помещен в с/х (инвалидный) ЛП в быв. Кылтовском Крестовоздвиженском мон. Скончался в лагерной больнице 23.01.1938.
В 1997 канонизирован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой Одесской епархии. Причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000.
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович) (1875, с. Злотое, Камышинский у., Саратовская губ. – 02.05.1934, с. Нерица, Усть-Цилемский р-н, Коми АО), епископ Щадринский, священноисповедник.Из семьи псаломщика. Окончил Саратовскую ДС (1899), Казанскую ДА со степенью кандидата богословия (1903). В 1903 принял монашеский постриг с именем Виктор, и в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1903-1904 – настоятель подворья Свято-Троицкого мон. в г. Хвалынск Саратовской губ. В 1904-1909 – член миссии, старший иеромонах Иерусалимской Духовной Миссии. 13.01.1909 определен смотрителем Архангельского ДУ. 15.10.1909 поступил в число братии Александро-Невской Лавры. 22.10.1910 возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Троицко-Зеленецкого мон. С.-Перебургской губ. В 1918 определен наместником Александро-Невской Лавры. 15.12. (по другим источникам – 26.12) 1919 хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1920 осужден Вятским губревтрибуналом за «агитацию против медицины», освобожден через 5 месяцев. После освобождения назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии. В 1921-1922 – епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, 25.08.1922 определен епископом Орловским, викарием Вятской епархии. Отказался от сотрудничества с обновленцами. 25.08.1922 арестован в Вятском Трифоновском мон. «за распространение нелегальных воззваний патриарха Тихона». Осужден 23.02.1923 ОСО при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки. Ссылку отбывал в в Нарымском крае Томской губ. В 1926 возвратился в Вятку. Вновь арестован 16.05.1926 вместе с епископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским) по обвинению в «организации нелегальной епархиальной канцелярии». Осужден 20.08.1926 ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 69 УК РСФСР на 3 года высылки. В ссылке проживал в г. Глазов Вотской (Удмуртской) АО. Осенью 1926 определен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией. В июле 1927 назначен епископом Щадринским, временно управляющим Свердловской епархией, но к месту назначения не выехал. После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) перешел в оппозицию к нему. Вновь арестован в 1928 и осужден ОСО при Коллегии ОГПУ к 3 годам заключения. В 1928-1931 отбывал срок в Соловецком ЛОН. После освобождения направлен на 3 года в ссылку в Северный край. В ссылке находился в г. Онега Северного края, затем в с. Усть-Цильма Коми АО. Арестован 12.12.1932 в с. Усть-Цильма. Проходил по групповому делу духовенства и мирян (епископ Аполлос (Ржаницын), иереи Иоанн Никольский, Александр Нечаев, миряне Екатерина Поварова, Игнатий Верещагин, Андриан Сычев, Леонид Сидоренко, Екатерина Цветкова, Елена Вешнякова, Георгий Галковский, Мария Нуромская). Осужден 10.05.1933 ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на 3 года ссылки. Для отбывания ссылки направлен в с. Нерица Усть-Цилемского р-на Коми АО. Скончался от воспаления легких 02.05.1934 и был погребен на сельском кладбище. В 1997 перезахоронен в Александро-Невской ц. Вятского Свято-Троицкого женского мон.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000. причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович) (10.11.1874, г. Тамбов – 15.09.1937, г. Сыктывкар), епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, священномученик. Из купеческой семьи. В 1900 окончил Тамбовскую ДС. В 1902-1906 обучался в Казанской ДА, которую закончил со степенью кандидата богословия. Во время учебы в академии принял монашеский постриг с именем Герман и был рукоположен во иеромонаха. 17.08.1906 назначен преподавателем, а 01.12.1907 – инспектором Псковской ДС. 30.01.1910 назначен инспектором, а 22.06.1912 - ректором Вифанской ДС (г. Сергиев Посад) с возведением в сан архимандрита. В 1917 назначен ректором Владимирской ДС. 17.01.1918 определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, но хиротония по неизвестным причинам не состоялась. 27.09.1919 хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии. В 1921 был арестован, но освобожден без права выезда из Москвы. Поселился в Московском Свято-Даниловском мон. В 1922 вновь арестован по обвинению в КРД, в июле 1923 сослан на 2 года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки 02.08.1925. Вновь арестован 30.11.1925 вместе с большой группой насельников Свято-Даниловского мон., в т.ч. епископом Парфением (Брянских). Проходил по «делу митрополита Петра (Полянского)».21.05.1926 по решению ОСО при Коллегии ОГПУ за КРД сослан на 2 года в Среднюю Азию. По этому делу также были осуждены епископы Николай (Добронравов), Парфений (Брянских), Пахомий (Кедров), протоиереи Николай Семеняко, Василий Скворцов, Константин Скворцов, Николай Покровский, мирянин Федор Челищев и др. В ссылке проживал в гг. Турткуль и Ходжейли Каракалпакии По возвращению из ссылки 13.06.1928 определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, поскольку 14.12.1928 был арестован и по определению ОСО при Коллегии ОГПУ от 17.05.1929 направлен на 3 года в Соловецкий ЛОН. В 1930 переведен на положение ссыльного. В ссылке находился в Кеми, Котласе, Великом Устюге, Усть-Куломском р-не Коми АО (13.10.1931 – февраль 1933). В феврале 1933 получил разрешение на выезд в г. Арзамас Горьковского края, где жил до марта 1934, служил в храмах с местным духовенством. В 1934 вновь осужден ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 3 годам ссылки в Северный край (по этому были осуждены к ссылке епископ Серапион (Шевалеевский) и иеромонах Мартемианом (Васильевым-Жуковым). В ссылке проживал в с. Кочпон Сыктывдинского р-на Коми АССР, где под его духовным руководством сложилась община ссыльных духовенства и мирян (по другим данным находился в ссылке в Усть-Куломском р-не, в с. Кочпон поселился после окончания срока ссылки). Арестован 24.02.1937. Обвинялся в создании и руководстве к.-р. организацией «Священная дружина», «выступлениях с контрреволюционными установками», КРА, организации материальной помощи ссыльным священникам. По делу «Священной дружины» также проходили епископ Серапион (Шевалеевский), игумен Иоанникий (Тарара), иеромонахи Михаил Любимов, Мартемиан (Васильев-Жуков), монах Иоанн (Смурыгин),) иерей Стефан Ермолин, миряне Мария Шаламова, Александа Штоквич, Анна Варун-Секрет, Александр Трофимов, Рафаил Амосов, Павел Елькин. Осужден 13.09.1937 тройкой при НКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян в Сыктывкаре 15.09.1937.
Священный Синод Определением от 06.10.2001 причислил епископа Германа (Ряшенцева) к лику святых и включил в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
ИОАНН (Пашин Иван Дмитриевич) (08.05.1881, г. Петриков, Минская губ. – 11.03.1938, ЛП Новая Ухтарка, Ижемский р-н, Коми АССР), епископ Рыльский, викарий Курской епархии, священномученик. Из семьи священника. В 1901 окончил Минскую ДС, учился в Петроградской ДА (1916-1918). После окончания семинарии рукоположен во священника. В 1901-1903 – священник Покровской ц. с. Князь-Озеро, в 1903-1909 – в Макариевской ц. с. Скрыгалово Мозырского у. Минской губ. В 1909-1923 – настоятель Прилепской Георгиевской ц. Минской епархии. 07.04.1923 хиротонисан во епископа Мозырского, викария Минской епархии. Проживал и служил в г. Петриков. 26.03.1926 арестован и по приговору ОСО при Коллегии ОГПУ выслан из Петрикова и лишен права проживания в крупных городах. 18.09.1926 ОСО при Коллегии ОГПУ приговорен к ссылке на 3 года, поскольку его пребывание в пограничной полосе было признано «социально-опасным». Ссылку отбывал в Коми АО. Жил в Усть-Сысольске, с 1928 – в Усть-Куломском у. В 1929 переведен на вольное поселение в г. Рыльск Курской губ., назначен епископом Рыльским, викарием Курской епарх. 28.09.1932 арестован по обвинению в принадлежности к мифической организации «Ревнители Церкви» (всего по делу привлекались 413 чел.). 07.12.1932 ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорен к 10 годам лишения свободы. В заключении находился в Ухто-Печорском ИТЛ. В лагере вновь арестован 02.12.1937 в ходе «операции по приказу 00409» (массовый политический террор в лагерях). Осужден 05.01.1938 тройкой при УНКВД Архангельской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян 11.03.1938 на ЛП Новая Ухтарка.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000 причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
ДЕРЖАВИН Александр Сергеевич (13.08.1864, с. Зеленцино, Клинский у. Московская губ. – 25.03.1933, Усть-Цилемский р-н, Коми АО), иерей, священномученик. Из духовного сословия. В 1887 окончил ДС и был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской ц. с. Александрово Звенигородского у. Московской губ. В 1897 переведен в Троицкую ц. с. Троицкое Звенигородского у. Московской губ., где служил до 1930. Арестован 02.01.1930, доставлен в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. Обвинялся в том, что «совместно с активом церкви, будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых Советской властью и партией мероприятий в деревне», а также в участии в мифическом восстании в Звенигороде. Виновным себя не признал. 12.01.1930 приговорен тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. к 3 годам высылки в Северный край. 15.03.1930 отправлен этапом в Архангельск, а оттуда – в д. Кондратьево Приморского р-на Архангельского окр. Северного края. 10.07.1930 переведен в с. Усть-Цильма, а 22.08.1930 – в д. Усть Усть-Цилемского р-на Коми АО. В ссылке проживал совместно с о. Георгием (Троицким) и Алексием (Никольским). В марте 1932 вновь переведен – на сей раз в с. Коровий Ручей, но уже 31.05.1932 вынужден был отправиться в пос. Зигрнь (?), где 25.03.1933 скончался. Постановление тройки при Коллегии ОГПУ об освобождении от ссылки в виду истечения срока пришло 06.04.1933, уже после смерти о. Александра.
На Архиерейском Соборе 13-16.08.2000 причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
НИКОНОВ Алексей Михайлович (15.10.1881, г. Москва – 29.10.1938, пос. Кылтово, Усть-Вымский р-н, Коми АССР), иерей, священномученик. Из семьи землемера. В 1902 окончил Московское коммерческое училище. В 1903-1905 служил в армии. В 1905-1910 учился в Московской ДА. После окончания академии работал учителем в г. Данков Рязанской губ. В 1914 вновь призван в армию. Участник Первой мировой войны, служил прапорщиком в 11-й Сибирской СД. В декабре 1917 командовал взводом караульной роты в г. Данков. После демобилизации в 1918 вернулся к профессии учителя. В 1921 стал псаломщиком, в 1922 рукоположен во диакона, затем – во священника. Служил в Успенской ц. г. Клин (Московская губ.). Активно боролся с обновленчеством. 26.09.1924 арестован. Обвинялся совместно с о. Алексием Воробьевым в том, что они «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клин собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия». Осужден 27.02.1925 ОСО при Коллегии ОГПУ к 2-м годам ссылки в Нарымский край и 3-м годам запрещения проживания в 6-ти крупных областях. После отбытия ссылки поселился в Зарайском р-не Московской обл., служил в Преображенской ц. с. Спас-Дощатый. В феврале 1930 вновь арестован по обвинения в АСД. 30.04.1930 по решению тройки при ПП ОГПУ по Московской обл. освобожден с зачетом срока предварительного заключения. Вернулся в с. Спас-Дощатое, где продолжал служить в Преображенской ц. 25.09.1936 арестован по обвинению в КРА, авторстве рукописи «Дополнение к проекту новой конституции», содержащей предложения о свободе религиозной пропаганды. Осужден 20.01.1937 ОСО при НКВД СССР по ст. 58-10 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы. Направлен по этапу в Ухто-Печорский ИТЛ. Находился в ЛО № 5 (Транспортное), с 1938 – Севжелдорлаг (сельхоз Кылтово). Умер в 1938 в пос. Кылтово, похоронен «на лагерном кладбище в 2,5 км от поселка на юг».
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16.08.2000 причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
АРДАЛИОН (Пономарев Александр Ипполитович) (22.07.1877, с. Романово, Верхотурский у., Пермская губ. – 29.07.1938, л/п Адак, Усть-Усинский р-н, Коми АССР), архимандрит, преподобномученик. Из семьи священника. В 1899 окончил Пермскую ДС, рукоположен во священника и определен к Никольской ц. Быньговского з-да Екатеринбургского у. Пермской губ. В 1900-1905 – священник Сретенской ц. Пышминского з-да Екатеринбургского у. Пермской губ. С 1905 – преподаватель Екатеринбургского ДУ, с 1910 – зав. Екатеринбургской епархиальной школой псаломщиков, с 1912 – уездный миссионер в г. Щадринске Пермской губ. В 1915 назначен законоучителем, в 1917 – директором Щадринской учительской семинарии. В 1918 служил в Михайло-Архангельской ц. Ревдинского з-да Екатеринбургского у. Пермской губ. В 1920 переведен в Екатеринбург настоятелем Александро-Невской ц., с 1922 – настоятель Успенской ц. в Верх-Исетском з-де Екатеринбургской губ. В 1923 возведен в сан протоиерея. После закрытия храма в 1932 переехал в г. Невьянск. где служил в Вознесенкой кладбищенской ц. В 1933 после смерти жены принял монашеский постриг с именем Ардалион. В 1934 возведен в сан игумена. Служил в Свято-Троицкой ц. г. Миасс Челябинской обл., но после ее закрытия возвратился в г. Невьянск. В 1936 стал настоятелем Воскресенской ц. Каслинского з-да (Челябинская обл.), возведен в сан архимандрита. Как уважаемый пастырь, противник обновленчества, рассматривался в качестве кандидата на назначение епископом Челябинском. Арестован 04.01.1937 в г. Невьянске. Проходил по делу о к/р организации тихоновского духовенства Верхнеуфалейского р-на Челябинской обл. (по эхтому же делу проходил протоиерей Александр Можаев). Виновным себя не признал. 13.06.1937 ОСО при НКВД СССР осужден по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы. В заключении находился в Котласском пер/п. откуда был направлен в Ухто-Печорский ИТЛ (с 27.08.1937 – в Воркутинском ЛО). Скончался 29.07.1938 в стационаре инвалидного ЛП Адак Воркутинского ИТЛ.
Священным Синодом Русской Православной Церкви 06.10.2008 причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
КРЫЛОВ Василий Сергеевич (1906, с. Полипичье, Дмитровский у., Московская губ. - 31.05.1942, Железнодорожный р-н, Коми АССР), иерей, священномученик. Из семьи псаломщика. В 1917 поступил в Дмитровской ДС, но не закончил (в 1918 училище было закрыто). В 1923 определен псаломщиком в ц. Казанской Иконы Божией Матери в с. Марково Бронницкого у. Московской губ. 22.10.1926 рукоположен во диакона к Ведерницкой Спасской ц. Дмитровского р-на Московской обл., вскоре переведен в Елоховскую Богоявленскую ц. в Москве. В 1929 переведен в Вознесенскую ц. с. Раменье Дмитровского р-на Московской обл. 19.02.1931 рукоположен во священника к ц. Рождества Христова в с. Рождествено на Истре Солнечногорского р-на Московской обл. В 1931-1934 служил в РККА по мобилизации на общественно-полезные работы. 29.06.1934 определен настоятелем к Троицкой ц. с. Рязанцы Щелковского р-на Московской обл. 16.08.1937 арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации». Виновным себя не признал. Осужден 13.10.1937 тройкой при УНКВД Московской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Срок отбывал в Котласском ИТЛ, откуда 31.10.1937 переведен в Локчимский ИТЛ, затем - в Северный железнодорожный ИТЛ. Скончался в 1942 в лагерной больнице.
Постановлением Священного Синода от 07.05.2003 причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в.
СОКОЛОВ Владимир Иванович (12.07.1883, с. Александрово, Звенигородский у., Московская губ. – 09.09.1940, пос. Воркута, Усть-Усинский р-н, Коми АССР), протоиерей, священномученик. Из духовного сословия. В 1898 окончил Заиконоспасское ДУ в Москве, в 1904 – Московскую ДС. В 1907-1924 служил псаломщиком в Пименовской ц. что в Новых Воротниках в Москве, в 1924 рукоположен во священника к этому храму. Служил в Пименовской ц. бол. 10 лет, возведен в сан протоиерея. В 1936 после захвата ц. обновленцами служил в Петропавловской ц. у Яузских ворот. 26.02.1937 переведен священником ц. Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе. Арестован 20.04.1937. Обвинялся в организации протеста верующих против захвата Пименовской ц. обновленцами, КРА, «обработке детей в церковном духе». Виновным себя не признал. Осужден 02.06.1937 ОСО при НКВД СССР по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы. Срок отбывал в Ухто-Печорском ИТЛ (пос. Чибью), откуда отправлен в Воркуту, куда прибыл 22.07.1937 (с 1938 – Воркутинский ИТЛ). Скончался 09.09.1940 в лагере.
28.02.2004 канонизирован как местночтимый святой Московской епархии. 20.04.2005 определением Священного Синода причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
ПОТЕМИНСКИЙ Всеволод Иванович (30.03.1870, г. Никольск, Вологодская губ. - 19.09.1937, г. Сыктывкар), иерей, священномученик. Из семьи пономаря Ляменьской Благовещенской ц. Никольского у. Вологодской губ. В 1890 окончил 3 класса Вологодской ДС. 04.10.1890 определен, а 21.11.1890 епископом Великоустюжским Иоанникием рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской ц. Великоустюжского у. Вологодской губ. С 17.04.1900 - диакон Халезской Введенской ц. Никольского у. Вологодской губ. 28.04.1903 определен и 03.06.1903 епископом Вологодским и Тотемским Алексием рукоположен во священника к Семуковской Никольской ц. Яренского у. Вологодской губ. Служил в этой ц. до ее закрытия зимой 1937. Неоднократно арестовывался. Был судим в 1928, 1934, 1936. Последний раз арестован 07.08.1937. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. В постановлении на арест характеризовался как «реакционно настроенный тихоновец». Обвинялся в том, что «участвует в к.-р. сборищах, ведет активную антисоветскую агитацию», выражавшуюся в протестах против закрытия ц., сборах денег на уплату церковного налога, и т.п. Осужден 16.09.1937 тройкой при НКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян в Сыктывкаре 19.09.1937.
Причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века определением Священного Синода от 06.10.2001.
ТРОИЦКИЙ Георгий Александрович (1873, с. Дарищи, Коломенский у., Московская губ. – 29.10.1931, д. Усть, Усть-Цилемский р-н, Коми АО), иерей, священномученик. Окончил Московскую ДС. Служил учителем в ЦПШ при Николо-Угрешском мон. (Московская губ.). В 1898 рукоположен во священника. В 1903 назначен настоятелем Спасской ц. в с. Рай-Семеновское Серпуховского у. Московской губ., где служил до закрытия храма в 1930. Арестован 02.02.1930. В вину о. Георгию вменялось то, что он «в январе 1930 года … с амвона произнес речь, в которой жаловался на плохое житье, что церковь задавили налогами и т.д. Зажигательные слова Троицкого настолько подействовали на присутствующих, что последние учинили шум и делали всевозможные выкрики против отдельных представителей власти». По причине отсутствия достаточных доказательств для предания суду дело было закрыто, но, «принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление классовых врагов и социальную опасность обвиняемого», передано в ОСО при Коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства. Постановлением от 23.02.1930 выслан через ОГПУ в Северный край на 3 года. Отправлен по этапу в Архангельск, откуда10.07.1930 переведен в с. Усть-Цильма, а 22.08.1930 – в д. Усть Усть-Цилемского р-на Коми АО. В ссылке проживал совместно с о. Александром (Державиным) и Алексием (Никольским). Скончался 29.10.1931 предположительно от брюшного тифа и похоронен на деревенском кладбище. Чин отпевания совершил о. Александр (Державин).
Определением Священного Синода от 12.03.2002 причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
БРОННИКОВ Григорий Алексеевич (27.01.1876, с. Пыелдино, Усть-Сысольский у., Вологодская губ. – 31.08.1937, г. Сыктывкар), иерей, священномученик. Сын диакона Никольской Пыелдинской ц. Брат иерея Иоанна Бронникова. В 1895 уволен из 2-го класса Вологодской ДС. С сентября 1895 – и. д. псаломщика Чухломской Крестовоздвиженской ц. Усть-Сысольского у. Вологодской губ., 30.07.1907 утвержден в должности псаломщика при этой же ц.; с 25.08.1900 - псаломщик, с 21.04.1904 - диакон ц. Успения Богородицы в с. Лойма Усть-Сысольского у. Вологодской губ, 06.06.1904 рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Гавриилом. В 1912-1914 был без места. 11.02.1914 определен и.д. псаломщика-диакона Выльгортской Сретенской ц. Усть-Сысольского у. Вологодской губ., в каковой должности состоял как минимум до 1918. После 1918 переселился в с. Селиб, где служил священником и был похоронен его отец. 21.08.1921 по просьбе жителей села рукоположен во священника к Селибской Богоявленской ц. Яренского у. Северо-Двинской губ., был настоятелем этой ц. до ее закрытия в 1936. После закрытия ц. занимался кустарным промыслом (сапожничал). В 1930 отнесен к кулакам, обложен индивидуальным налогом. Арестован 07.08.1937. Обвинялся в том, что «систематически среди населения вел контрреволюционную агитацию против сов. власти», «организовывал местное население на открытие церкви». Содержался в следственной тюрьме НКВД в Сыктывкаре. Осужден 29.08.1937 тройкой при НКВД Коми АССР по ст.58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян 31.08.1937 в Сыктывкаре. Место погребения не известно.
Определением Священного Синода от 06.10.2001 причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
ФАДДЕЕВ Григорий Иванович (14.04.1895, с. Неварь, Дмитриевский у., Курская губ. -26.12.1937, Коми АССР), иерей, священномученик. Из семьи псаломщика. В 1916 с отличием окончил Курскую ДС. Рукоположен во священника к Михайло-Архангельской ц. с. Кривец Тимского у. Курской губ., но вскоре по просьбе прихожан переведен в родное село Неварь настоятелем Богоявленской ц. В 1929 за невыполнение обязательных поставок осужден нарсудом Дмитриевского р-на к 2 годам лишения свободы и 3 годам высылки из Центрально-Черноземной обл. Ссылку отбывал в Архангельской обл. на лесозаготовках. После досрочного освобождения в 1930 поселился в г. Севске (Западная обл.), поскольку не имел разрешения на проживание в Курской обл. В 1930 назначен настоятелем Богородицкой ц. с. Шведчиковы Дворы Севского р-на Западной обл. Был непримиримым противником обновленчества. 28.07.1937 арестован. Вину в антисоветской агитации не признал. Осужден 17.09.1937 тройкой при УНКВД Западной обл. к 10 годам лишения свободы. Отбывать срок направлен в Ухто-Печорский ИТЛ, где через два месяца скончался от кровавого поноса.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12.10.2007 иерей Григорий Фаддеев причислен к лику Святых - включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
СПАССКИЙ Дмитрий Вассианович (21.01.1877, с. Койгородок, Усть-Сысольский у., Вологодская губ. - 19.09.1918, Усть-Сысольский у., Вологодская губ.), иерей, священномученик.Из семьи учителя Вассиана Дмитриевича Спасского. Брат иерея Якова Спасского. В 1901 закончил Вологодскую ДС. 20.06.1901 определен псаломщиком к Усть-Сысольскому Троицкому собору. Епископом Великоустюжским Алексием 25.09.1908 рукоположен во диакона, 26.09.1908 – во священника к Усть-Немской Спасской ц. Усть-Сысольского у. Вологодской губ. Арестован 15.09.1918 по приказу командира отряда красноармейцев М.Мандельбаума, обвинившего о. Димитрия в том, что он «произносит проповеди против Советской власти, называя ее властью грабительской». Арестованного отконвоировали на пароход, где ему был устроен допрос. По решению командования отряда и членов Усть-Сысольской уездной ЧК 19.09.1918 иерей Димитрий Спасский был расстрелян у зимовки Подора в 26 км от с. Помоздино. Через три дня тело расстрелянного священника было перевезено в с. Помоздино и захоронено на местном кладбище.
Определением Священного Синода от 06.10.2001 причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
КОЧЕВ Ефим Петрович (1867, с. Выльгорт, Усть-Сысольский у., Вологодкая губ. – 18.09.1937, г. Сыктывкар), церковный староста, мученик. Из крестьянской семьи. Окончил сельскую школу. Занимался столярным промыслом и извозом. В 1936 был избран церковным старостой Выльгортской Сретенской ц. Активно противостоял закрытию ц., собирал подписи в защиту храма. Отказался отдать ключи от ц. сотрудникам НКВД, прибывшим для описи церковного имущества, пытался собрать народ для защиты храма. Арестован 14.09.1937. Осужден 16.09.1937 тройкой при НКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Расстрелян в Сыктывкаре 18.09.1937.
Определением Священного Синода от 06.10.2001 причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ Иван Дмитриевич (12.02.1892, с. Ветрино, Мологский у., Ярославская губ. – 24.12.1941, Железнодорожный р-н, Коми АССР), иерей, священномученик. Из семьи священника. В 1914 окончил Ярославскую ДС. Работал учителем ЦПШ. В 1916-1918 учился в Ярославском Демидовском лицее (юридический ф-т). После закрытия лицея работал преподавателем истории и географии школы 2-й ступени в г. Весьегонск. В 1922 вернулся в родное село, где служил священником его отец. После смерти отца в апреле 1922, решил занять его место. 09.05.1922 рукоположен во священника Ветринского Покровского прихода. В 1930 приговорен к 1 году исправительных работ за невыполнение задания по лесозаготовкам, но после протеста прихожан приговор изменен на высылку за пределы области. В 1931 назначен священником Воскресенской ц. в с. Раменье Сонковского р-на Московской обл. 15.08.1934 арестован по обвинению в «подпольной контрреволюционной деятельности и подпольной адвокатуре» (оказывал крестьянам бесплатную юридическую помощь). 02.10.1934 освобожден, а дело закрыто «за отсутствием состава преступления». В 1935 вновь арестован по обвинению в «присвоении административных функций» (по распоряжению о. благочинного вел записи о родившихся, умерших и вступивших в брак). Приговорен к денежному штрафу. Арестован 12.11.1937. В вину о. Иоанну было поставлено то, что он собирал средства на уплату налога, чтобы сохранить храм. Осужден 25.11.1937 тройкой при УНКВД Калининской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Срок отбывал в Забайкалье (предп. Байкало-Амурский ИТЛ), затем переведен в Северный железнодорожный ИТЛ, куда прибыл 16.06.1940. Находился в ЛП № 1 (Айкинское). Скончался в больнице3-1 колонны Чокурского ОЛП (лесозаготовительного) 24.12.1941.
Причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000.
МИРОТВОРЦЕВ Иван Николаевич,(25.03.1881, с. Елшанка (д. Шивыревка), Саратовский у., Саратовская губ. – 18.03.1938, Коми АССР), иерей, священномученик. Из крестьян. В 1901 (1902?) окончил Саратовскую ДС и рукоположен во священника. Служил священником в Екатерининской ц. с. Вязьмино, затем в Всехсвятской ц. в с. Таволожка Петровского р-на Нижне-Волжского края. В 1928 арестован и на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба». Арестован 06.11.1929. Осужден тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 25.01.1930 за АСА на 5 лет лишения свободы. В заключении находился в Беломоро-Балтийском ИТЛ до 1933. После освобождения не мог вернуться в приход, на котором прослужил более 25 лет, поскольку ему было запрещено проживание в Нижне-Волжском крае. Служил священником в Богородице-Рождественской ц. с. Приимково Гаврило-Ямского р-на Ярославской