Мотив странничества в книге стихов М.И.Цветаевой «Версты»




Бельская М. (Екатеринбург, УрГПУ)

Научный руководитель: доцент, кандидат филологических наук О. А. Скрипова

Мотив странничества в книге стихов М.И.Цветаевой «Версты»

Мотив в лирическом произведении - это прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия» [Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины 2000: 202-209]. Значимость мотива в организации лирического цикла и лирической книги отмечают многие исследователи: Н.Л.Лейдерман, А.В.Тагильцев, О.В.Мирошникова. Мотив странничества является одним из ведущих в книге стихов «Версты».

Для того чтобы понять, какую роль он играет, мы должны разобраться, что подготавливает появление данного мотива, как он взаимодействует с другими мотивами и развивается в метасюжете книги. В самом названии лирической книги заложена мера расстояния между людьми - вёрсты. А расстояние - это разлука. Мотив разлуки открывает книгу стихов «Вёрсты». Лирическая героиня провожает в путь своего возлюбленного, говоря: «Наши дороги - в разные стороны…». Данный мотив сам по себе самоценен, но разлука может привести к странничеству, поэтому эти мотивы тесно сплетены. С мотивом разлуки непосредственно связан мотив проводов: «Собирая любимых в путь,/Я им песни пою на память». Провод является ритуалом перехода в новую жизнь, напутствием. Не менее важен мотив молитвы за странника: «Богородица в небесах, / Вспомяни о моих прохожих!». Мотивы разлуки, проводов и молитвы за странника подготавливают появление мотива странничества, который обнаруживается в стихотворении «Не ветром ветреным - до - осени», где показано противопоставление небесного странника и земной странницы как вертикаль и горизонталь. Путь наверх ознаменован союзом, следовательно, лирическая героиня уже не будет свободной, поэтому она просит снять с себя венец тяжкой верности, предпочтя земное одинокое странничество, самоуглубление.

Странничество может иметь различные ипостаси. Во-первых, это переход из жизни в смерть: в стихотворениях «Всюду бегут дороги…», «По дорогам, от мороза звонким…» это трагическое событие, которое завершает духовный путь лирической героини, а в стихотворении «Настанет день - печальный, говорят!» выход души из тела показан как воскресение лирической героини, соединение с Богом. Во-вторых, это бездомность, которая показана в стихотворении «Мой путь не лежит мимо дому - твоего», где лирическая героиня путешествует, сбиваясь с пути, что говорит о подспудном желании в ее душе обрести дом, но продолжает скитаться. В-третьих, это странничество в совокупности с нищенством, которое может быть показано как синоним простоты, свободы, близости к природе в стихотворении «Милые спутники, делившие с нами ночлег…»; так и как бродяжничество, уход от дома и рода, погибель в стихотворении «Я пришла к тебе черной полночью…». В-четвертых, это духовное путешествие к божественному началу: в стихотворении «Канун Благовещенья» странничество свечи со словом имеет высокую цель - путь к Богородице, а в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ» лирическая героиня испытывает желание отступиться от мирской жизни, стать паломницей и приблизиться к Богу.

Если в начале книги лирическая героиня провожала в путь любимых, то в стихотворении «Проста моя осанка…» звучит мотив гостеприимства по отношению к чужому страннику: «Согреть чужому ужин -/Жилье свое спалю». Она, как луна, способна исцеляться и заживлять раны, её священный долг - принимать странников и судьбу: «Луну заманим неба / В ладонь - коли мила!». В стихотворении устанавливается параллелизм образов луны и человеческой ладони, так как они созвучны фонетически: аллитерация на звук «л» и семантически: луна оказывается очеловеченной, прирученной человеком. Тем самым происходит расширение сюжетных границ до космических далей.

Мотив странничества приобретает мировой масштаб в стихотворении «Мировое началось во мгле кочевье…». Начинается новый виток лирического метасюжета: если ранее путешествовали лирическая героиня, её спутники, странники, то здесь пускаются в странствие объекты природы: деревья, грозди, звезды, реки. Кочевье выходит за рамки обыденности, переходит на вневременной уровень. Мотив странничества здесь приобретает интегративную функцию: он объединяет все живое в странствии.

Таким образом, в лирической книге «Версты» мотив странничества обладает следующими функциями: повторяемость мотива создает ощущение простора в лирической книге, мотив способствует созданию образа лирической героини с «бродячим нравом», объединяет разные её лики (каторжанка, грешница, смиренная странница, паломница) и создаёт динамичный образ «кочевого» мира.

Литература

Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие под. ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2000. - С 202-209

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: