Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.




ОБРАЗОВАНИЕ

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

 

Понятие

Образование - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

-это процессформирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека (широкий смысл слова).

- это целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений, навыков, их совершенствованию.

- целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства

- совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности

- один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно- познавательных и творческих способностей через систему таких институтов, как семья, школа, СМИ.

- это один из социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней

Цели образования:

1) приобщение индивида к достижениям цивилизации

2) сохранение культурного достояния

3) развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

 

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Пути получения образования:

  1. Обучение в учебных заведениях.
  2. Образование в семье.
  3. Самообразование.

 

Система образования состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

 

Структура образования.

 

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):

ü начальное (1-4 класс школы);

ü основное (5-9 класс);

ü среднее (10-11 класс).

  1. Профессиональное образование:

ü среднее (техникум, колледж);

ü высшее:

      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
    • послевузовское:
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

  • дополнительное образование (курсы, кружки);
  • самообразование (самостоятельное обучение).

Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • экстернатура;
  • индивидуальный план;
  • дистанционная форма.

 

Структурные компоненты российской системы образования

1) органы управления образованием;

2) совокупность образовательных стандартов и программ;

3) сеть образовательных учреждений:

  • дошкольное образование,
  • начальное образование (начальная школа),
  • среднее образование (средняя школа),
  • среднее специальное образование (колледжи, лицеи),
  • высшая школа (вузы).

4) принципы образовательной политики в РФ:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Функции образования.

1. Культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей..)

2. Социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

3. Профессионально – экономическая – формирование социально – профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.

4. Обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

 

При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

  1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
  2. Собственно, обучение.
  3. Подготовка квалифицированных специалистов.
  4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
  5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

 

 

В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

Основные принципы образования:

1. Гуманизация - ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума

2. Гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

3. Компьютеризация – использование современной компьютерной техники и технологий

4. Интернационализация – единая система образования для разных стран

Тенденции в развитии образования:

Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на пе­реход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция - углубление межгосударственного сотруд­ничества в области образования.

Третья тенденция - существенное увеличение в мировом обра­зовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психоло­гии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является зна­чительное распространение нововведений при сохранении сложившихся нацио­нальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

 

 

Роль образования в современном мире:

  1. Формирует свободную личность.
  2. Является одним из основных каналов социальных перемещений: например, рабочий, получивший высшее образование, переходит в ряды интеллигенции.
  3. Воспроизводит рабочую силу различной квалификации.
  4. Способствует освоению людьми новых поколений знаний, навыков, традиций, социально-культурного опыта, необходимых для их вступления в жизнь.

ЕГЭ

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.

ОТВЕТ:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);

4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: