Разработка и проектирование базы тестовых материалов для оценки профессионально важных качеств
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогические программные средства»
Научный руководитель:
к.п.н, доцент Вахидова Л. В.
Регистрационный номер____________________
Дата представления________________________
Дата защиты______________________________
Оценка___________________________________
Уфа2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки профессионально важных качеств в системе подготовки специалистов. 7
1.1. Оценка профессионально важных качеств как условие эффективной подготовки специалистов. 7
1.2. Современные методики оценки профессионально важных качеств 20
Выводы по первой главе. 26
Глава 2. Разработка и проектирование базы тестовых материалов для оценки профессионально важных качеств по дисциплине «Педагогические программные средства». 28
2.1. Разработка и проектирование тестовых материалов для оценки профессионально важных качеств. 28
2.2 Методические рекомендации по применению тестовых материалов 35
Выводы по второй главе. 37
Заключение. 41
Литература. 42
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования. Современный мир, и Россия в том числе, уже вступил в эпоху, когда многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Существенные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности в связи с изменившимися социально-экономическими условиями требуют от специалистов соответствующего уровня подготовки, отвечающего запросам информационного общества.
|
В теории и практике профессионального образования в последние годы обострились противоречия между стремительно возрастающими темпами информатизации образования, усилением технической базы, увеличением числа программно-педагогических средств, широким применением компьютерных информационных технологий в процессе обучения и недостаточной изученностью возможностей внедряемых информационных технологий как средства формирования профессионально важных качеств педагогов.
России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств. Вышеуказанное подчеркивает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, обусловленную социальным заказом общества на обеспечение качества профессионального образования, отвечающего потребностям современного рынка труда и требованию международных стандартов, что необходимо для успешного вхождения России в единое информационное пространство, т.е. на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, творческих и мобильных специалистов.
Непрерывный процесс модернизации образования, имеющий глобальный характер, в современных условиях проявляет четкую тенденцию все более широкого использования информационных технологий.Информатизация общества вносит существенные изменения в содержание педагогической деятельности. Умение использовать компьютерную технику, информационно-телекоммуникационные технологии, базы данных и знаний, владение методологией, принципами и методикой использования информационных технологий обучения становятся необходимыми качествами современного педагога независимо от его специализации. Информационные технологии формируют информационную культуру педагога, способного решать задачи профессиональной деятельности в контексте основных направлений модернизации образования. Изменения в характере и содержании труда педагогов, обусловленные информатизацией общества, потребовали реализации новых, адекватных подходов к организации образовательного процесса. Квалификационные требования специалиста подразумевают функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, что требует усвоения студентами стандартного набора знаний, умений и навыков. На данном этапе развития общества этого явно недостаточно. Преобладающий в современном профессиональном образовании компетентностный подход напрямую связан с идеей комплексной подготовки индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, и как носителя определенных профессиональных качеств. Выявление перечня профессионально важных качеств (ПВК) педагогов, обусловленных переходом к информационному обществу, и их формирование становится одной из актуальных задач всей образовательной системы на научно-теоретическом уровне.
|
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью выявления комплекса педагогических условий, способствующего эффективному формированию профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения.
|
Проблеме выявления сущности и структуры профессионализма и развитию профессионально важных качеств педагога в процессе профессиональной подготовки посвящено достаточно работ. В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Однако процесс совершенствования профессионального мастерства и компетентности педагогов как условие повышения качества образования значительно отстает от постоянно усложняющихся требований информационного общества. Информационные технологии в современных условиях становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов и ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека, выступают механизмом воспитания и обучения и, в целом, являются средством формирования профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем, использование потенциальных возможностей информационных технологий как средства формирования ПВК в процессе подготовки студентов в вузе к профессиональной деятельности в настоящее время изучено недостаточно.
Вышеуказанное позволяет констатировать, что в теории и практике профессионального образования в последние годы обострились противоречия между стремительно возрастающими темпами информатизации образования, усилением технической базы, увеличением числа программно-педагогических средств, широким применением компьютерных информационных технологий в процессе обучения и недостаточной изученностью возможностей внедряемых информационных технологий как средства формирования профессионально важных качеств педагогов.
Цель исследования: оценка ПВК средствами базы тестовых материалов.
Объект исследования: база тестовых материалов оценки ПВК.
Предмет исследования: разработка методических рекомендаций к базе тестовых материалов для оценки ПВК.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ имеющихся методик оценки ПВК.
2. Разработать и спроектировать базу тестовых материалов для оценки ПВК.
3. Разработать методические рекомендации по оценке ПВК средствами тестирующих программ.
В данной работе были использованы различные учебники и учебные пособия по теме, авторефераты, статьи, ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты оценки профессионально важных качеств в системе подготовки специалистов