И вдаль, играя волнами, река




Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка»

Цели и задачи урока:

1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2. Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.

3. Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Материалы: белые листы бумаги, цветные карандаши, ластик, простой карандаш.

Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки,салфетки…

Музыкальный ряд:

Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Здравствуйте, дети, меня зовут Елена Васильевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
- Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей)

II. Актуализация опорных знаний

Назовите мне тему 1 четверти (Русское искусство, культура русского народа)

Внимательно рассмотрите ваши работы, выполненные в течении 1 четверти и расскажите всё, что вы узнали по этой теме.

А вот о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд, который лежит на ваших столах. Заранее хочу сказать, что сегодня вы будите работать в группах, поэтому от каждого из вас будет зависеть и результат и итог работы ну и конечно дисциплина.

III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Итак, кто уже справился с работой, и назовёт сегодняшнюю тему урока?


IV. Работа над новым учебным материалом.

Беседа

Да, действительно ведь русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники есть у каждого народа.

Возникали праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

Работа в группах

А вот о каких русских народных праздниках сегодня пойдёт речь, вы узнаете, собрав иллюстрацию в виде пазлов на вашем столе. (на партах лежат разрезанные картинки праздников «Рождество», «Масленица», «Иван купала», «Праздник урожая»)

(Возле доски стоят таблички с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Иван Купала, Праздник урожая), как только вы соберёте пазлы, возьмите у доски ту табличку, которая соответствует вашей собранной картине, и по словам и словосочетаниям предложенным вам составьте рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, рождественская звезда, песни- колядки.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои, игрища.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, ночь, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Праздник урожая

Сбор пшеницы, ячменя, проса, праздник, застолье мёд, яблоки, хлеб, каша, пшеничный сноп, ленты, хороводы.
4.3. Знакомство с праздниками.

Давайте выслушаем ваши рассказы, я буду начинать а вы продолжать

(На слайде высвечивается та картина, о каком празднике идёт речь)

1) Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике Рождестве.)

2) Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

3) Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

 

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.

В больших городах, а также и в сёлах в этот день и устраивались ярмарки.

Ярмарка - это тоже праздник.

- как вы думаете, люди ждали этот праздник?

- для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.
А детвора ждала с ярмарки - гостинец.
Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая,
Глянешь налево – лавки с товаром,
Глянешь направо – веселье даром.
Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя - Петрушки.

Петрушка - длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости.
Давно вас ждут, друзья!

Также публику веселтли и скоморохи. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Представьте себя среди кадок с брусникой и красивых плетёных корзин с вкусными пряниками. Ярче солнца – наряд соломенных игрушек, ярче радуги – игрушки-свистульки, почти как у нас на ярмарочной витрине в классе.

- Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»; «Купчихи»…

Он погружает зрителя в стихию народной жизни. В своих картинах художник не допускал грязь и слякоть, ужасающие мостовые… Он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости. А ведь художник писал эти картины, находясь а инвалидном кресле целых 11 лет! Вот видите как он ценил и любил жизнь и его картины наполнены светом и яркостью. Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

И. Е. Репин называл Кустодиева «богатырём русской живописи».

-Как вы думаете, почему?

Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно.

Физкультминутка

Мы похлопаем сейчас
Мы потопаем сейчас
А теперь все дружно, вместе,
отправляемся мы в пляс.
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Эх, раз, ещё раз,
мы поклонимся сейчас.

4.5. Этапы работы
Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, а именно ярмарку.

- Для примера продемонстрирую вам рисунок, который получился у меня. Вы можете придумать что-то свое, возможно что-то добавите, или измените.

-Что может быть в вашей рисунке?

· Пейзаж (природа, поля, речка).

· Постройки (избы).

· Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)

· Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

Этапы работы:

· Возьмите лист бумаги

· Простым карандашом начертите ось, необходимые предметы (избы, церкви, рынок,) и людей в виде геометрических фигур

· Из геометрический фигур, прорисовывайте изображение

· Раскрасьте его.

V. Итог урока
5.1. Выставка и оценка работ учащихся

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

На доску сверху панно вывешивается надпись «Русская ярмарка»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: