Значение слова многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.
Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия. Печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.
Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов. Сегодня изразцы широко применяются в качестве декора для отделки печи или стационарного мангала, фартука кухни, стен гостиной, прихожей, кабинета и даже детской.
Формы изразцов:
- угловые. Соответственно, для облицовки углов;
- фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Виды изразцов:
Рельефные и гладкие изразцы – рельефные;
– гладкие.
Глазурованные изразцы – глазурованные (глянцевые);
Изразцы с рисунком – с рисунком;
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы. Изразцы — это керамика с характером, этнически яркая и выразительная. Сегодня мы привыкли смотреть на роспись керамики с позиции красоты, модных тенденций, стилистики. И вот, когда народные мотивы особенно популярны, давайте взглянем на традиционный рисунок немного глубже.
Русская народная роспись зарождалась на широких просторах и развивалась на протяжении нескольких веков. Этим обусловлено существование множества её различных направлений и техник в зависимости от периода и региона происхождения. Также орнамент видоизменялся с течением времени: какие-то элементы уходили, появлялись новые черты, формы и линии трансформировались, переносились акценты.
Но независимо от техники исполнения и периода, как правило, в линии и фигуры узоров росписи в народном ремесле вкладывался особый смысл. Русские мастера тщательно продумывали каждый элемент и цветовую гамму рисунка. Истоками символики в росписи русских изразцов в большей мере послужило ещё языческое мировоззрение. Но нельзя не учитывать, что и на протяжении всей истории влияние других культур было довольно сильным. По этой причине в чистом виде установить происхождение той или иной трактовки отдельных элементов достоверно невозможно.
Период конца 18 – начала 19 столетия ознаменовался расцветом калужского изразцового промысла. Здесь керамические изделия расписывались несколькими основными изобразительными мотивами, отличающими их от всех остальных.
- Изразцы «Павлинье око».
Данный вид изразцов характеризуется яркостью, контрастностью и сочностью красок в росписи. Преобладают синие, жёлтые и зелёные эмали.
- Муравленые изразцы.
Муравлеными называются изразцы, которые покрыты зеленой прозрачной глазурью, по своему цвету схожей с травой-муравой.
Своего расцвета данная техника достигла в 17 столетии, когда оформленные ею изделия использовали не только в качестве отделки фасадов зданий, но также как облицовочный материал для каминов и печей.