Тема. Основы педагогической риторики (4 часа, начало 14.04.20 )




28.04 2020

9.40

Лекция (2 часа)

Тема. Основы педагогической риторики (4 часа, начало 14.04.20)

1. Требования к речи педагога-дефектолога.

2. Этическая составляющая педагогической риторики.

3. Качественное исполнение речи.

1. Согласно выявленным сущности, функциям, формам и особенностям педагогической речи как наиболее важного инструмента и средства профессиональной деятельности учителя, к ней определены следующие требования:

a) грамотность речи и её лексическое богатство;

б) содержательная наполненность (речь учителя должна быть достаточно информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью и обогащающим личный опыт учеников);

в) уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание её особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определённых коммуникативных действий);

г) логичность и доступность (доступность речи здесь понимается не только в плане точности и прозрачности высказываний учителя, но также имеется в виду и умение приспосабливать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

д) просодическая экспрессивность, эмоциональность и образность речи, которая характеризуется способностью создавать словом наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности (учитель должен научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идёт речь, для этого необходимо овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.п.;

е) литературность и следование речевому этикету (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) - необходимые требования к речи педагога; к ним также относится использование устойчивых формул общения;

ж) техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция).

2. Фундаментом педагогического речевого этикета является доброжелательное и вежливое обращение к ученикам, которое не зависит от их возрастной категории, поведения и успеваемости.

Согласно педагогическому этикету речь учителя должна обладать конкретной направленностью и обращённостью. Неопределенная направленность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) является для слушателей тем препятствием, которое затрудняет её восприятие как личностно значимую.

К важным профессионально-этическим умениям учителя относятся:

a) умение грамотно формулировать вопросы;

б) умение отвечать и пояснять ответы;

в) умение производить оценочное суждение.

Только лишь принимая во внимание большое количество немаловажных факторов можно достигнуть предельной эффективности профессиональной речи.

3. К одному из таких факторов можно отнести качественное исполнение речи. Публичные выступления всевозможных политических деятелей, а также юристов, церковнослужителей и т.д. могут рассматриваться в качестве примеров профессиональной деятельности в различных областях повышенной речевой ответственности. Изрядное количество специалистов, которые занимаются риторикой, полагают, что качество исполнения публичной речи является необходимым условием её эффективности.

Внятная, прозрачная, грамотная речь, в которой каждое сказанное слово стремится выразить желание и чувство говорящего, а звонкий и пластичный голос в состоянии передать все особенности той или иной мысли оратора, являются необходимыми для преподавателя, а также для каждого, кто выступает с речью публично. Речь же однообразная, нудная и неживая только затрудняет понимание содержания лекции и, как правило, не усваивается аудиторией.

Вполне очевидным является тот факт, что степень успешности выступления с публичной речью большей частью будет зависеть от особенностей фонетического поведения оратора. В данном случае, особенности реализации сегментных единиц наряду с просодическим оформлением речи играют очень важную роль. Одним из ключевых условий эффективного публичного выступления является организованная членораздельность речи оратора, которая, в свою очередь, складывается из поставленной дикции выступающего вкупе с его отчётливой артикуляцией. Серьёзные недостатки дикции могут создавать непреодолимые коммуникативные барьеры и даже приводить к срыву публичного выступления. Отчётливая дикция представителей профессий с повышенной речевой ответственностью не только создаёт благоприятные и комфортные условия для восприятия речи слушателями, но делает звучащий текст более благозвучным, а также оказывает положительное воздействие на аудиторию, т.е. воспринимается слушателями как достоверный признак воспитанности, образованности и общей культуры речи говорящего.

Также, большое число исследователей, непосредственно занимающихся вопросами риторики, выделяют ещё одно немаловажное условие, которое значительно повышает качество публичной речи. Оно заключается в том, что оратор должен соблюдать орфоэпические нормы того языка, на котором он строит своё выступление. Следование общепринятым правилам и законам в произношении так же необходимо, как и в письменной речи. Несоблюдения общепринятых норм создают препятствия языковому общению, а также затрудняют понимание смысла произносимого. Если оратор в момент выступления грубо нарушает произносительную норму, то зачастую это оказывает неблагоприятное впечатление на слушателей, вследствие чего может произойти потеря контакта с аудиторией, а, следовательно, и заметное снижение общей эффективности публичного выступления.

Следует отметить, что весьма существенным вкладом в обеспечение эффективности публичного выступления является его интонационное оформление. Согласно З. В. Савковой, всё, что включает в себя понятие «интонирование речи» (диапазон, мелодика речи, тембрирование, логика звучащего слова, сила звука, логические и психологические паузы, темпо-ритм речи, различный характер произнесения звуков), играет ключевую роль в речевом действии». Суммируя всё вышеизложенное можно сказать, что просодическое устройство публичной речи оказывает прямое влияние на степень успешности реализации замысла оратора. Именно по этой причине, Е.Л. Фрейдина выдвигает на первый план особую по своей структуре функцию просодии – риторическую, которая состоит в том, что просодия «способствует окончательному воплощению замысла оратора в непосредственном взаимодействии со слушателями в условиях, определяемых этносом».

Многие мировые учёные в области риторики сходятся во мнении о том, что именно вариативность просодического оформления речи является верным признаком качественного публичного выступления. Американский учёный J. Berg Esenwein определяет монотонность как «смертный грех оратора», поскольку при однообразном и монотонном воспроизведении речи он «не в состоянии отделить одну мысль или фразу от другой, так как все они выражаются одним и тем же способом». Это в значительной мере затрудняет восприятие речи слушателями. И, наоборот, если оратор искусно умеет варьировать громкость и скорость произнесения речи в процессе выступления, а также уделяет должное внимание многообразию её мелодического оформления и применяет всевозможные эмфатические приёмы для выделения наиболее значимых компонентов высказывания, можно с уверенностью предположит, что подобное публичное выступление будет предельно эффективным.

Вполне очевидно, что о высокой степени эффективности публичной речи представителей профессий с повышенной речевой ответственностью можно говорить только тогда, когда оратор, используя весь арсенал доступных ему лингвистических и паралингвистических средств, максимально полно реализует свои профессиональные цели. Так, цель каждого профессионального публичного выступления, как правило, непосредственным образом связана с общей, глобальной целью профессиональной деятельности оратора, которая, в свою очередь, определяет содержание и структуру речи, а также оказывает непосредственное влияние на манеру устной презентации.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум: учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php

3. Техника произнесения речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php

4. Савкова З. В. Искусство оратора. М.: Знание, 2007. - 248 с.

5. Фрейдина Е.Л. Публичная речь и её просодия. Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – 192с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: