Игроки стоматологического рынка




Открываем стоматологическую клинику. Часть первая: что это за бизнес?

Александр ХОДАКОВ, руководитель интернет-проекта www.MEDICUS.ru

 

Медицинский бизнес сегодня привлекает своей рентабельностью предпринимателей, большинство из которых никогда не учили латынь. Казалось бы, трудно назвать оригинальной затею открыть частную стоматологическую клинику – ведь услугами зубных лекарей человечество пользуется еще со времен египетских фараонов. Но в России частный стоматологический бизнес еще только формируется, и войти в него новичку не так сложно. Пока. Пусть вас не пугает кажущееся обилие вывесок «Стоматология» – каждый человек от природы наделен не только тремя десятками зубов, но и большой нелюбовью за ними ухаживать. Такое гремучее сочетание рано или поздно приводит к тому, что зубы начинают болеть, и народ бежит в поликлинику, и чем запущенней ситуация с зубами, тем дороже платит пациент. На этом разбогатело не одно поколение стоматологов. Сегодня, чтобы убедиться в высоком уровне доходов врачей, достаточно посмотреть на марки автомобилей, припаркованных там, где проходит очередная стоматологическая выставка.

 

Оценим рынок

Только в Москве действует, по разным данным, от полутора до двух с половиной тысяч стоматологических клиник и кабинетов, хотя емкость рынка, по мнению специалистов почти вдвое больше. И дело даже не в том, что зубных проблем у населения стало больше ввиду плохой экологии, увеличению употребления сладкого и природной лености россиян, проявляющейся в нерегулярной чистке зубов. Скорее, с ростом среднего слоя россиян, приближающегося по уровню жизни к западным меркам, растут требования пациентов к качеству лечения и сервису. Традиционно поход к зубному врачу ассоциируется с ужасной болью, поэтому сегодняшние пациенты предпочитают заплатить дороже за то, чтобы его встретили дружелюбно, успокоили, дали в уютной обстановке выпить чашечку кофе или стаканчик сока, расспросили о жизни, и лишь потом приступили к делу. И уж конечно, для обезболивания применили не устаревшие анестетики новокаиновой группы, а полностью блокирующие боль современные артикаиновые препараты. Современный пациент более образован, часто задает врачу упреждающий вопрос: «а что вы, собственно, собираетесь делать у меня во рту?» Знает, что существуют современные «мягкие» слепочные материалы. Такой пациент при виде стоматолога, замешивающего гипс, запросто может развернуться и уйти. Многие пациенты уже знают даже, что такое визиограф, и не хотят, чтобы их по-старинке облучали рентгеновскими аппаратами дедовских времен. Также и с оборудованием – полежав однажды в комфортном кресле от Кастеллини, пациент вряд ли захочет иного. Тут как Райкин подметил когда-то: «если итальянских туфель не видел, то и наши – во!». Босоногое детство закончилось, и те люди, что переехали из пятиэтажек в монолитные дома и коттеджи, стали разборчивей и требовательней. Хотя клиники с устаревшим оборудованием и отсутствием сервиса, берут меньше за лечение, но пациенты кошельком голосуют за более дорогое, но качественное обслуживание, поэтому средняя стоимость пломбы в Москве поднялась за последние пять лет почти вдвое. Росту числа стоматологических клиник и стоимости услуг способствует и то обстоятельство, что в обществе стало неприличным «носить» кривые зубы, иметь табачный или кофейный налет, и уж тем более демонстрировать зияющие пробелы в улыбке. Кроме того, россияне стараются теперь не удалять зубы, а лечить их, тем более что современные технологии и материалы позволяют побороться за сохранение зуба в самых запущенных случаях. Кроме того, пациенты понимают, что возможность отбеливания, например, зубов в домашних условиях по эффективности не идет ни в какое сравнение с клиническими процедурами.

 

Игроки стоматологического рынка

От советских времен нам досталось множество муниципальных и ведомственных клиник, хотя частный сектор, представленный как большими клиниками, так и одиночными кабинетами уже занимает почти половину московского рынка и продолжает расширяться.

Похоже, государственный сектор пока еще держится на плаву лишь из-за того, что врачи подрабатывают в таких клиниках неофициально, себе «на карман». В таких клиниках работают на устаревшем, изношенном оборудовании, обновлять которое никто не собирается. Качество таких услуг могут вытерпеть лишь те, кто закален временами дефицита.

 

Частный сектор представлен тремя категориями:

Крупные клиники (порой с филиальной сетью), где, как ни прячь, все-таки проявляются издержки поточной системы, такие как процентовка, борьба врачей за пациентов, высокая сменяемость кадров. В результате обезличенности приема пациент порой даже не запоминает фамилии врача, зато последствия ошибок и огрехов в лечении или в сервисе легко распространяет на всю клинику.

Мини и микро- клиники, а точнее стоматологические кабинеты, где работает сам владелец. Сюда пациенты идут не на бренд, а на имя врача, который отвечает за все. Качество услуг здесь повыше, ведь стоить допустить ошибку и останешься без клиентуры. Но увы, такие мини-салоны с одной стороны весьма уязвимы (порой работают без надлежащей документации, которую собирать долго и дорого), и к тому же предлагают пациентам весьма ограниченный набор услуг – разнообразное оборудование таким кабинетам не по карману, да и поставить негде.

Быстрее всего развивающаяся система небольших частных клиник на три-четыре кресла. Это, пожалуй, самое перспективное направление, поскольку в такой клинике с одной стороны царит индивидуальный подход к клиенту, а с другой — ассортимент услуг и рентабельность выше, чем у частных кабинетов. Не зря же, видимо, во всем цивилизованном мире главенствует именно система таких небольших стоматологических клиник.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: