ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
(ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СЛОВА, ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ, ОМОНИМЫ, ПАРОНИМЫ,
УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ)
Задание 1. Объясните и исправьте ошибки, связанные с неудачным выбором слова.
1. Редкие, тяжёлые капли дождя били больно, как пчёлы.
2. Учёный с ещё большим увлечением продолжит деятельность над общими филологическими проблемами.
3. В нижней части трассы резвятся дети: кто на лыжах, кто на санках. Среди них немало мальчиков и девочек.
4.Интересно, что, несмотря на свои большие размеры, высокую степень токсичности яда, местное население мало боится змей.
5. Тётя кивает морщинистым лицом.
6. Худым идут юбки с густыми складками, защипами, пышными рукавами.
7. Ну а пока молодые влюблены, наотмашь отданы друг другу.
8. Лицо господина принимает сонное состояние.
9. Я расскажу об одном моменте, который произошёл во время войны.
Задание 2. Найдите случаи лексической недостаточности, восполните недостающий элемент словосочетания.
1. Я ничего не буду объяснять — смотрите фильм. Само название уже говорит.
2. Еще десять лет назад никто представить не мог таких перемен в России.
3. Ваша жизнь схожа с мужем нашей героини.
4. Сюда были вложены деньги, заработанные за карьеру этим теннисистом.
5.Когда горло не чувствует как горло (Из рекламы).
6.Меня до глубины волнует этот вопрос.
7. Проблемы, по которым переговоры, сразу не решатся.
8. И здесь появляется дама с высшим, а то и со степенью.
9. Для начала разберемся, кто и для чего хочет отобрать у лесопарковой зоны прямые московские номера.
10. Продавать акции мы намерены не только столичным жителям, но и других городов.
|
Задание 3. Определите, какие из приведенных плеонастических или тавтологических словосочетаний закрепились в языке.
Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант оптовых цен, суета сует, мал мала меньше, всякая всячина, травматическое повреждение, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, мемориальный памятник, информационное сообщение, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, смелый риск, передовой форпост, другая альтернатива, рыбная уха, белое белье, большая масса, пять рублей денег, ночная серенада, составной компонент, хронометраж времени, будущая перспектива, ходить ходуном, в апреле месяце.
Задание 4.
Объясните различия между видами омонимов и определите их значение.
А. глава– глава дисциплина – дисциплина гриф– гриф нота– нота союз– союз | Б. бронИровать– бронировАть вИдение– видЕние Отзыв– отзЫв свЕдение– сведЕние харАктерный– характЕрный |
В. кАмпания – кОмпания посвЕтить – посвЯтить прЕбывать – прИбывать прЕступить – прИступить умАлять – умОлять | Г.дуло – дуло смог– смог приёмная– приёмная устав– устав печь – печь |
Задание 5. Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый — масляный.
|
Блин, взгляд, выражение лица, глаза, живопись, запах, каша, краска, лак, лампа, лужа, насос, неделя, пятно, речь, слова, тряпка, улыбка, фильтр.
Задание 6. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.
- Это событие сыграло большое значение в его дальнейшей жизни.
- Музыка эта так и забирает за сердце.
- Все горят стремлением сделать как можно больше.
- Этому вопросу необходимо уделить серьёзное значение.
- Важную роль при определении значения слова имеет контекст.
- Пускать туман в глаза – это не по моей части.
- Это дело гроша выеденного не стоит.
- Он обязан своему спасителю по гроб доски.
Задание 7. Используя статьи в толковых словарях, ответьте на следующие вопросы.
1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются?
2. В каких случаях можно употребить слово есть, а в каких — кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только салат?
3. Как правильно: Мой отец — по профессии терапевт, а по специальности — врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности — терапевт?
4. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный? Кто такой юбиляр?
Список учебников и справочной литературы
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 1998.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник/ Серия «Учебники РАГС». – М., 2010.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1999.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1986.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2002.
Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М., 2004.
Толковый словарь русского языка конца 20 века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н.Скляревской. СПб., 1998.
Дополнительный материал к ПЗ №5.