Исходные данные:
МА = 2850 кг – полная масса автомобиля;
ηтр = 0,92 - КПД трансмиссии автомобиля;
kw = 0,24 – коэффициент обтекаемости автомобиля;
F = 3,47 м2 – лобовая площадь автомобиля;
Шины модель 265/65R17 радиус качения rк = 0,388м.
Параметры трансмиссии (uкп, uгп) автомобиля приведены в таблице 1.
Динамическая характеристика автомобиля – это зависимость динамического фактора D от скорости v движения автомобиля.
Из раздела 1.2 Построение тяговой характеристики автомобиля из предыдущих расчётов берём значения тяговых усилий Рк на ведущих колесах и скорости v движения автомобиля на различных передачах в зависимости от частоты вращения вала двигателя nе (таблица 4).
Используя эти данные, значения динамического фактора для каждой скорости и передачи подсчитываются по формуле:
(10)
=0,19
Аналогично проводим расчет для остальных значений динамического фактора D. Результаты расчета заносим в таблицу 6.
Таблица 6 - Значения динамического фактора для различных скоростей движения автомобиля и передач
Таблица 6.1 - 1-ая передача
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw, Н | D |
1,86 | 1,549 | 0,19 | |||
3,49 | 2,907 | 0,27 | |||
4,6 | 3,831 | 0,34 | |||
6,9 | 5,747 | 0,35 | |||
8,75 | 7,288 | 0,36 | |||
10,36 | 8,629 | 0,36 | |||
11,97 | 9,971 | 0,33 | |||
13,82 | 11,512 | 0,27 |
Таблица 6.2 - 2-ая передача
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw,Н | D |
3,46 | 2,882 | 0,06 | |||
6,49 | 5,406 | 0,12 | |||
8,58 | 7,147 | 0,21 | |||
12,87 | 10,720 | 0,24 | |||
16,31 | 13,586 | 0,28 | |||
19,31 | 16,085 | 0,27 | |||
22,32 | 18,592 | 0,25 | |||
25,75 | 21,449 | 0,23 |
Таблица 6.3 - 3-ая передача
|
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw, Н | D |
4,97 | 4,140 | 0,04 | |||
9,31 | 7,755 | 0,08 | |||
12,35 | 10,287 | 0,15 | |||
18,53 | 15,435 | 0,16 | |||
23,47 | 19,550 | 0,18 | |||
27,79 | 23,149 | 0,18 | |||
32,11 | 26,747 | 0,17 | |||
37,05 | 30,862 | 0,15 |
Таблица 6.4 - 4-ая передача
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw, Н | D |
7,12 | 5,930 | 0,03 | |||
13,35 | 11,120 | 0,06 | |||
17,79 | 14,819 | 0,10 | |||
26,69 | 22,232 | 0,12 | |||
33,81 | 28,163 | 0,14 | |||
40,04 | 33,353 | 0,13 | |||
46,26 | 38,534 | 0,12 | |||
53,38 | 44,465 | 0,11 |
Таблица 6.5 - 5-ая передача
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, к Н | Рw, Н | D |
18,67 | 15,552 | 0,04 | |||
16,01 | 13,336 | 0,06 | |||
21,35 | 17,78 | 0,07 | |||
32,03 | 26,680 | 0,08 | |||
47,72 | 39,750 | 0,08 | |||
48,04 | 40,017 | 0,08 | |||
55,52 | 46,248 | 0,07 | |||
64,06 | 53,361 | 0,06 |
По данным таблицы 6 строим характеристику D = f(v) (рисунок 3).
На построенную характеристику нанести кривую изменения коэффициента сопротивления качению для асфальтовой (f0 = 0,015) горизонтальной дороге, которую предварительно рассчитать (таблица 7) по формуле:
f = f0 (1+6,5·10-4· v2) (11)
Таблица 7 - Изменение коэффициента сопротивления качению в зависимости от скорости
v,км/ч | |||||||||
Асфальт: f0 | 0,015 | 0,016 | 0,018 | 0,020 | 0,023 | 0,026 | 0,030 | 0,034 | 0,035 |
Рисунок 3 - Динамическая характеристика автомобиля
По характеристике, приведенной на рисунке 3 можно заключить, что максимальное значение динамического фактора на 1-ой передаче Dтах1 = 0,36 при скорости движения автомобиля v1 = 31,5 км/ч. На 5-ой передаче он снижается до Dтах5 = 0,09 при скорости v5 = 151 км/ч.
|
Общий анализ тягово-скоростных свойств по динамической характеристике.
Важным условием нормальной работы машины является перекрытие характеристики, то есть выполнение условия
Vki ≥ VH(i+1)
где i - индекс (номер) передачи;
Vki – конечная скорость на i-ой передаче
Vhi - начальная скорость на i-ой передаче;
VH(i+1) - начальная скорость на (i+1)-ой передаче;
Если это условие не соблюдается, то не может быть обеспечена устойчивая работа двигателя. В этом случае равномерное движение на скоростях, не имеющих перекрытие, невозможно.
Рассмотрим соблюдение этого условия на примере (рисунок 3):
на первой передаче (Vh1=6,7км/ч;Vk1=49,75 км/ч);
на второй передаче (VH2=12,45 км/ч;Vk2=92,7 км/ч). Очевидно, что Vk1> VH2. Условие перекрытия соблюдается на всех передачах.