Памятка сдающему ЕГЭ по русскому языку




 

А1Ударение Помни! В ж.р. прошедшего времени глагола ударение, как правило, на последний слог –ЛА-, -ЛАСЬ-, (взялА, пережилА, ворвалАсь…), и так же краткие причастия ж.р. (правА, принятА, проданА…) У существительных м.ч., наоборот, ударение не падает на окончание (вОры, тОрты) Смотри в словарик!
А3 Форма слова · Окончания имён сущ. -А: Директора, доктора, инспектора, катера, округа, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, фельдшера, якоря… -Ы: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, конструкторы, офицеры, редакторы, шофёры…
 
-: болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок

валенок, сапог, чулок, ботинок, туфель

макарон, вафель…

- ов: киргизов, казахов, узбеков, таджиков, якутов,

килограммов, гектаров,

лимонов, апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов…

· Составная сравнительная степень прилаг. и наречий состоит из слов более, менее + начальная форма! / превосходная: самый + начальная форма

Более высокий (но не! более выше), самый высокий (но не самый высочайший)

Если перед нами словосочетание часть речи + простая форма сравнительной степени, то можно сказать, например: гораздо выше, выше всех и др.

· Склонение числительных

И.П. сто шестьдесят пять семьсот сорок два

Р.П.ста шестидесяти пяти семисот сорока двух

Д.П. ста шестидесяти пяти семистам сорока двум

Т.П. ста шестьюдесятью пятью семьюстами сорока двумя

П.П. ста шестидесяти пяти семистах сорока двух

Учти! В порядковых числительных изменяется только последнее слово

В две тысячи двадцать пятом году

· Глагольные формы:

Оденьтесь, попробуем, бегите (пов. нак), положи, кладу

Формы местоимения: их (но не ихний)

А4 Деепричастный оборот Что-то делая (что-то сделав), кто-то что-то делает (есть подлежащее и сказуемое, причём подлежащее прямо относится к обороту) Уча стихотворение, ученик отвлекался Или что-то делай или делайте (повелительная форма глагола без подлежащего) Уча стихотворение, не отвлекайся или (безличное предложение, без подлежащего) Уча стихотворения, можно развить память
А5 Грамматика · Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа (вопреки мнению, согласно договору); вследствие – Р.П. ( вследствие заморозков) · Предлог по в сочетании со словами прибытие, приезд, отправление и т.д. требует предложного падежа (по приезде, по прибытии, по отправлении …) · Собственные наименования, заключающиеся в кавычки, не изменяются, если рядом стоит поясняющее слово, и изменяются, если этого слова нет (в журнале «Современник», в «Современнике») · Чтобы правильно согласовать сущ. и причастие, задайте вопрос (В ущелье (каком?), расположенном на юге края…) · Цитирование можно применять, только заключая слова в кавычки, если кавычек нет, чужую речь надо преобразовывать как косвенную, в виде придаточного (Горький «моими университетами были прожитые годы». Горький сказал, что его университетами были прожитые им годы.) · Местоимение кто требует единственного числа ( Кто читал повесть?), но если перед кто стояло местоимение или сущ. во мн. ч., то согласованный с этим местоимением глагол должен быть во мн. числе. (Те, кто читал повесть, ответьте на мои вопросы) · Если в предложении два сказуемых, посмотри, одного ли они требуют падежа или разных Поэзия основана (на чём?) и развивает (что?)…  
А6 Замена причастным оборотом Замена возможна, если КОТОРЫЙ является подлежащим (можно заменить существительным –подлежащим) К тетеревам, которые (ТЕТЕРЕВА) сидят на дереве, и на выстрел не подойдёшь. К тетеревам, сидящим на дереве, и на выстрел не подойдёшь. Замена невозможна, если КОТОРЫЙ является дополнением (можно заменить существительным-дополнением) Мы подошли к дубу, на котором было невиданное количество желудей. Замена невозможна, если КОТОРЫЙ обозначает объект, на который направлено действие, если вторая часть осложнена, если сказуемое составное и т.д. Самый верный способ – попробовать заменить!
А9 Подлежащее и сказуемое · Подлежащее может быть выражено любой частью речи или цельным словосочетанием Учти!Надо отличать подлежащее от прямого дополнения ((Кто? Что?) Художник рисовал – есть и подлежащее, и сказуемое/ Надо приготовить (кого? Что?) обед – нет подлежащего, только сказуемое, слово обед является прямым дополнением) · Сказуемое Простое глагольное Составное
       
   
 


один глагол глагольное именное

всп. Гл + ИНФИНИТИВ гл.-связка + именная часть

(могу учиться, надо подумать, Учти! Гл.-связка может

хочу рассказать) отсутствовать.

Именная часть может быть выражена

сущ., прил., нареч, причаст.

(буду врачом, становится холоднее,

будет закончен)

· Предложение может быть односоставным! (с одним главным членом)

Подлежащее. Сказуемое

Назывное - Определённо-личное (можно подставить я, мы,

(Ночь. Улица. Фонарь. Аптека) ты, вы, он) Иду по дороге

- Неопределённо-личное (можно подставить они)

В дверь постучали

- Обобщенно-личное (безличное - информация для всех и

обо всех, чаще в пословицах и поговорках)

- В данных предложениях нет и не может

быть подлежащего. Смеркалось.

Учти! В предложениях (Мне нездоровилось)

мне является дополнением

Сказуемое может быть выражено словом нет

А10 Виды пред-ний Предложение
       
   


Простое (одна основа) Сложное (несколько основ)

       
   
 


Может быть осложнено Союзное (части соединены союзом) Бессоюзное (по смыслу)

 
 


- однор. чл.

- обращением и вводными сл, предл. Сложносоч. Сложноподчинён.

- обособлен. чл пр-ния (а, но, и, да, или, также, тоже и др.) (что, который, где, как - уточнения, сравн. оборот Дул ветер, и шёл дождь. чтобы, потому что и др.)

(зато, не то-не то, ни-ни, Учти! Союз может стоять в начале

то-то, либо, же, однако) предложения.

(Мы остановились, когда начался дождь.

Отличать: союз итак, причём, притом от и так, при чём, Когда начался дождь, мы остановились.)

при том

А11 Части речи   СМ. В2 Прилагат Наречие Глагол Причастие Деепричастие Какой? Чей? Как? Где? Куда.. Что (с)делать? Какой? Что делая, сделав? Каков? Каков? -о, а, и,е -ть, личные окон. –ащ,ящ,ущ,ющ, -а,я,-в,ши, вши.. ом, ем, им, ш,вш, нн,т,енн По род., ч., пад не изменяется Наклонение, время По род., ч., пад не изменяется лицо, число, род Отличай!
  Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма составная Простая форма Составная
Прил. вкусный Вкуснее (Каков?) + сущ Более вкусный вкуснейший Наиболее вкусный
Нар. вкусный Вкуснее (как?) + гл Более вкусно - Очень вкусно

 

А13 Н и НН Полные Прил (от сущ) Прич. или прил (от глагола) нн н нн н -енн- -ян- 1. приставка остальные -онн- -ан- 2. –ова-, -ева- н+н -ин- 3. зав. сл стеклянный ветреный 4. сов. в. оловянный деревянный В кратких причастиях пишется одна н В кратких отглагольных прилагательных (больше признака) пишется две нн (кроме м.р.) Девочка рассеянна (больше признака) Зерно по полю рассеяно (больше действия) Запомни! Смышлёный, названый, посажёный, приданое Желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный. Учти!В сущ., образованных от прил. и прич. пишется столько же н, сколько и в производящих словах. Путаный – путаница, посланный - посланник
А14 Корни Есть корни, проверяемые ударением, есть непроверяемые (словарные слова), есть чередующиеся - раст, ращ, рос; лаг, лож;(от позиции) - (от ударения) гор, гАр; зОр, зар - (от суф. А)кос/кас, мок/мак; бир/бер, дир/дер, пир/пер, мир/мер, стил/стел, блист/блест, жиг/жег, тир/тер
А15 при/пре з-/с-   и/ы     Ъ/Ь   · При-: приближение, присоединение, близость, неполное действие + словарные слова Пре-: очень, пере- + словарные слова · Без- (если далее звонкая), бес- (если далее глухая) Это относится ко всем приставкам на з- и с-. Кроме приставки с-(приставки з- нет) · Если приставка заканчивается на согласный, а корень начинается с –и, то при соединении и меняется на ы. Это правило не касается приставки сверх-, меж-, сложных слов с иноязычным корнем (дезинформация) · Ъпосле приставок предъявить В сложных словах двухъярусный В иноязычных словах после ад-, ин-, кон-, об-, суб- (субъект), в сложных словах (фельдъегерь)
А16 Суф окон прич глаг   Глагол (окончание) Причастие (суффикс причастия) 2 спряжение 1 спряжение образовано от гл 2спр. 1спр. Все на – ить брить, стелить ИМ, АЩ/ЯЩ ОМ/ЕМ УЩ/ЮЩ 4 на – ать остальные 7 на – еть Если образовано от гл. на –Ать, Ять пишется А,Я (суффикс глагола в страд прич) И; АТ/ЯТ Е; УТ/ЮТ обстрелЯть – обстрелЯнный Если образовано от гл. на –ить, -еть, то пишется Е ПросмотрЕть – просмотрЕнный, засолИть – засолЕнный Глагольный суф. инфинитива сохраняется в действ. прич. прош времени перед суф -ш-, -вш- выглядЕть - выглядЕвший  
А17 чив/лив ов/ев   ива/ыва -ева-   · Прилагательное: в суффиксах –чив- и –лив- всегда пишется И Суффикс – ив- всегда под ударением (кроме милостивый, юродивый), суффикс -ев- всегда под ударением Без изменений пишутся суффиксы - чат-, -оньк-, -еньк- · Подставь Я (поставь глагол в 1ое лицо) Я –ую,юю - -ОВА-, -ЕВА- (я беседую – беседОВАл) Я –ываю, иваю - -ИВА-, -ЫВА- (я рассматриваю, рассматрИВАл) Помни! Если в слове А под ударением, то чаще суффикс –ЕВА- (подпевАл)
А 18 НЕ и НИ · Глагол Деепричастие: всегда раздельно, кроме тех, случаев, когда без НЕ не употребляется · Существительное: раздельно, если есть союз А, в остальных случаях слитно. Если не употребл. без НЕ – слитно Помни!Речь идёт о существительных, которые могут присоединить НЕ- · Прилагательное Наречие: раздельно, если есть союз А и усиливающие слова (далеко, ничуть, вовсе, нисколько, никогда), в остальных случаях слитно · Причастие: слитно-не употребляется без не, нет противопоставления с союзом а, нет зависимого слова, раздельно-без не не употребляется,есть противопоставление с союзом а. · Помни!Речь идёт о качественных прилагательных и наречиях, от них образованных Местоимение: или в одно, или в три слова Помни! Под ударением Е, без ударения И
А 19 Слитно раздельно через дефис · Дефис: у сущ в собственных наименованиях (Улан-Удэ), при постановке на первое место собст. имени (Москва-река), стороны света, сложные слова (диван-кровать) У прил при обозначении переходного цвета, сторон света, при соединении равнозначных прилаг. (можно поставить И) ярко-зелёный, северо-восточный У нареч. По-ому/ему (по-моему); по-и (по-русски); во/в-их/ых (во-первых); кое-то,либо, нибудь (что-нибудь) Последний пункт относится и к местоимениям; В сложных наречиях (просто-напросто) Частицы –ТО и –КА пишутся через дефис Предлоги из-за, из-под, по-над, по- за пишутся через дефис Если прилагательное образовано от цельного словосочетания, оно пишется слитно. Древняя Русь – древнерусский. · Слитно/раздельно: Предлоги в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере, - раздельно Вследствие, несмотря на, ввиду, вроде, вместо, наподобие, насчёт, сверх – слитно. Учти!Это могут быть и не предлоги, и тогда их написание может отличаться. Предлог ничего не обозначает, берётся в вопрос и иногда его можно заменить другим предлогом. Союзы всегда пишутся слитно, но их следует отличать от других частей речи! Их иногда можно заменить другими союзами: чтобы – для того чтобы; тоже, также – и, итак (в значении следовательно); зато - но; притом, причём (в значении вместе с тем), оттого, потому, поэтому (в значении причины) В сочетаниях при том, от того, по тому, по этому на первом месте - предлог, на втором – указательное местоимение, к нему будет обязательно присоединено сущ. (при том доме, от того берега, по тому делу, по этому городу) Союзы так что, так как, как будто, при этом пишутся раздельно. Частицы бы, же (что бы, то же, так же) пишутся отдельно,их можно убрать. Наречия: пишутся слитно (как правило), если образованы приставочным способом от других частей речи– вдвое, замертво, вплотную (если наречие от наречия – раздельно до завтра) Учти! Если наречие образовано от предлога и слова, начинающегося с гласной, оно пишется раздельно - в общем. Есть в дали и вдали, во время и вовремя. Отличай! Задай вопрос! Многие пишущиеся раздельно наречия нужно запомнить: без устали, без толку, до упаду, на ходу, на лету..
А 20 И что соедин. Найди основы. Если одна, это простое предложение и запятая не нужна. Если две, это сложносочинённое предложение и запятая нужна.  
А 21 Обращение   Обособлен. члены пр-ния Обращение Может занимать любое место, может представлять целое развёрнутое выражение. Отделяться может и восклицательным знаком. Край мой родной, как ты прекрасен! Обособленными членами предложения Обособленное определение: - причастный оборот или прил. С зависимыми словами, стоящие после определяемого существительного. В воздухе (каком?), наполненном ароматами, чувствовалось приближение весны. - однородные определения после определяемого слова Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. Учти! Запятые необходимы, если распростран. определение стоит перед местоимением или именем собственным Уставший и измученный, он быстро уснул. Обособленные приложения: (кто есть такой?) Учти! Это не сказуемое!!!Приложение поясняет либо подлежащее, либо дополнение. Мы уселись в парке, предмете, гордости горожан. Обособленное обстоятельство: - Это деепричастный (что делая? Что сделав?) оборот или одиночное деепричастие Шли быстро, не отдыхая - Выражения со словами несмотря на, благодаря, согласно, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, вопреки… Обособленные дополнения: Выражения со словами кроме, помимо, за исключением, включая, сверх, наряду, вместо.
А 22 Вводные слова и пр-ния 1. Вводными словами и предложениями Слова: уверенность (безусловно, несомненно..); неуверенность (вероятно, видимо…); чувства (к счастью, на беду,..); источник (по моему мнению..); последовательность (во-первых, наоборот, напротив, наконец, впрочем, значит, следовательно…); оформление мыслей (одним словом, короче говоря, так сказать..) Выделяются запятыми. Учти! Некоторые слова могут быть и вводными, и обычным членом предложения (в этом случае запятые не нужны) Кажется, будет дождь. Мне кажется, что дождя не будет. Вводные слова можно убрать, член пред-ния нет. Предложения: могут указывать на источник информации (выделяются запятыми) Засуха, как говаривали старожилы, была здесь не редкостью. Могут давать дополнительные разъяснения или информацию (выделяются тире или скобками) Ольга - она была старшей- обернулась.
А 23 Запятая при однор. чл. 2. Однородными членами предложения. И, ИЛИ, ДА(И): О и О/ О и О, О и О/ и О, и О, и О/О, и О, и О/ Учти! В предложении На столе лежали розы и хризантемы и издавали сильный аромат. союзы Исоединяют две пары, одна из которых разорвана розы и хризантемы; лежали и издавали. В этом случае мы говорим об одиночном союзе, соединяющем две пары, запятая не нужна. А, ЗАТО, ДА(НО) Запятая нужна. Запятая ставится перед второй частью повторяющихся или составных союзов: НИ-НИ, НЕ ТО-НЕ ТО… КАК, ТАК И/ НЕ ТОЛЬКО, НО И… Запятая обязательно ставится в сложном предложении!
А 24 Тире и двоеточие Тире:- В простом пр-нии между подлежащим и сказуемым (сущ-сущ/ инф-инф/сущ-инф/ это, вот, значит) - В неполном пр-нии при пропуске слова На столе лежали книги, на диване – журналы. - В пр-нии с однородными членами после которых стоит обобщающее слово Люди, растения, животные – все радовались дождю Или по схеме: обобщ. Сл: однор. Чл. – пр-ние продолжается Все: люди, растения, животные – радовались дождю. - При вводном пр-нии, разъясняющем что-либо Река- к этому времени она уже оттаяла – представляла опасность - В бессоюзном сложном предложении: быстрая смена событий Сыр выпал – с ним была плутовка такова противопоставление Чин следовал ему – он службу вдруг оставил (можно подставить НО) следствие Прошли дожди – будут грибы время, условие Лес рубят – щепки летят (в начале можно подставить КОГДА или ЕСЛИ) сравнение Молвит слово – соловей поёт (Можно подставить КАК) Двоеточие:- В простом предложении с однородными членами, перед которыми стоит обобщающее слово Андрей сложил все необходимые вещи: одежду, фонарь, немного еды. - В бессоюзном сложном предложении: раскрывает, разъясняет Луг пестрел всеми цветами: голубели колокольчики, белели ромашки, алели маки. Он пояснил: надо торопиться (можно подставить ЧТО) Причина На улице непролазная грязь: растаял вчерашний снег (Можно подставить ПОТОМУ ЧТО)
А 25 который Союзное слово КОТОРЫЙ соединяет части сложносочинённого предложения. Одна из них главная, другая придаточное определительное. [ ],(который). При этом нужно учесть, что запятая не всегда ставится непосредственно перед этим словом, иногда перед ним могут стоять слова, к нему относящиеся. Тогда запятая будет стоять перед ними. Посреди комнаты стоял диван, спинка которого была основательно потрёпана. [, (которого),] Иногда придаточное может находиться внутри главного, тогда необходимы две запятые. Диван, спинка которого, была основательно потрёпана, стоял посреди комнаты.
А 26 Предложения с различными видами связи В приведённых предложениях три или больше частей [ ],и, (когда), [ ] В таких предложениях встречаются рядом сочинительный союз и подчинительный И, КОГДА. Между ними ставится запятая. Запятая не ставится только в случае, если в следующей части есть ТО Ночь прошла быстро, и, когда солнце взошло, мы увидели лощину. Ночь прошла быстро, и когда солнце взошло, то мы увидели лощину. Чтобы правильно расставить остальные запятые, внимательно разбейте предложение на части
А29,30 Текст Синонимы – сходные по значению слова Антонимы – противоположные слова Омонимы – одинаковые слова, но имеющие разные значения Фразеологизм – устойчивое словосочетание Золотые руки, на краю света, без царя в голове… Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления Неологизмы – новые слова Диалектизмы – слова, характерные для определённой местности Окказионализмы – слово, изобретённое конкретным человеком. Описание (вступление, основная часть, заключение) Какой? Рассуждение (тезис, доказательства, вывод) Почему? Повествование (завязка, развитие событий, кульминация, развязка) Обязательно есть события и герои.
В1 Способы образования Запомни!Нельзя раздевать слово сразу до корня. Соблюдай очередь! Тогда правильно определишь способ образования. Выдумка образовалось не от слова дума + вы, к (прист. –суф),а от слова выдумать +к суффиксальным способом. Кстати, приставка НЕ, чаще всего, говорит о приставочном способе А наречия (через дефис) образуются приставочно-суффиксальным способом Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные БЕГ от БЕГАТЬ Пример перехода: сидеть (в чём? Где?)в СТОЛОВОЙ- сущ/ сидеть в СТОЛОВОЙ (какой?) комнате - прил
В2 Части речи Самостоятельные СУЩ:кто? Что? /Предмет /род, склонение/ по числам и падежам ПРИЛ:какой? Чей?/ признак п./ качественное (имеет степени сравнения, краткую форму), относительное, притяжательное (чей?)/ по родам, числам, падежам. Краткое является составным именным сказуемым НАР:как? Когда? Где?.../признак предмета, действия, признака/ степени сравнения/не изменяется ГЛ:что делать? Что сделать?/ действие п./ спряжение, вид (сов. и несов.), переходность (в В.п. без предлога), возвратность (–ся)/ наклонение (изъявительное – по временам (в будущем и настоящем - по числам и лицам, в прошедшем – по родам и числам), повелительное (по числам), сослагательное (бы/ по числам и родам) ПРИЧ:Какой?/признак по действию/действительное (наст.вр -ущ,ющ,ащ,ящ/Прош вр. -вш,ш), страдательное (наст. вр -Ом,ем,им/ Прош.вр.- н,енн,т), имеет крат. форму (сказуемое)/по родам, числам, падежам ДЕЕПРИЧ:что делая? Что сделав?/добавочн. Д./ вид/ не изменяется МЕСТОИМ:указывает на предмет, признак, количество/ разряды: личные (я,м; ты,вы/он,она,оно,они)/возврат(себя)/притяж(мой, наш)/относит (кто, что, который, какой – соединяют части пр-ния))/вопрос(те же – формируют вопрос)/отриц (никто, ничто)/неопредел (кое-кто, что-то), определит (весь, каждый, самый)/указ (тот, те)/ по родам, числам, падежам (кто как) ЧИСЛ:Сколько? Какой?/кол-во, порядок/количественные (целые, дробные, собират (двое, трое)/ простые и составные)порядковые/ по падежам – колич; по родам, числам и падежам – поряд. Служебные ПРЕДЛ:для связи слов/ непроиз (а,по,на) и производ (в течение, несмотря на, ввиду, насчёт, согласно..) Берутся в вопрос! СОЮЗ:связь пр-ний и одн. чл(сочинительные), связь пр-ний (подчинител) ЧАСТ:формообразующие для образования пов. накл. (да, пусть, давай, пускай, давайте), сосл. Накл (бы) Отриц (не,ни)/ модальные (вопрос – ли, разве, неужели, что ли, ужели, ужель/ восклиц – как, что за, ну и, ай да, вот так/ сомнение – вряд ли, едва ли, будто, как будто, вроде/ усилител – даже, же, уж, всё, всё-таки/ указ – вот, вон) МЕЖДОМЕТИЯ:эх, ай, ой и т.д.
В3 Виды связи Согласование (какой?) Сущ(мест) + ч.речи, изменяющаяся по родам, числам, падежам (прил, прич, мест., поряд. числ. Зимний день, пропущенный урок, мой дом, первый месяц Управление (пад. вопросы) Гл(дееприч., прич., сущ) + сущ(мест) думать о тебе, рисуя акварелью, ветка дуба Примыкание (вопросы наречия) обязательно входит неизменяемая (нареч., дееприч и н.ф. глагола) часть речи Хорошо плавать Прекрасно танцуя
В4 Смотри в А9
В5 Смотри А 21
В6 Придаточные Виды придаточных: Запомни! Вид придаточного определяется не по союзу, а по вопросу! ОПРЕДЕЛИТ КАКОЙ?:[сущ], (который и др с.сл) Мы ели яблоки с яблони (какой?), что росла под окном ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТО?: [гл],(с. что и др…) Он показал мне (что?), где зарыт клад МЕСТА ГДЕ?:[ ],(с.с. где, куда,откуда) Группа остановилась там (где?), где протекала река ВРЕМЕНИ КОГДА?:[ ],(когда и др. союзы) Праздник начали (когда?), когда все собрались ОБРАЗА ДЕЙСТВ. /СРАВНЕНИЯ КАК?:[ ],(как и др) Радуга висела над нами, как будто вытянулось огромное коромысло УСЛОВИЯ ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?:[ ],(если) Мы успеем сделать всё, если погода не подведёт ПРИЧИНЫПОЧЕМУ?:[ ],(потому что и др) Зерно налилось рано, поскольку лето выдалось дождливое и жаркое ЦЕЛИ ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?:[ ],(чтобы) Он взял отпуск, чтобы повидаться с отцом УСТУПКИ НЕСМОТРЯ НА ЧТО?: [ ],(хотя, несмотря на то что, пусть) Год был насыщенным, хотя мелкие неприятности всё же преследовали СЛЕДСТВИЯ(следовательно) [ ],(союз так что) ОДНОРОДНОЕсоединение придаточных (одинаковые придаточные, иногда соединены союзом И) Он рассказал, где отдыхал летом и где собирается отдохнуть на зимних каникулах ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ соединение (придаточные идут один за другим, цепляясь друг за друга) Он сел поезд, когда прозвучал последний звонок, который пронзительно разнёсся по вокзалу ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ соединение (два придаточных зависят от одного и того же главного, иногда одно стоит впереди главного, второе – после) Как мы добрались до лагеря, я не расскажу, потому что от усталости ничего не замечал вокруг
В7 СРЕДСТВА СВЯЗИ Шёл снег. ОН(личное местоимение) засыпал все дороги. ПО ТЕМ (указательное местоимение) ДОРОГАМ(лексический повтор), разгребая завалы, шли грузовички. МАШИНЫ(синоним) двигались осторожно и медленно. А (противительный союз) снег всё шёл и шёл
В8 Аллегория – иносказание, скрытый смысл (в баснях) Аллитерация – нагнетение согласных звуков Ассонанс – нагнетение гласных звуков Анафора – одно начало Антитеза - противопоставление Гипербола - преувеличение Градация – расположение по возрастающей или убывающей (Сказка о рыбаке и рыбке) Ирония – насмешка, часто высказывание, подразумевающее смысл, противоположный прямому Литота – преуменьшение …в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок Метафора – перенос значения по сходству (скрытое сравнение) алмазы звёзд на небе Метонимия – перенос значений по смежности явлений И вы, мундиры голубые,… (о жандармах) Олицетворение – перенесение свойств живого на неживое Ветер завыл Оксюморон – сочетание несочетаемого Горячий снег Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский. Параллелизм – сходное построение Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской Перифраза – замена слова выражением Мы были в парке. В этом месте уединения и тишины хорошо отдыхалось Повтор Риторический вопрос – вопрос с особо сильной интонацией, иногда не требующий ответа Риторическое восклицание – особо сильное Риторическое обращение – обращающее особое внимание Сарказм – злая усмешка Синекдоха – обозначение целого через часть Все флаги в гости будут к нам Сравнение – художественное сопоставление Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные глядела… Умолчание – то, о чём нужно догадаться Эллипсис – разговорный оборот речи в художественном тексте Эпифора – повторение в конце строки Эпитет – художественное определение Вышло на небо солнце красное

 

 

План сочинения:

1. (Передо мной текст…, в котором автор поднимает проблему (чего?) сущ

Проблема

2. Комментарий проблемы (пояснить, развернуть)

3. Мнение автора

4. (Я согласен…) Твоё мнение, 2 примера из худ. текстов или из жизни.

Закончи.

Автор – писатель, публицист, художник, по фамилии

Говорит – показывает, пишет, рассказывает, обращает внимание, выражает мысль, настаивает, подчёркивает, убеждает, описывает, рассуждает, повествует, восхищается, удивляется, возмущается

Памятка

Анализ исходных текстов

Вы пишите небольшое сочинение – рассуждение, поэтому не превращайте сочинение в изложение: с одной стороны необходимо интерпретировать затронутую в тексте проблему, с другой высказать свою позицию.

Первый этап.

Прежде чем начать писать сочинение, внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к тексту:

-О чём рассказывается в тексте?

-С чего начинается текст?

-Что утверждает автор?

-Из чего он исходит и как доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

-Какой вывод делает?

Второй этап.

Второй этап работы связан с выяснением вашей точки зрения на данную проблему. В связи с этим необходимо ответить ещё на ряд вопросов:

-Разделяю ли я точку зрения автора или нет? (Если да, то необходимо предложить дополнительные доказательства и примеры из жизни, литературы, истории, а если нет – то найти контраргументы и вежливо возразить автору, при этом высказав своё понимание проблемы).

-С чего я начну сочинение?

-Что будет в основной части сочинения?

Опорные слова: автор анализирует, подчёркивает, излагает, обращает наше внимание; в тексте содержится, излагается, ставится проблема; для меня интересным (полезным) было…

-Чем я закончу своё сочинение? Как подведу итоги сказанному?

Подсказка.

Работая с любым текстом, необходимо выделить ключевые слова.

Сделав это, можно:

-Воссоздать проблематику и композицию текста.

-Не пересказывая текст, порассуждать на предложенную тему, опираясь на ключевые слова.

-Из выделенных ключевых слов составить предложение, воссоздающее исходный тезис.

Ключевые слова будут повторяться в вашем сочинении в разных вариантах. Необходимо их заменять синонимами, местоимениями.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Виды проблем:

-Философские (особенности развития природы общества, мышления).

-Экологические (человек и окружающая среда).

-Социальные (устройство и жизнь общества).

-Политические (государственная власть партии, общественные группы).

-Нравственные (правила поведения, духовные качества человека).

Аргументы –это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Дефиниция – краткое определение какого –либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.

Силлогизм –дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок), следует третье суждение (умозаключение). Например: Все люди смертны. Сократ –человек. Следовательно, Сократ смертен.

Памятки, теоретические сведения, речеведческие понятия. (Как готовиться к части С)

1.Что мы пишем в части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

Памятка №1 «Требования к сочинению-рассуждению».

В сочинении-рассуждении нужно

-сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

-сформулировать позицию автора;

-высказать свою точку зрения;

-убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

-изложить мысли грамотно, последовательно и связно. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

2.Что такое исходный текст и как с ним работать.

Исходный текст – это небольшой текст объёмом около 300 – 400 слов, посвящённый этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:

-смысл человеческой жизни и предназначение человека;

-связь поколений, проблема отцов и детей;

-выбор профессии и реализация в ней;

-судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее;

-проблема сохранения родного языка;

-проблема сохранения родной природы;

-проблема сохранения исторических корней;

-роль искусства, литературы в жизни человека.

Нужно выразить собственное мнение, важно хорошо понять, выяснить, о чём пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чём хочет убедить его, то есть правильно прочитать исходный текст.

Памятка №2 «Как работать с исходным текстом».

1Внимательно читаем исходный текст.

2.Определяем его тему (о чём говорится в тексте).

3.Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).

4.Выявляем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

5.Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

6.Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою позицию, своё отношение к проблеме, поставленной в тексте.

 

3.Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение –рассуждение, которое имеет собственную композицию.

1 .Рассуждение – тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой –либо мысли.

2.Строение текста –рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1)тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод.

3.Тезис – это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

4. Аргументы и доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: С помощью чего ведётся обоснование тезиса?

5 .Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры – самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, примеры из массовой информации, из личного опыта.

На заметку! В тексте – рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов. Слова для справок: я думаю, мне кажется, конечно, скорее всего, вероятно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: