Огюст Конт – основоположник социологии как науки. Основные идеи О. Конта. Контовская классификация наук и место в ней социологии. Позитивистская социология. Социальная статика и социальная динамика. Закон трёх стадий развития общества и совершенствования человеческого разума. Предназначение социологии. Роль идей О. Конта в последующем развитии представлений о социальных структурах и функциональных зависимостях в обществе.
Конт. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Создал Позитивистское общество. Труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). 3 этапа творчества: 1.Секретарь у Сен-Симона 6 сочинений.; 2. Выход работы «Курс позитив философ»(обоснов создание социологии); 3.выходит «система позитив политики».
Основные идеи конта. Категория позитивного (определенный,достоверный,точный,полезный) является главной в концепции Конта. Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Позитивизм -суть сформир новую систему знания об общ-ве на основе законов и методов естеств наук.
Конт разработал иерархию наук: Социология, Биология, Химия, Физика, Астрономия, Математика. Каждая последующая наука формируется позже предыдущей и основывается на ней. Социология занимает высшее место - она является самой сложной и самой молодой наукой.
|
Социальная статика и социальная динамика. Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения “Порядок и прогресс”Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез.. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.
Социальная динамика изучает общество в развитии.
3 стадии развития общества Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества:
§ теологическая стадия — военное господство;
§ метафизическая стадия — феодальное господство;
§ позитивная стадия — промышленная цивилизация.
· теологическая [с древности до 1300 года] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний. Конт делил на три периода – фетишизм, политеизм, монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма – господство христианства.
|
· Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).
Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
Тем не менее значение работ Конта для последующего развития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его "отцом социологии", поскольку он дал ей имя и программу. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюрк-гейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.
|
Эволюционистская социология Г. Спенсера. Идея сверхорганической эволюции. Общество как организм. Милитаристский и индустриальный типы общества.
Спенсер. 1820 – 1903 гг.. Работы: «Социальная статика», «Психология», «Основные начала», «Основания биологии», «Основания социологии», «Социология как предмет изучения».
Спенсер рассматривал социологию как всеобъемлющую науку, включающую в себя этнографию, антропологию, историю. Предметом социологии, по Спенсеру, должна стать объективная социальная реальность. Спенсер считал, что социальное знание является продолжением естественного.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
. эволюционной теории,
. органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
. учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
Он развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме: 1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы; 2) рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией(разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4) дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества; 5) если этот порядок нарушается, то начинается регресс. По Спенсеру эволюция проходит три фазы 1) неорганический(возникновение и развитие космических систем); 2) органический(возникновение и развитие растительного и животного мира); 3) сверхорганический(возникновение и развитие человека и общества).
Спенсер сравнивал общество с живым организмом.
Сходства 1) общество, как и биологический организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;
2) по мере роста общества в объеме усложняется его структура, как и структура организма в процессе биологической эволюции;
3) как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций.
Что касается различий между биологическим и социальным организмами, то основные из них проявляются в следующем: 1) в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же - наоборот;
2) способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, тогда как в обществе сознание "разлито" по всему "агрегату".
Спенсер выделял 2 типа общества: военное Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения4, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др
Промышленное – полная противоположность военного. В нем отсутствует принуждение. Возрастает гибкость и подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы к одному статусу. Разрешительное право, разнообразие мнений, международное сотрудничество. Социальные институты – подобие органов общественного организма, которые делают
возможной общественную жизнь и сотрудничество людей; это формы деятельности, в которых человек приспосабливается к взаимодействию с другими людьми. Цель институтов -обеспеч норм функционир всего соц организма.
Классификация: 1.домашние (семья, брак);
2\.обрядовые (обряды, свадьба);
3.политич (армия., государствою,власть);
4.церковные(вера);
5.профессиональные(профсоюзы);
6.промышлен(производство)
Теоретико-социологическая концепция Ф. Тённиса и ее истоки. Понятия «сообщества» и «общества».
В конце 19-начале 20 века возникает формальная социология. Ф. Теннис (1855-1936)(нравы, критика общ мнения, община и общество)- считается создателем формальной социологии,
Теннис разделял социологию на 3 дисциплины:
1.чистую или теоретическую социологию(анализирует статичное общество)
2.прикладную социологию (анализирует общество в состоянии динамики)
3.эмпирическую социологию (изучает проблемы современного общества на основе статистических данных).
Он выделял два вида человеческих связей: Сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.
Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества.
Он выделял три типа форм социальной жизни: 1.социальные отношения основаны на потребности общения, 2. социальные группы основываются на соц отношениях объединение индивилов для опред целей, 3.социальные объединения. (корпорации, ассоциации)социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.
В них действуют три вида норм 1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;
2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;
3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.
Общество является продуктом человеческой воли. Тённис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа общины) и б) рациональную — основа «(общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.
Место социологии в общей концепции Г. Зиммеля. Деление социологии на формальную социологию (наука об априорных условиях и формах социации) и «социальную метафизику» (учение о культурно-историческом содержании чистых форм социации). Г. Зиммель о формах социации: социальные процессы, социальные типы и модели развития. Типология форм социации господства и подчинения, иерархии, корпорации, конкуренции, брака.
. Георг Зиммель (1858-1918).(философия денег. философия моды) Зиммель предлагает выстраивать социологию не как науку об "обществе вообще", а как науку о типичных, повторяющихся социальных ситуациях, связях, положениях, которые наблюдаются во многих обществах. Их он называет "социальными формами"