Занятие 5
Тема: Организационные формы воспитания.
Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательной работы
Форма занятия: посещение воспитательного мероприятия в школе или внешкольном учреждении образования
На занятии вы:
· углубите знания о современных воспитательных технологиях и формах организации воспитательного процесса;
· посетите воспитательное мероприятие в Минском государственном дворце детей и молодежи или в школе и проанализируете его;
· опишите еще одну форму воспитательной работы, участником которой вы были сами;
· научитесь использовать технологию КТД для организации различных форм воспитательной работы.
Подготовка к занятию
Изучите формы организации воспитательного процесса и технологию подготовки и проведения КТД (см. приложение 1и обязательную литературу).
Ход занятия
Посещение и наблюдение воспитательного мероприятия.
Контрольное задание
Подготовьте письменный отзыв о посещенном мероприятии
1. Определите конкретные цель и задачи посещенного мероприятия:
· цель как конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный результат педагогического взаимодействия);
· задачи (это отдельные шаги в реализации цели), они классифицируются на:
- образовательные (формирование каких-либо знаний, умений и навыков);
- развивающие (развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.);
- воспитательные (формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника).
1. Оцените влияние содержания воспитательного мероприятия на реализацию целей и задач. Выявите имеющиеся успехи, определите «болевые точки». При необходимости внесите коррективы в содержание воспитательного мероприятия, чтобы оно способствовало решению воспитательных задач.
2. Разработайте сценарий воспитательного мероприятия, используя технологию КТД
Задание для самообразования (по желанию)
1. Ответьте на вопрос:
Каковы основные положения концепции коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову).
Дополните предложения, определяющие основные характеристики КТД
· Коллективное творческое дело – именно дело, а не мероприятие, потому что………….
· Дело это коллективное, поскольку……………
· Дело это творческое, потому что………………
3. Назовите 6 этапов подготовки коллективного творчекого дела
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
· ………………………….
4. Как Вы понимаете 5 условий успешной реализации системы коллективного творческого воспитания по И.П.Иванову
1) Общая забота – это……………..
2) Подлинное товарищество – это……………
3) Единство мыслей и действий, воли и чувств – это……………….
4) Единый коллектив это ……………
5) Творчество – это………………
5. Изучите статью «Как организовать групповую деятельность» (Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. См. дополнительную литературу №4). Составьте конспект статьи.
Основная литература
1. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 1994. – 230 с.
2. Горбачёва, Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 8, 9, 10., – 2002. – № 1., 2, 3.
3. Иванов, И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с (КТД).
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Выш. шк., 2004. – С.166-172. (КТД).
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Молодежные и детские инициативы – опыт гражданственности / Под ред. И.М. Беляевой. – Минск: Печатная школа, 2008. – С. 118-143.
Дополнительная литература
1. Дневник студента-практиканта 5 курса. / Под общ. ред. В.В.Пашкевича. – Мозырь: Содействие, 2008. – С. 35-40.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Школьная Пресса, 2002. –. 274-296.
3. Прокопьев, И.И. Педагогика: учебное пособие / И.И. Прокопьев. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 433-434, 440-443.
4. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова (и др.). – М.: Новая школа, 1994. – С. 29-35.
Приложение 1
Форма (от лат. «forma») означает вид, образ чего-либо. Форма является внешним очертанием, наружным видом предмета. Форма представляет собой способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Прежде всего, форму можно интерпретировать как способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Это внешнее выражение какого-либо содержания различных предметов, процессов, явлений
Организационная форма в педагогическом процессе – это внешнее выражение взаимодействия педагога и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и определенном режиме (временном и организационном). Организационная форма отражает взаимоотношения педагога и учащихся. В зависимости от того как организованы эти взаимоотношения, какие позиции занимают, какие функции выполняют педагог и учащиеся, педагогический процесс принимает те или иные организационные формы.