КонструированиеПО.
Методические указания к выполнению лабораторных работ.
Лабораторная работа 1. Жизненный цикл ПО. Этап «Анализ».Методика анализа объекта исследования.
Базовый уровень:
Первый этап – Предметный анализ объекта исследования.
На первом этапе исследования необходимо обозначить границы описания объекта исследования.
Контрольный список действий, которые необходимо осуществить на данном этапе:
1. Формирование перечня основных известных определений понятий, ассоциируемых с объектом исследования.
1.1. Первоначальный «широкий» поиск понятий,ассоциируемых с объектом исследования, в ведущих поисковых системах, как минимум, в yandex.ru и google.com.
В качестве первых анализируемых понятий рекомендуется взять непосредственно наименование объекта исследования, а также лежащие в его основе явления или процессы.
Перечень понятий строится рекурсивно, новые понятия для поиска берутся из определений уже найденных понятий, пока те относятся к объекту исследования или к его ближайшему окружению.
Если понятие представляет собой словосочетание, то при поиске в поисковике его необходимо брать в кавычки «"».
Рекомендуется дополнительно отдельно анализировать исходные слова, составляющие словосочетание, а также части сложносоставных понятий.
Допустимая форма представления определений понятий: предложения, содержащие схемы: «<Понятие> – это (является) …», «<Понятие> состоит из …», «<Понятие> обладает свойствами …».
1.2. Специализированный поиск, уточняющий формулировки в библиотеках, словарях, как минимум, в: ru.wikipedia.org, elibrary.ru, sci-hub.cc и других литературных источниках, а также, по возможности, полученных через интервьюирование экспертов.
|
1.3. Поиск аналогов понятий (переводов, первоисточников) на иностранных языках, как минимум, на английском. Если количество ответов на запросы в поисковиках для иностранных слов существенно больше, чем для русских, рекомендуется дополнительно включать их в перечень понятий.
Результат – таблица следующего вида:
Таблица. Основные понятия, ассоциируемые с объектом исследования
№ п/п | Понятие | Определения понятия | Использованные источники, авторы, эксперты | Аналоги на иностранных языках | Количество ответов на запросы в поисковиках |
Для дальнейшего анализа, полезно отсортировать строки таблицы по значению последнего столбца - количеству ответов на запросы в поисковиках.Допускается вместо одного последнего столбца добавление в таблицу дополнительных столбцов по количеству используемых поисковых систем.
1.4. Для визуализации полученного перечня понятий, определений и источников, рекомендуется построить информационную модель и так называемое «Облако тегов», например, с помощью сервиса www.tagxedo.com.
В дальнейшем, особое внимание необходимо уделять понятиям как с очень высоким (сотни тысяч и более), так и с небольшим (единицы) количеством ответов на запросы в поисковиках.
Полученный перечень понятий не является окончательным и должен дополнятьсяпо результатам выполнения последующих этапов.
Второй этап – Исторический анализ объекта исследования.
На втором этапе исследования необходимо обозначить тенденции развития объекта исследования.
|
Контрольный список действий, которые необходимо осуществить на данном этапе:
2. Исторический анализ изменения популярности (востребованности)понятий в интернет (медийной) среде – выявление трендов, стоящих за явлениями и процессами, ассоциированными с объектом исследования.
2.1. Анализ трендов для понятий, выделенных на этапе 1, как минимум, в сервисах wordstat.yandex.ru и google.com/trends, а также трендов на рынке труда, как минимум, всервисе indeed.com/jobtrends.
Если понятие представляет собой словосочетание, то при его анализе необходимо брать в кавычки «"».
Параллельное рассмотрение трендов допускается, только если сопоставимы по масштабу упоминания.
Результат анализа каждого понятия должен представлять собой:
1) Интерпретацию тренда: наличие тренда, направленность (восходящий, затухающий, стабилизировавшийся), наличие сезонности, региональные особенности, различие, в том числе запаздывание/опережение распространения тренда в России и мире (при параллельном рассмотрении русскоязычного понятия и его иностранных аналогов), по возможности – определение актуального этапа жизненного цикла, прогноз развития. Стабилизация тренда чаще всего указывает на то, что понятие стало общепринятым, «проросло» более специальными понятиями, которые необходимо выявить и проинтерпретировать дополнительно.
2) Графическую иллюстрацию тренда: график временного(ых) ряда(ов), региональные особенности (допускается не в основном тексте отчета, а в приложении).
3) Библиографическая ссылка на электронный первоисточник информации.
|
2.2. Анализ публикационный активности в ретроспективе, как минимум, в сервисах search.ruscorpora.ru и books.google.com/ngrams.
2.3. Анализ патентной активности в ретроспективе, как минимум, в сервисах www1.fips.ru/wps/portal/IPS_Ru и patents.google.com.
Повышенный уровень:
2.4. Сбор дополнительного материала, относящегося к объекту исследования, включающего различные истории, события, факты, гипотезыи пр.
2.5. Перечисление персоналий и компаний/проектов (в том числе стартапов), связанных с объектом исследования, с указанием библиографических ссылок. Рекомендуется использование баз сервисов: www.crunchbase.com, technologytrendsindex.kpmg.com.
2.6. Перечисление сообществ в социальных и социально-профессиональных сетях, относящихся к объекту исследования, как минимум, в:www.compractice.com, facebook.com, vk.ru, linkedin.com, plus.google.com и пр.
2.7. Анализ хештегов в социальных сетях, относящихся к объекту исследования.
2.8.Анализ существующих тематических новостных ресурсов (включая блоги livejournal.com и telegram.org), конференций (семинаров, воркшопов, митапов) и конкурсов (соревнований, олимпиад), относящихся к объекту исследования.
2.9. Анализсуществующих образовательных программ, относящихся к объекту исследования (включая coursera.org, edx.org,universarium.org, mit.edu и пр.) и требований к квалификации/компетенциям (включая требования профессиональных стандартов и worldskills.ru).