Лабораторная работа 1. Жизненный цикл ПО. Этап «Анализ».Методика анализа объекта исследования.




КонструированиеПО.

Методические указания к выполнению лабораторных работ.

Лабораторная работа 1. Жизненный цикл ПО. Этап «Анализ».Методика анализа объекта исследования.

Базовый уровень:

Первый этап – Предметный анализ объекта исследования.

На первом этапе исследования необходимо обозначить границы описания объекта исследования.

Контрольный список действий, которые необходимо осуществить на данном этапе:

1. Формирование перечня основных известных определений понятий, ассоциируемых с объектом исследования.

1.1. Первоначальный «широкий» поиск понятий,ассоциируемых с объектом исследования, в ведущих поисковых системах, как минимум, в yandex.ru и google.com.

В качестве первых анализируемых понятий рекомендуется взять непосредственно наименование объекта исследования, а также лежащие в его основе явления или процессы.

Перечень понятий строится рекурсивно, новые понятия для поиска берутся из определений уже найденных понятий, пока те относятся к объекту исследования или к его ближайшему окружению.

Если понятие представляет собой словосочетание, то при поиске в поисковике его необходимо брать в кавычки «"».

Рекомендуется дополнительно отдельно анализировать исходные слова, составляющие словосочетание, а также части сложносоставных понятий.

Допустимая форма представления определений понятий: предложения, содержащие схемы: «<Понятие> – это (является) …», «<Понятие> состоит из …», «<Понятие> обладает свойствами …».

1.2. Специализированный поиск, уточняющий формулировки в библиотеках, словарях, как минимум, в: ru.wikipedia.org, elibrary.ru, sci-hub.cc и других литературных источниках, а также, по возможности, полученных через интервьюирование экспертов.

1.3. Поиск аналогов понятий (переводов, первоисточников) на иностранных языках, как минимум, на английском. Если количество ответов на запросы в поисковиках для иностранных слов существенно больше, чем для русских, рекомендуется дополнительно включать их в перечень понятий.

Результат – таблица следующего вида:

Таблица. Основные понятия, ассоциируемые с объектом исследования

№ п/п Понятие Определения понятия Использованные источники, авторы, эксперты Аналоги на иностранных языках Количество ответов на запросы в поисковиках
           

 

Для дальнейшего анализа, полезно отсортировать строки таблицы по значению последнего столбца - количеству ответов на запросы в поисковиках.Допускается вместо одного последнего столбца добавление в таблицу дополнительных столбцов по количеству используемых поисковых систем.

 

1.4. Для визуализации полученного перечня понятий, определений и источников, рекомендуется построить информационную модель и так называемое «Облако тегов», например, с помощью сервиса www.tagxedo.com.

В дальнейшем, особое внимание необходимо уделять понятиям как с очень высоким (сотни тысяч и более), так и с небольшим (единицы) количеством ответов на запросы в поисковиках.

Полученный перечень понятий не является окончательным и должен дополнятьсяпо результатам выполнения последующих этапов.

 

Второй этап – Исторический анализ объекта исследования.

На втором этапе исследования необходимо обозначить тенденции развития объекта исследования.

Контрольный список действий, которые необходимо осуществить на данном этапе:

2. Исторический анализ изменения популярности (востребованности)понятий в интернет (медийной) среде – выявление трендов, стоящих за явлениями и процессами, ассоциированными с объектом исследования.

2.1. Анализ трендов для понятий, выделенных на этапе 1, как минимум, в сервисах wordstat.yandex.ru и google.com/trends, а также трендов на рынке труда, как минимум, всервисе indeed.com/jobtrends.

Если понятие представляет собой словосочетание, то при его анализе необходимо брать в кавычки «"».

Параллельное рассмотрение трендов допускается, только если сопоставимы по масштабу упоминания.

Результат анализа каждого понятия должен представлять собой:

1) Интерпретацию тренда: наличие тренда, направленность (восходящий, затухающий, стабилизировавшийся), наличие сезонности, региональные особенности, различие, в том числе запаздывание/опережение распространения тренда в России и мире (при параллельном рассмотрении русскоязычного понятия и его иностранных аналогов), по возможности – определение актуального этапа жизненного цикла, прогноз развития. Стабилизация тренда чаще всего указывает на то, что понятие стало общепринятым, «проросло» более специальными понятиями, которые необходимо выявить и проинтерпретировать дополнительно.

2) Графическую иллюстрацию тренда: график временного(ых) ряда(ов), региональные особенности (допускается не в основном тексте отчета, а в приложении).

3) Библиографическая ссылка на электронный первоисточник информации.

2.2. Анализ публикационный активности в ретроспективе, как минимум, в сервисах search.ruscorpora.ru и books.google.com/ngrams.

2.3. Анализ патентной активности в ретроспективе, как минимум, в сервисах www1.fips.ru/wps/portal/IPS_Ru и patents.google.com.

Повышенный уровень:

2.4. Сбор дополнительного материала, относящегося к объекту исследования, включающего различные истории, события, факты, гипотезыи пр.

2.5. Перечисление персоналий и компаний/проектов (в том числе стартапов), связанных с объектом исследования, с указанием библиографических ссылок. Рекомендуется использование баз сервисов: www.crunchbase.com, technologytrendsindex.kpmg.com.

2.6. Перечисление сообществ в социальных и социально-профессиональных сетях, относящихся к объекту исследования, как минимум, в:www.compractice.com, facebook.com, vk.ru, linkedin.com, plus.google.com и пр.

2.7. Анализ хештегов в социальных сетях, относящихся к объекту исследования.

2.8.Анализ существующих тематических новостных ресурсов (включая блоги livejournal.com и telegram.org), конференций (семинаров, воркшопов, митапов) и конкурсов (соревнований, олимпиад), относящихся к объекту исследования.

2.9. Анализсуществующих образовательных программ, относящихся к объекту исследования (включая coursera.org, edx.org,universarium.org, mit.edu и пр.) и требований к квалификации/компетенциям (включая требования профессиональных стандартов и worldskills.ru).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: