Подборка картографических игр и игровых упражнений для использования на уроках истории и географии.




Картографические игры как метод закрепления

Картографических знаний обучающихся

 

Роль игры в формировании картографических умений обучающихся.

Используя традиционные инструменты обучения, такие как историческая, географическая, контурная карты, можно научить обучающегося добывать, интерпретировать, преобразовывать и использовать информацию. При правильном подходе к подобному инструменту учитель может решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:

- проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;

- проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;

- проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

Существует множество методических приемов организации работы обучающихся с картографической наглядностью на уроке истории и географии. И один из таких приемов — игра. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами могут повышать эффективность преподавания. Игра как свободная и творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект обучающихся. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют внедрению в практику педагогики сотрудничества. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Поэтому игра может стать средством всестороннего развития способностей ребёнка.

Систематическая и целенаправленная организация и проведение практических работ с географической и исторической картой — необходимая составная часть процесса обучения. Технология игры позволяет сделать практические работы необычными, увлекательными, запоминающимися для ученика. И, главное, игры на уроках истории и географии решают следующие задачи: проверка знания терминов, изучаемых в соответствующих курсах, проверка правильности написания данных слов, проверка умения применять знания при решении практических задач.

Таким образом, игра является одним из проверенных способов повышения мотивации к обучению, формирования у школьников познавательного интереса к предмету. Игровая деятельность на уроках облегчает усвоение теоретических вопросов.

По характеру педагогического процесса и дидактической цели предложенные игры рассчитаны на обобщение и систематизацию знаний, полученных учащимися на уроках. Они ставят целью не только воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, но и осуществление интеллектуального поиска, логических операций и использование знаний в нестандартных ситуациях. Выстроенные на основе использования наглядности, они стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников.

 

Подборка картографических игр и игровых упражнений для использования на уроках истории и географии.

Игра в «молчанку»: один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры.

Игра «Дуэль». Класс делится на две команды. Ученики из каждой команды по очереди называют названия географических или исторических объектов. Другая команда должна показать названный объект на карте. Проигрывает команда, участник которой по истечении определённого времени не сможет сориентироваться на карте. Состязания можно организовать и в парах.

Игра «Алфавитная цепочка». Один из вариантов упражнения «Дуэль», который напоминает известную всем с детства игру в города, состоит в том, что последующий игрок должен сказать название города на последнюю букву города, предложенного предыдущим игроком. В нашем случае ответ необходимо не только назвать, но и показать на карте. Во время игры ученикам разрешается пользоваться картой. Например, используя карту «Великая греческая колонизация», можно построить такую цепочку из названий греческих городов и их колоний: Коринф — Фасис — Сибарис — Саламин — Навкратис — Спарта — Акрагант — Тарент — Тарс — Синопа и т. д.

Игра «Да или нет». Учитель (ведущий) загадывает определённый географический или исторический объект. Игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «и да, и нет». Это упражнение учит складывать разрозненные факты в единую систему, внимательно слушать и слышать своих товарищей. После проведения игры обязательно следует проанализировать сами вопросы, поскольку суть игры — не просто угадать объект неупорядоченным набором вопросов, но и научить детей вырабатывать стратегию поиска рациональным методом.

Для выработки пространственной ориентации учащимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...». Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают их в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают объекты на карте и вспоминают связанные с ними события.

Игра «Четвертый лишний». Обучающимся предлагаются названия городов и местечек, связанных с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий, показать объекты на карте.

Игра «Отыщи на карте». Ученикам предлагается вытянуть карточку с названием страны, а потом подобрать связанные с ней таблички из числа предложенных, на которых записаны названия сторон света, горных массивов, рек, равнин, городов, перечислены самые важные события в истории этой страны. Таблички прикрепляются к соответствующим местам настенных карт. Например, Италия — Апеннинский полуостров, горы Альпы, реки Тибр и Рубикон, города Рим и Сиракузы, восстание Спартака, северные войны; Греция — Балканский полуостров, горы Балканы, реки Эрот и Пеней, города Афины и Спарта, греко-персидские войны; Индия — полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг, города Хараппа и Мохенджо-Даро, вторжения арийцев.

Игра «Логические цепочки», где ученикам нужно выделить признак, по которому они будут выбирать тот или иной географический или исторический объект из нескольких, т.е. им нужно определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка объект.

Игра «Аукцион». Изучению географических открытий конца XV — начала XVI вв. посвящена игра «Исторический аукцион». Готовясь к ней, учитель разъясняет, что аукцион — это особый способ продажи товаров. Предварительно товары выставляются для осмотра, они должны быть приспособлены к изучаемой эпохе. На уроке-аукционе учительпоказывает продаваемый предмет. Каждый желающий может сказать все, что знает о нем. Выслушав ответ, ведущий ударяет деревянным молотком по подставке и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, показавшему лучшие знания. Победителя определяет жюри.

Выработке картографических знаний содействуют и чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующего за ним слова.

Игра «Поиск»: по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину (финики, персики, чай, шелк и т.д.), покажите объект на карте.

Игра «Кто быстрее соберет карту». Из квадратов собрать цельную картину и назвать территорию, которая получилась. Можно предложить рассказать о крупных городах, занятиях населения и т.д. на данной территории.

Игра «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, морей, озер, cтран и т.д. (в зависимости от тематики). По силуэтамобучающиеся определяют и называют географические объекты, показывают их на карте. Такие игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры.

Игра «Угадай-ка». Ученики объединяются в небольшие группы. Одна из групп копирует контуры страны, историю которой изучали на уроках. Следующая группа дорисовывает на контурах узнаваемый объект и передаёт «зашифрованное» послание другой группе. Следующей команде необходимо узнать по рисунку, какая страна спрятана за рисунком, и нанести её территорию на контурную карту.

Игра «Помоги учителю». Учитель на карте разыскивает определённый историко-географический объект, но «никак не может его найти». Ученики должны при помощи слов «помочь» учителю «найти» соответствующий объект на карте. Игра развивает умение описывать географическое местонахождение объекта. Например, учитель просит помочь ему найти остров Крит на карте. Ученики должны подсказать словами местонахождение объекта на карте, указав, что это остров, который находится в восточной части Средиземного моря, вблизи острова Пелопоннес.

Второй вариант игры: учитель сообщает ученикам, что он может определить словами местонахождение историко-географического объекта, но не может показать его на карте, поэтому просит помощи у учеников. Игра развивает умения отыскивать и показывать местонахождение объекта по описанию. Например, эта страна находится: на юге Балканского полуострова (Греция), между реками Тигр и Евфрат (Месопотамия), в северо-восточной части Африки (Египет) и т. д.

Игра «Географическое лото». Это задание способствует лучшему усвоению изученного материала по теме «План и карта». Необходимо подготовить несколько больших карточек с наклеенными на них частями географической карты, с изображением определенных географических объектов, карточки поменьше с условными обозначениями этих объектов и полоски бумаги с их названиями. Один из обучающихся берет полоски бумаги и зачитывает названия объектов. В это время другие обучающиеся должны быстро положить на большую карточку соответствующую маленькую. Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильнее закроет все географические объекты на большой карточке.

Игра «Кто больше». Обучающиеся разбиваются на команды. Называют даты или события по заданной учителем теме, показывают объекты на карте.

Игра «Почта». Обучающимся раздаются карточки, на которых изображено очертание или название географического объекта. Ребята должны распределить эти объекты по тем или иным конвертам и не ошибиться адресом. Например, распределить объекты по материкам.

Игра «Визитка». На отдельных листочках записаны имена исторических личностей. Ученики должны прикрепить соответствующую визитку к тем странам или городам на исторической карте, с которыми связана деятельность этих исторических лиц. Примеры визиток:

- «Еще в детстве отец приказал ему подойти к жертвеннику и поклясться, что он будет вечным врагом римлян. Клятве этот человек был верен на протяжении всей жизни. Он стал великим полководцем древности». (Ганнибал, Карфаген).

- «Этих близнецов коварный царь приказал бросить в воды Тибра. Он боялся, что когда они вырастут, то лишат его власти. Но корзинка с младенцами зацепилась за ветку дерева. На плач детей прибежала волчица и накормила их своим молоком». (Ромул и Рем, Рим)

Игра «Экскурсовод». Составить маршрут путешествия и рассказать о достопримечательностях с использованием карты.

Второй вариант этой игры. Учащиеся делятся на 4 команды по 6 человек. Внутри команды определяются следующие специалисты: картограф, геоморфолог, гидролог, климатолог, биолог и эколог. Каждому специалисту выдается карточка-задание. В течение определенного времени, каждый специалист работает по конкретному заданию, используя только определенные карты: физические, тектоническую, климатические, природных зон, водных ресурсов или экологических проблем. Затем команда составляет единое путешествие, используя исследования всех специалистов.

Игра «Маршрут». Предусматривается решение познавательных задач, например:

- На чемпионат мира по футболу, который проходил в ЮАР, прибыли спортсмены из Китая, Италии, России (можно брать любые страны). Расскажите, каким путем спортсменыдобирались к месту соревнований, укажите объекты, по которым проходил их маршрут?

Дополнительные вопросы: На каком материке расположена ЮАР? В какой его части? Какое время года было здесь на момент соревнований? Как называется столица государства?

 

Список литературы:

1. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод.пособие для учителя. – М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.

2. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону, 2007.

3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории.– М.:ВЛАДОС, 2000.

4. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. –2004, №4.

5. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. — М.: Просвещение, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: