Виды социологического исследования.




Конспект лекции

По учебной дисциплине «Социология»

Раздел 2.– «Эмпирическая социология»

В лекции будут освещены четыре вопроса:

1. Структура и функции эмпирического исследования в социологии

2. Количественные методы социологического исследования

3. Качественные методы социологического исследования

4. Организация социологического исследования в социальной сфере


Структура и функции эмпирического исследования в социологии

Виды и функции социологического исследования

 

Социологическое исследование.

В самом общем виде социологическое исследо­вание можно определить как систему логичес­ки последовательных методологических, ме­тодических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе.

Социологическое исследование включает в себя четыре организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

• методологическую и методическую подготовку исследо­вания;

• сбор первичной социологической информации;

• компьютерную обработку собранной информации;

• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выво­дов и рекомендаций.

 

Виды социологического исследования.

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач.

1. В зависимости от глуби­ны анализа предмета, сложнос­ти решаемых задач различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ог­раниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывает­ся на упрощенной программе и сжатом по объему методичес­ком инструментарии.

Этот вид исследования может использоваться либо как пред­варительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Та­кая потребность возникает особенно часто тогда, когда пред­мет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное ис­следование успешно применяется для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, для уточнения и кор­ректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко­масштабном описательном или аналитическом исследовани­ях, а также для выявления трудностей, которые могут встре­титься в ходе их проведения.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разве­дывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событи­ям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффек­тивности различных мероприятий. Например, с помощью эк­спресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой за­нятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результа­тов общественно-политических кампаний, в частности, из­бирательных.

Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широ­комасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенап­равленному анализу литературы, а также к опросу специали­стов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью мо­жет быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».

Описательное исследование - более сложный вид социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предпола­гает получение эмпирических сведений, дающих относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с ис­пользованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возмож­ным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве су­щественных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется тогда, ког­да объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имею­щие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, регио­на, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объек­та относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересую­щих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование - самый сложный вид со­циологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславлива­ют распространенность, устойчивость или изменчивость и дру­гие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую прак­тическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемо­го социального явления, то в ходе аналитического выясняет­ся, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В пер­вом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполня­емого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенность содержанием труда единственной, не­посредственной или косвенной причиной, определяющей уро­вень его производительности.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитичес­ком исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

Подготовка аналитического исследования, в том числе тща­тельная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углуб­ленного анализа, нередко собирают при помощи разведыва­тельного или описательного исследования.

По методам сбора социологической информации аналити­ческое исследование носит комплексный характер. В нем, до­полняя друг друга, могут применяться различные формы оп­роса, анализа документов, наблюдения. Тем самым аналитическое исследование су­щественно отличается не только содержанием подготовитель­ного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подхо­дами к обобщению и объяснению результатов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследо­вания является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функ­ционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведе­ния» тех включенных в экспериментальную ситуацию факто­ров, которые придают данному объекту новые свойства.

Осуществление социального эксперимента тре­бует специальных знаний и методических навыков. Реше­ние о проведении эксперимента должно быть взвешенным и обоснованным.

 

2. В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, на­блюдение и анализ документов.

Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обраще­ние к непосредственному носителю изучаемой проблемы и на­целен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддают­ся прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные харак­теристики общественного, группового и индивидуального со­знания, общественных, групповых и межличностных отноше­ний, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологическо­го опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опраши­ваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксиру­ет ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опос­редованным (телефонное интервью).

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопрос­ник в присутствии анкетера или без него. По форме проведе­ния оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последне­го: почтовый опрос, прессовый опрос (через газету, журнал), опросы на интернет-сайтах.

В зависимости от источника (носителя) первичной социоло­гической информации различают опросы массовые и специали­зированные. В массовом опросе основным источником информа­ции являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяе­мые на основании признаков, актуальных с точки зрения ис­следуемой проблемы. Участников таких опросов принято на­зывать респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесто­ронне взвешенные оценки. Их участники называются экспер­тами, а сами опросы - экспертными опросами.

Социологическое наблюдение представляет собой целенап­равленное систематизированное фиксирование исследовате­лем свойств и особенностей какого-либо явления. В качестве форм и приемов фиксации используются бланк или дневник наблюдения, фотоаппарат, видеокамера и т.д.

Специфика наблюдения как вида исследования и как ме­тода сбора первичной информации заключается в анализе и воспроизводстве процесса во всем его разнообразии, разно­сторонних впечатлениях об ис­следуемом объекте, касающихся поведения, жестов, мимики, выражения эмоций отдельных лиц и целых групп. Наблюде­ние может использоваться для изучения активности населения на электоральных собрани­ях, активности лекционной аудитории, участников массовых общественно-политических мероприятий, поведения молоде­жи в неформальном общении и т. д.

При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения. Они содержат­ся в различных документах: протоколах, докладах, резолю­циях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непос­редственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, где фиксировались те или иные явления жизни в течение многих лет, позволяет определить тенденции и дина­мику их изменения и развития.

3. В зависимости от того, рассматривается ли предмет исследования в статике или в динамике, выделяются еще два вида соци­ологического исследования - точечное и повторное.

 

Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как бы моментальный «срез» коли­чественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть по­лучены лишь в результате нескольких исследований, основан­ных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными. Речь идет о средстве срав­нительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.

Повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность интервала между первоначальной и повторной стадиями - самая различная, т.к. социальные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличнос­тью изменения. Зачастую именно свойства объекта подска­зывают временные интервалы повторных исследований. На­пример, если изучается тенденция реализации профессио­нальных установок выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного опроса - не ранее чем сентябрь ‑ октябрь, когда те, кто не поступил в вуз, пытаются устроить­ся на работу.

Особый вид повторного - панельное исследование. Если при помощи обычного повторного исследования изучается, к при­меру, совокупность респондентов независимо от того, как из­менился их состав за период между первоначальной и повтор­ной стадиями, то панельное предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интерва­лы времени. Поэтому целесообразно соблюдать интервалы, которые позволяют в максимальной степени сохранять ста­бильность совокупности по ее величине и составу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: