В социологических исследованиях используются различные методы сбора информации. Чтобы их адекватно и эффективно использовать, необходимо знать их место, роль и возможности в системе исследовательских процедур.
В основе эмпирических методов лежит чувственное познание: ощущение, восприятие, представление и данные приборов. В социологии наиболее распространенные эмпирические методы связаны со сбором первичной информации. Это наблюдение, изучение документов, опросы.
Метод наблюдения.
Научное наблюдение является первичным исследовательским процессом на эмпирическом уровне научного познания.
Данный метод заключается в том, что наблюдатель-исследователь непосредственно видит и фиксирует все, что происходит с объектом. Этот метод незаменим, когда необходимая информация не может быть получена никакими другими методами, например, при изучении текущих событий: митингов, демонстраций, кулуарных собраний и т.п.
Несомненным достоинством наблюдения является непосредственность зрительной информации, сопряженной с впечатлениями исследователя. Его используют при изучении ограниченных, фрагментарных, небольших числу участников и доступных объектов.
Отличительные черты научного наблюдения в социологии:
– базируется на развитой теории или отдельных теоретических положениях;
– служит постановке новых проблем, выдвижению или проверке гипотез;
– имеет обоснованную программу;
– является систематичным, исключающим случайные ошибки;
– может использовать специальные технические, расширяя возможности зрительного наблюдения.
Важным условием научного наблюдения является то, что собранная информация не носит только субъективный характер. При тех же условиях она может быть получена другим исследователем. Это требует от конкретного ученого скрупулезной точности и тщательности применения метода.
|
Наблюдение как средство познания дает первичную информацию об объекте. Оно целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение) или планом (неформализованное). Оно проводится «скрытно» или же при таком присутствии наблюдающего, когда цели исследования замаскированы.
Наблюдения бывают:
· полевые, проводимые в естественных условиях;
· лабораторные, предполагающие создание специальных условий;
· систематические, проводимые по разработанному плану;
· случайные, не имеющие четкого сценария;
· длительные – объект изучается в течение продолжительного периода времени;
· кратковременные – объект наблюдается на небольшом временном интервале;
· экстенсивное наблюдение – в поле зрения находится обширный предмет, занимающий значительное место в социальном пространстве;
· интенсивное – предмет исследовательского внимания небольшой и полностью находится в поле зрения одного социолога.
Чаще всего, наблюдение как метод сбора первичной информации применяется на стадии разведки для формулировки гипотез предстоящего исследования. Также его применяют как вспомогательный или контрольный метод. В монографических исследованиях на основной стадии сбора первичной информации (формализованное наблюдение) его используют как доминантный метод исследования.
При использовании метода наблюдения объект не подвергается целенаправленному изменению и сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его естественного состояния. Это является главным преимуществом метода.
|
Наблюдение с применением измерительных процедур может натолкнуть исследователя на формулировку гипотезы о некой связи или закономерности, вместе с те, само по себе оно недостаточно доказательства такой связи.
В наблюдении существует зависимость наблюдателя от изучаемого объекта. Наблюдатель не может изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним. В этом смысле активность исследователя в наблюдении носит относительный характер.
Главный недостаток наблюдения – невозможность гарантировать репрезентативность полученных данных Наблюдением не удаётся охватить статистически представительный круг явлений. Отсюда, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации данных наблюдения. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.