Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама».




Конспект урока по литературному чтению с использованием приёмов для предупреждения ошибок и недочетов при чтении

Тема:А.П. Платонов “Ещё мама”

Цель:знакомство с произведением А.П. Платонова “Ещё мама”.

Задачи:

Образовательные:формирование у учащихся навыков техники чтения; понимание цели работы с текстом.

Развивающие:развитие выборочного чтения, чтения по ролям; развитие навыка самооценки.

Воспитательные:воспитание любви и уважения к женщине.

Результаты:

Предметные:умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:

Познавательные:умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Регулятивные:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята! Давайте создадим хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу!».

Речевая разминка

Хоть мама ещё не

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Её думы – заботы:

«Вернусь –

Хорошо бы пошить, почитать,

Да ладно

С уборкой возиться опять».

…….

Стать добрым волшебником

Ну – ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желание другого –

Одно удовольствие, честное слово!

У.Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром». Прочитайте выразительно.

У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чём должна быть пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?

Д.рассказывают, как они помогают маме.

Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него ещё раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я – пропущенную, и конец – вы все вместе.

У. И ты совершаешь

Весёлое чудо:

Ковёр засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

Постановка цели урока

У. Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить, значит беречь, заботиться…

У. Обратите внимание на пословицу, записанную на доске:

«ОТ ЛЮБВИ К МАТЕРИ РОЖДАЕТСЯ ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ».

- Правильность этой пословицы мы будем подтверждать, работая с текстом. И наша задача не только вернуться в этот мир, но и понять, что значит для каждого из нас мама, и какова роль учителя в жизни ребенка.

Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама».

1). Словарная работа.

- Что значит ещё?

- К данным словам: ступай один, оробел, горевать - подберите синонимы.

- Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Ещё мама»)

- Как вы понимаете название? Попробуйте предположить с помощью заголовка, о чем текст.

- Следите за содержанием и карандашом отметьте части рассказа.

2). Чтение рассказа учителем и учащимися.

- Прослушайте текст рассказа.

3). Проверка восприятия.

- Как вы поняли название рассказа после чтения?

- Какими впечатлениями вы готовы поделиться? Ваше первое впечатление? Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

- Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
5). Перечитывание рассказа детьми. Работа над текстом.

У. Перечитаем текст по частям.

Работа над 1 частью.

У. Как мы озаглавим первую часть? (Мама провожает сына в школу.)

- Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения?

Д. Трое: мама, Артем, автор.

У. Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте из этого словесного ряда выберем слова-признаки, которые характеризуют маму и Артема.

У. Итак мама, какая?

Д. Выбирают слова-признаки.

У. Артем какой?

Д. Выбирают слова-признаки.

добрая умная смелый

ласковая хорошая юный

любимая чуткая увлеченный

лучшая благодарная жалостливый

мягкая добродушная бережливый

милая душевная честный

нежная наблюдательная интересный

заботливая надежная дружелюбный

спокойная откровенная единственный

скромная _____________ мечтательный

внимательная естественный решительный

сердечная убедительный редкостный

терпеливая воспитанный чувствительный

У. Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Д. Читают по ролям.

У. Почему Артем не хотел идти в школу?

Д. Боялся бросить мать.

У. О чем он просил мать перед уходом?

Д. Чтобы она его обязательно дождалась.

У. Какой наказ дала мать сыну?

Д. Чтобы он слушался учительницу.

У. Что вы можете сказать об отношениях мамы и сына?

Д. …

Работа над 2 частью.

У. Как мы озаглавим 2 часть?

Д. По дороге в школу.

У. Перечитаем эту часть с контролем: Вы читаете про себя, как только я говорю слово «контроль», вы начинаете читать вслух; «про себя» - опять читаете про себя.

У. Найдите и прочитайте – какое желание возникло у Артема, и у матери, когда он пошел далее один?

Д. Им обоим хотелось вернуться домой.

У. Почему они не вернулись?

Д. Они оба понимали, что Артему надо учиться.

У. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?

Д. …

Работа над 3 частью

У. Начинаем работу над 3 частью произведения. Как мы ее озаглавим?

Д. Знакомство с учительницей.

У. Самостоятельно перечитайте эту часть, затем ответите на вопрос: Почему Артем почувствовал в учительнице близкого человека?

Д. Читают 3 частью.

У. Почему Артем почувствовал в учительнице близкого человека?

Д. От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.

Учитель: Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.

Д. Читают.

У. Давайте дадим характеристику учительнице – какой она была? Назовем слова-признаки из словесного ряда.

УЧИТЕЛЬНИЦА

ароматная работоспособная добросовестная

благородная трудолюбивая заинтересованная

внимательная уважаемая образованная

вежливая человечная доброжелательная

веселая радостная мудрая

гостеприимная понятливая душевная

добрая приветливая

У. Почему Артем не слушал учительницу?

Д. Он думал о матери.

У. Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание?

Д. Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.

У. Понравилась ли вам учительница? Чем?

Работа над 4 частью

У. Как назовем 4 часть?

Д. Первый урок в жизни Артема.

У. Перечитаем эту часть в парах. Вполголоса по одному предложению читаете поочереди. Чья пара быстрее закончит, поднимает руки.

Д. Читают.

У. Как Аполлинария Николаевна «заставила» учиться Артёма, ведь он не хотел?

Д. ..

У. С каких слов учительница начала учить Артема грамоте?

Д. Со слов МАМА, РОДИНА.

У. Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти слова.

Д. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

У. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

Итог урока.

У. Давайте вернемся к пословице. (Учитель читает пословицу.)

У. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

У. В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Д. Высказывания детей.

У. Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

Д. Высказывания детей.

У. Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми, вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артема, а на долгие месяцы и даже годы, вам, поверьте, дети, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком. И вам очень захочется вернуться в детство.

Домашнее задание.

У. Задание на дом - придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

Оценка работы учащихся.

У. Спасибо за работу на уроке. Мне очень хочется пожелать, чтобы вы доброжелательно относились к маме, к своим учителям, а также относились друг к другу с пониманием, сочувствием и уважением.

Выставление отметок.

...





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.