История Кыргызского кино




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Кыргызский Государственный Университет Строительства, Транспорта и Архитектуры им. Н. Исанова

 

Институт Инновационных Профессий

СРСП на тему:

История Кыргызского кино

 

Выполнил(а): ст. гр. ОУСэ 2-17

­­____________________________

Проверил(а):

­­­____________________________

Бишкек – 2017г

История Кыргызского кино

Ко времени появления первого киргизского игрового фильма - к 1955 году - уже существовал огромный опыт мировой кинематографии, накопленный за шесть десятилетий:
Датой рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года, когда был проведен первый киносеанс - демонстрация движущейся фотографии на бульваре Капуцинов в Париже, позднее осуществлен переход от Великого немого к звуковому кино. Важно отметить, что до 1917 года на территории Киргизии в г. Пишпеке (ныне Бишкек) был единственный кинотеатр, принадлежавший частному предпринимателю, представляющего французскую кинофирму "Братья Пате и компания", в котором с "дозволения начальства" демонстрировали незамысловатые ленты длиной в 50-100 метров.
Первенец киргизского художественного кинематографа - первый киргизский цветной художественный фильм "Салтанат" был создан в 1955 году на студии "Мосфильм" кинодраматургом Р.Буданцевой и режиссером В.Прониным. С появлением этой картины по существу начинается история киргизской национальной художественной кинематографии.

До этого времени, в 1940 году в республике было организовано отделение студии кинохроники, уже самостоятельно снимавшее публицистические номера кинохроники "Советская Киргизия". Отделение студии в 1942 году было реорганизовано в во Фрунзенскую киностудию хроникально-документальных фильмов, далее в 1956 году в киностудию документально-художественных фильмов.
Первым художественным фильмом, полностью созданным киргизскими кинематографистами была цветная лирическая комедия "Моя ошибка", поставленная режиссером И.Кобызевым в 1957 году по сценарию М.Аксакова, по мотивам превосходного рассказа народного поэта Аалы Токомбаева "Признание". В 1959 году на экраны вышли картины "Девушка Тянь-Шаня", о молодом председателе колхоза Алтынай, "Токтогул" (режиссер В.Немоляев), посвященная жизни и творчеству выдающего акына-демократа, одного из зачинателей кыргызской литературы Токтогула Сатылганова.
В 1960 году выпускниками ВГИК А.Сахаровым и Э.Шенгелая создан фильм-сказка "Легенда о ледяном сердце", повествующей о любви экскаваторщика Мээркана к пленительной певице и танцовщице оперного театра Айнакан.

О верной и всепобеждающей любви повествует и фильм-балет "Чолпон - утренняя звезда" (1959), созданный совместно с ленинградскими кинематографистами. Картина "Далеко в горах", поставленная режиссером В.Карповым по сценарию Т.Абдымомунова переносит зрителя в первые годы Советской власти, когда в аилах шла ожесточенная классовая борьба.

В приключенческом жанре киргизские кинематографисты создали картины "Джура" (1964) режиссера А.Бергункера, "Засада" (1969) режиссера Геннадия Базарова, "Алые маки Иссык-Куля" (1971) режиссера Болота Шамшиева, "Трудная переправа" (1964) режиссера Мелиса Убукеева, ученика С.Герасимова, повествующая об охотнике, нечаянно убившего своего сына. На кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в 1965 году в Алма-Ате фильму "Трудная переправа" был присужден Диплом первой степени за лучшую режиссерскую, операторскую работу и музыкальное решение. Диплома за лучшую женскую роль удостоена актриса Бакен Кыдыкеева.

В середине 60-х годов киргизские документалисты также создали ряд значительных произведений, которые привлекли внимание кинематографистов мира. Документальные фильмы кинематографистов, начиная с 1964 года, получили более 60 дипломов и призов на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. Это - несомненное признание заслуг молодого и самобытного киргизского киноискусства. Лучшие из них - "Манасчи" (1965) и "Это лошади" (1966).
"Манасчи" режиссера Болота Шамшиева посвящен Саякбаю Каралаеву, который был живой художественной энциклопедией древней истории кыргызов. Его еще называли "Гомером XX - го века", он знал на память все 600 000 строк древнего кыргызского эпоса "Манас", на непрерывное чтение которого понадобилось бы целых шесть месяцев... Манасчы - это ашуги, барды, мейстерзингеры, сказители кыргызского народа. На Международном кинофестивале документального кино в Оберхаузене (ФРГ), в котором участвовали 80 стран мира, "Манасчи" завоевал главный приз - Золотую медаль.
Не оставляет зрителя равнодушным и картина талантливого кинематографиста Толомуша Океева "Это - лошади". Она поэтична, проникнута любовным авторским отношением к четвероногим героям, подчеркивает их гармоничную красоту и незащищенность.

После появления таких фильмов, как "Заводские встречи" и "Рассказы о Михаиле Фрунзе", "Обращенные к солнцу" И.Моргачева и А.Видугириса, "Смена" И.Герштейна, "В снегах Алая" И.Кокеева, "Клятва Гиппократа" И.Горелика, "Манасчи" и "Чабан" Б.Шамшиева, "Это - лошади" Т.Океева, не преувеличивая можно говорить о возникновении своеобразной школы кыргызского документального кино, объединяющей кинематографистов различных творческих почерков. Примечательны в этом отношении фильмы "Кыял" (1967) режиссера Ш.Апылова и "Бешик" (1970) режиссера К.Кыдыралиева. Название фильма "Кыял" происходит от киргизского слова, означающего мечту и фантазию и повествует о народно-прикладном искусстве, фильм "Бешик" о талантливом скульпторе Тургунбае Садыкове. Достаточно сказать, что "Кыял" удостоен четырех призов на союзных и международном фестивалях и прошел по экранам Азии, Европы, Северной Америки. Значительное место в кинодокументалистике занимает полнометражный фильм режиссера Т.Океева "Мурас", созданный в 1969 году. Известность не только в нашей стране, но и за рубежом режиссеру Альгимантасу Видугирису принес короткометражный фильм "Замки на песке", снятый в 1967 году совместно с режиссером Я.Бронштейном о мальчике на пляже, который возводит свою сказку - замысловатые замки на песке. Фильм завоевал шесть призов, пять из них - международных, в том числе Главный приз "Золотая статуэтка" МКФ Тегеран - 1968, Главный приз "Золотой дракон Вавеля" МКФ Краков - 1968, Премию первой степени МКФ Тампере - 1970, Финляндия.

В 1960-е годы особую роль в развитии национального кинематографа сыграло обращение к творчеству Чынгыза Айтматова. В 1961 году режиссером А.Сахаровым создана картина "Перевал" по повести Ч.Айтматова "Тополек мой в красной косынке", 1963 - режиссером Л.Шепитько фильм "Зной" по мотивам рассказа Ч.Айтматова "Верблюжий глаз", в котором своеобразно показана борьба нового со старым. В 1964 году "Зной" получил высшую награду - Гран-при на фестивале в Карловых Варах (Чехословакия), а в следующем году - Гран-при во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Киргизская кинематография выходила на мировой экран. Вслед за "Зноем" в 1965 году молодым режиссером Андреем Михалковым-Кончаловским экранизируется "Первый учитель" по одноименной повести писателя, в которой речь идет о борьбе Дуйшена за создание школы в аиле. Главные роли в фильме играют Болот Бейшеналиев - Дуйшена и Наталья Аринбасарова, дебютировавшая в кино в роли Алтынай. За исполнение этой роли на кинофестивале в Венеции в 1966 году Н.Аринбасаровой был присужден кубок Вольпи - одна из высших наград, которой удостаиваются актрисы мирового кино, фильм удостоен приза "Серебряная медаль" 17-го МКФ в Венеции в 1966 году, приза жюри молодежного МКФ в Иер - 1967 во Франции. Следует отметить, что успеху фильмов по произведениям Ч.Айтматова в немалой степени способствовало то, что в создании литературных сценариев принимал активное участие сам автор.

1967 год принес на экраны одну из сложнейших повестей Ч.Айтматова "Материнское поле", фильм по сценарию автора повести поставил режиссер Геннадий Базаров. Фильм "Материнское поле" был удостоен специального диплома на фестивале кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана в 1968 году. К творчеству Чынгыза Айтматова, воссозданию средствами кино его образов, всегда глубоко народных, сильных, запоминающихся, обращались не только в Киргизии. На студии "Мосфильм" были созданы фильмы "Джамиля" (1969) режиссера Ирины Поплавской, "Прощай, Гульсары", двухсерийный "Я - Тянь-Шань" (1973) режиссера И.Поплавской - вторая экранизация повести "Тополек мой в красной косынке", на студии "Кыргызфильм" художественные фильмы "Белый пароход" (1975) режиссера Б.Шамшиева по одноименной повести писателя, удостоенный Государственной премии СССР 1977 года, Большого приза КФ Фрунзе - 1976, Гран-при 15-го МКФ Торонто - 1977, Приз МКФ Карловы Вары - 1976, картина "Красное яблоко" (1975) по одному из рассказов писателя режиссера Т.Океева, получивший Специальный приз 38 -го МКФ Лозанна - 1975, Швейцария. В 1979 году совместно на студии "Кыргызфильм" совместно с "Ленфильмом" режиссером Б.Шамшиевым поставлена картина "Ранние журавли" по одноименной повести писателя.

60-е годы по праву считают началом расцвета киргизской кинематографии. Она вышла не только за пределы республики, но и на мировой экран. В 1967 году создана кинолента "Улица космонавтов" режиссера М.Рошаль. Картина примечательна тем, что была первой на "Кыргызфильме" кинолентой для детей, также популярные до сих пор "Очкарик" (1972) режиссера А.Видугириса, "Солдатенок" (1972) режиссера Э.Урузбаева. В 1967 году "Небо нашего детства" Толомуша Океева и К.Омуркулова, в котором он заявил о себе, как о художнике, тяготеющем к глубокому психологизму. Фильму был присужден Почетный диплом МКФ Триест - 1969 в Италии.
Особое внимание в киргизском кино обращалось к экранизации произведений народного творчества. Яркий пример -фильм "Ак-Меер" (1969) режиссера Мелиса Убукеева с Таттыбубу Турсунбаевой в главной роли, получивший приз Всесоюзного кинофестиваля Ленинград - 1970, "Потомок белого барса" (1984) режиссера Т.Океева, удостоенного Приза "Серебряный медведь" 35-го МКФ Берлин - 1985, Главного приза 17-го МКФ Минск - 1985, Приза "Серебряный меч" МКФ Дамаск- 1985.
Самобытна и лента Болота Шамшиева "Выстрел на перевале Караш", созданная по мотивам одноименной повести казахского писателя Мухтара Ауэзова, которая, как свидетельствует анкета "Советского экрана", вошла в десяток лучших советских художественных фильмов 1968 года, удостоена Главного приза и Диплома первой степени на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате (1969), на IV-ом Всесоюзном кинофестивале в Минске (1970) фильм получил вторую премию за лучший художественный фильм. Режиссер Б.Шамшиев был удостоен премии Ленинского комсомола Кыргызстана. Находки фильма - актеры С.Чокморов (Бактыгул) и С.Джумадылов (Жарасбай), создавшие образы-характеры, поражающие своей самобытностью, силой и искренностью.
Под стать им оказалась и Таттыбубу Турсунбаева, создавшая яркий образ Уркуи Салиевой в фильме "Поклонись огню" (1971). За фильм режиссер Т.Океев и оператор К.Кыдыралиев были удостоены Государственной премии Кыргызстана имени Токтогула.
В том же 1971 году режиссером Б.Шамшиевым создана картина "Алые маки Иссык-Куля", одну из главных ролей в которой играет С.Чокморов, удостоенный премии Ленинского комсомола республики, фильм удостоен специального приза МКФ Страсбург -1972 во Франции, в 1974 году "Эхо любви" по рассказу Ч.Айтматова "На реке Байдамтал", в 1979 году "Ранние журавли" по одноименной повести писателя с Т.Турсунбаевой в главной роли.

В 1973 году на киностудии "Кыргызфильм" создается фильм "Лютый" по рассказу известного казахского писателя Мухтара Ауэзова, режиссер Т.Океева, сценарий А.Михалкова-Кончаловского, получивший Диплом 27 -го МКФ Локарно - 1974, Швейцария, приз "Серебряная лента" МКФ Боливия - 1974, Первую премию КФ Баку -1974.
Обращение к актуальным темам современности также характерны для киргизского кино. Примером тому фильмы режиссера Г.Базарова "Улица" (1972), режиссера М.Ковалева "У каждого своя дорога" (1965), Б.Абдылдаева и Л.Гуревича "Самая послушная" (1965), У.Ибрагимова "У старой мельницы" (1972), Ю.Борецкого "Сюда прилетают лебеди" (1973).
Картина "Среди людей" (Реж. Б.Шамшиев, А.Суюндуков), вышедшая в 1978 году, посвящена жизни современного киргизского села. Тематике прогрессивного стремления женщин принять активное участие в преобразованиях общественной жизни посвящена картина режиссера У.Ибрагимова "Поле Айсулуу" (1976), в главной роли Бакен Кыдыкеева.
В 1977 году на экраны страны выходит фильм режиссера Т.Океева "Улан", повествующий о пьянстве и алкоголизме. Этой же тематике посвящена и картина "Беда" Динары Асановой, уроженки Киргизии, работающей на киностудии "Ленфильм".
В 1980 году режиссером Т.Океевым создана картина "Золотая осень" по сценарию известного драматурга М.Байджиева, удостоенного приза 14-го КФ Вильнюс- 1981.
Фильм режиссера А.Видугириса "Мужчины без женщин" (1981) удостоен Диплома МКФ Ташкент - 1982, Приза "Серебряный меч" МКФ Дамаск- 1981.
1983 год знаменателен созданием режиссером Б.Шамшиевым фильма "Волчья яма" совместно со студией "Мосфильм".
В 1985 году создается картина "Волны умирают на берегу" режиссера Т.Раззакова о судьбе киргизского эмигранта, в 1986 году фильм режиссера Т.Океева "Миражи любви" совместно со студиями "Таджикфильм" и "Ганефильм", Сирия. В 1987 году фильмы "Дилетант" режиссера А.Камчибекова и "Приют для совершеннолетних" Г.Базарова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: