Хозяин своего поведения
Глаза у нас намного выше ног.
В том смысл я вижу и особый знак.
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Р.Гамзатов
Поведение и деятельность
Поведение в широком смысле рассматривается как синоним деятельности. В узком смысле поведение - это та часть деятельности, которая оценивается окружающими с качественных позиций (моральных, правовых и др.).
В человеческом поведении выделяют два уровня организации: ситуативный и личностно-перспективный. Ситуативное поведение свойственно детям, оно определяется сиюминутными желаниями и интересами. Поведение старшего школьника и взрослого человека становится перспективным: оно связано с наличием у личности целей и задач, осуществлением плана и поэтапного анализа и контроля результатов.
В личностно-перспективном поведении появляется высший уровень самоуправления - управление жизненными планами на среднюю и дальнюю перспективу. Личностно- перспективное поведение контролируется сознанием, связано с волевыми актами.
Поведение представляет цепь ситуаций, в которых человеку приходится совершать поступки, принимать самоуправленческие решения, регулировать свои отношения с окружающей социальной средой.
Поведение в своих проявлениях тесно связано с эмоциями: эмоции проявляются в поведении и частично управляют им, а поведение - влияет на эмоции, ослабляя и усиливая их. Практически невозможно научиться управлять поведением, не научившись сознательно регулировать свои эмоции.
Объекты саморегуляции поведения
Самоуправлению и саморегуляции в поведении человека поддается то, что им осознается и подчиняется волевому самоконтролю:
|
· взаимодействие с окружающими, с социумом;
· общение с друзьями, в компании, с девушкой, с юношей;
· поведение на уроках, в труде (дисциплина);
· отношения с учителями и младшими (начальниками и подчиненными);
· конфликтные ситуации;
· отношение к соблазнам;
· плохие и вредные привычки;
· поведение в экстремальных ситуациях и др.
Обобщенные умения саморегуляции поведения
· Умение управлять своими желаниями, интересами, потребностями.
· Умение отличать главное от второстепенного.
· Внутреннее спокойствие - ясность ума и четкость принципов поведения есть психологический “иммунитет” от ситуационных “помех”.
· Эмоциональная устойчивость, опирающаяся на высшие общечеловеческие эмоционально-ценностные установки.
· Чувство меры воздействия на события. Оценка, опирающаяся на опыт жизни: или человек способен изменить ход событий своим вмешательством, или события сильнее человека.
· Умение подходить к проблеме с различных точек зрения, учитывать мнение других.
· Готовность к любым неожиданным событиям (гибкое, своевременное и адекватное реагирование на событие, не нарушающее основного ядра личностной мотивации).
· Реализм, восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой хотелось бы человеку видеть.
· Умение выходить за рамки данной проблемы, находить новые мотивы жизнедеятельности в ситуациях “борьбы мотивов”.
· Дальновидность. Способность понимать логику окружающих событий, видеть перспективу их развития, предохраняет человека от ситуативного подхода к решению социальных проблем.
|
Уяснение обобщенных умений повысит уровень собственной психической активности личности и принесет практическую пользу, особенно в сложных жизненных ситуациях.
Управление мотивами
Причинами того или иного поведения являются мотивы, которые возникают на базе потребностей, способностей, направленности и Я-концепции личности. Поэтому саморегуляция поведения направлена прежде всего на его мотивационную базу (потребности, интересы и склонности, Я-концепцию).
В случае необходимости саморегуляции поведения личность подвергает пересмотру и корректирует его мотивационную основу. Для этого необходимо уметь провести рефлексивный анализ своего поведения, выяснить причины своих ошибок и недостатков, наметить способы их устранения (самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самоисповедь).
Трудности в проведении рефлексивного самоанализа состоят в том, что поведение определяется чаще всего наличием нескольких мотивов одновременно. Если мотивы взаимоисключающие, происходит так называемая “борьба мотивов”, “внутренний разлад”, стресс. В некоторых случаях возникает “кризис мотивации” - состояние, характеризующееся отсутствием мотивов к деятельности, сниженным интересом к жизни. Подобные состояния известны каждому человеку.
В этом случае может помочь обращение к другу, который может вас выслушать и понять. В процессе исповеди другу часто происходит и самостоятельное нахождение выхода из ситуации, дополнительного мотива или коренного изменения своих установок. Иногда смена своих мотивационных позиций означает “заново родиться”.
|
Искусство управления мотивами своего поведения основывается на некоторых обобщенных умениях саморегуляции, которые следует взять “на вооружение” каждому из вас.
Упражнение “Я - в управлении поведением”
Оцените свое Я (в настоящем) как вы его представляете в области управления своим поведением в важнеших случаях: этика общения, поведение на уроках, в труде, отношениях с учителями и младшими (начальниками и подчиненными), в конфликтных ситуациях, при сложных ситуациях и крутых поворотах жизни, при соблазнах, по отношению к вредным привычкам, в экстремальных случаях.
Словарик
Деятельность (поведение в широком смысле) - активное взаимодействие человека с окружающим миром, приводящее к его целесообразному изменению и преобразованию.
Поведение (в узком смысле) - часть деятельности, которая может оцениваться с качественных позиций (моральных, правовых, политических и других).
Поступок - совокупность взаимосвязанных сознательных действий, направленных на достижение социально или личностно значимой цели.
Действие - элемент, единица деятельности, цель которого элементарна и неразложима на более простые.
Мотивы - внутренние, осознаваемые и неосознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и по- ступков личности.
Ситуация-проба “Уйти или остаться?”
С некоторого времени в вашей компании стали употреблять алкогольные напитки. Затем кто-то принес "травки", попробовали, стали искать возможность постоянно доставать травку. Однажды сами собой возникли сексуальные отношения. Вы почувствовали, что вас все больше затягивает "не туда". Решили прекратить кон- такты с "друзьями", но они стали преследовать, компрометировать вас.
Как вам следует вести себя дальше?
Социально-приемлемые позиции:
· уважение себя;
· чувство собственного достоинства;
· самостоятельность в принятии решений;
· воля;
· вера в себя;
· самообладание;
· выдержка;
· "уходя – уходи".
Ситуация-проба “Перевод”
Вас перевели в другую школу (класс).
1. Придя в новый класс, тут же услышали оскорбительные реплики;
2. Вас недооценивают, не принимают в общие дела, не дают участвовать в организации классных мероприятий.
3. Вы пытались проявить себя, участвовали во всех школьных делах. помогали многим. и вдруг складывается общественное мнение, что вы - “выскочка”.
Задание. Как вы отреагируете на данные ситуации? Какую линию личностно-перспективного поведения в этих случаях вы для себя выберете? Как отрегулируете свои отношения с новым классом?
Социально-приемлемые позиции:
· уравновешенность, умение анализировать ситуацию;
· умение слушать советы друзей, родителей;
· умение воспринимать с положительным настроем новых людей;
· честность, прежде всего, перед самим собой;
· уважение своего Я;
· нетерпимость к унижению;
· ориентация на дружеские контакты, поиск общих точек соприкосновения.
& Почитайте: А.Пушкин "Борис Годунов"; Джером К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки"
♫ Послушайте: М.Глинка, сл. Е.Баратынского “Не искушай меня без нужды”; группа “Queen” "I want it all"
¤ Посмотрите: А.Рябушкин "Кабак"