Как вам следует вести себя дальше?




Хозяин своего поведения

 

Глаза у нас намного выше ног.

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Р.Гамзатов

 

Поведение и деятельность

Поведение в широком смысле рассматривается как синоним деятельности. В узком смысле поведение - это та часть деятельности, которая оценивается окружающими с качественных позиций (моральных, правовых и др.).

В человеческом поведении выделяют два уровня организации: ситуативный и личностно-перспективный. Ситуативное поведение свойственно детям, оно определяется сиюминутными желаниями и интересами. Поведение старшего школьника и взрослого человека становится перспективным: оно связано с наличием у личности целей и задач, осуществлением плана и поэтапного анализа и контроля результатов.

В личностно-перспективном поведении появляется высший уровень самоуправления - управление жизненными планами на среднюю и дальнюю перспективу. Личностно- перспективное поведение контролируется сознанием, связано с волевыми актами.

Поведение представляет цепь ситуаций, в которых человеку приходится совершать поступки, принимать самоуправленческие решения, регулировать свои отношения с окружающей социальной средой.

Поведение в своих проявлениях тесно связано с эмоциями: эмоции проявляются в поведении и частично управляют им, а поведение - влияет на эмоции, ослабляя и усиливая их. Практически невозможно научиться управлять поведением, не научившись сознательно регулировать свои эмоции.

Объекты саморегуляции поведения

Самоуправлению и саморегуляции в поведении человека поддается то, что им осознается и подчиняется волевому самоконтролю:

· взаимодействие с окружающими, с социумом;

· общение с друзьями, в компании, с девушкой, с юношей;

· поведение на уроках, в труде (дисциплина);

· отношения с учителями и младшими (начальниками и подчиненными);

· конфликтные ситуации;

· отношение к соблазнам;

· плохие и вредные привычки;

· поведение в экстремальных ситуациях и др.

Обобщенные умения саморегуляции поведения

· Умение управлять своими желаниями, интересами, потребностями.

· Умение отличать главное от второстепенного.

· Внутреннее спокойствие - ясность ума и четкость принципов поведения есть психологический “иммунитет” от ситуационных “помех”.

· Эмоциональная устойчивость, опирающаяся на высшие общечеловеческие эмоционально-ценностные установки.

· Чувство меры воздействия на события. Оценка, опирающаяся на опыт жизни: или человек способен изменить ход событий своим вмешательством, или события сильнее человека.

· Умение подходить к проблеме с различных точек зрения, учитывать мнение других.

· Готовность к любым неожиданным событиям (гибкое, своевременное и адекватное реагирование на событие, не нарушающее основного ядра личностной мотивации).

· Реализм, восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой хотелось бы человеку видеть.

· Умение выходить за рамки данной проблемы, находить новые мотивы жизнедеятельности в ситуациях “борьбы мотивов”.

· Дальновидность. Способность понимать логику окружающих событий, видеть перспективу их развития, предохраняет человека от ситуативного подхода к решению социальных проблем.

Уяснение обобщенных умений повысит уровень собственной психической активности личности и принесет практическую пользу, особенно в сложных жизненных ситуациях.

Управление мотивами

Причинами того или иного поведения являются мотивы, которые возникают на базе потребностей, способностей, направленности и Я-концепции личности. Поэтому саморегуляция поведения направлена прежде всего на его мотивационную базу (потребности, интересы и склонности, Я-концепцию).

В случае необходимости саморегуляции поведения личность подвергает пересмотру и корректирует его мотивационную основу. Для этого необходимо уметь провести рефлексивный анализ своего поведения, выяснить причины своих ошибок и недостатков, наметить способы их устранения (самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самоисповедь).

Трудности в проведении рефлексивного самоанализа состоят в том, что поведение определяется чаще всего наличием нескольких мотивов одновременно. Если мотивы взаимоисключающие, происходит так называемая “борьба мотивов”, “внутренний разлад”, стресс. В некоторых случаях возникает “кризис мотивации” - состояние, характеризующееся отсутствием мотивов к деятельности, сниженным интересом к жизни. Подобные состояния известны каждому человеку.

В этом случае может помочь обращение к другу, который может вас выслушать и понять. В процессе исповеди другу часто происходит и самостоятельное нахождение выхода из ситуации, дополнительного мотива или коренного изменения своих установок. Иногда смена своих мотивационных позиций означает “заново родиться”.

Искусство управления мотивами своего поведения основывается на некоторых обобщенных умениях саморегуляции, которые следует взять “на вооружение” каждому из вас.

Упражнение “Я - в управлении поведением”

Оцените свое Я (в настоящем) как вы его представляете в области управления своим поведением в важнеших случаях: этика общения, поведение на уроках, в труде, отношениях с учителями и младшими (начальниками и подчиненными), в конфликтных ситуациях, при сложных ситуациях и крутых поворотах жизни, при соблазнах, по отношению к вредным привычкам, в экстремальных случаях.

 

Словарик

Деятельность (поведение в широком смысле) - активное взаимодействие человека с окружающим миром, приводящее к его целесообразному изменению и преобразованию.

Поведение (в узком смысле) - часть деятельности, которая может оцениваться с качественных позиций (моральных, правовых, политических и других).

Поступок - совокупность взаимосвязанных сознательных действий, направленных на достижение социально или личностно значимой цели.

Действие - элемент, единица деятельности, цель которого элементарна и неразложима на более простые.

Мотивы - внутренние, осознаваемые и неосознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и по- ступков личности.

 

Ситуация-проба “Уйти или остаться?”

С некоторого времени в вашей компании стали употреблять алкогольные напитки. Затем кто-то принес "травки", попробовали, стали искать возможность постоянно доставать травку. Однажды сами собой возникли сексуальные отношения. Вы почувствовали, что вас все больше затягивает "не туда". Решили прекратить кон- такты с "друзьями", но они стали преследовать, компрометировать вас.

Как вам следует вести себя дальше?

Социально-приемлемые позиции:

· уважение себя;

· чувство собственного достоинства;

· самостоятельность в принятии решений;

· воля;

· вера в себя;

· самообладание;

· выдержка;

· "уходя – уходи".

Ситуация-проба “Перевод”

Вас перевели в другую школу (класс).

1. Придя в новый класс, тут же услышали оскорбительные реплики;

2. Вас недооценивают, не принимают в общие дела, не дают участвовать в организации классных мероприятий.


3. Вы пытались проявить себя, участвовали во всех школьных делах. помогали многим. и вдруг складывается общественное мнение, что вы - “выскочка”.

Задание. Как вы отреагируете на данные ситуации? Какую линию личностно-перспективного поведения в этих случаях вы для себя выберете? Как отрегулируете свои отношения с новым классом?

Социально-приемлемые позиции:

· уравновешенность, умение анализировать ситуацию;

· умение слушать советы друзей, родителей;

· умение воспринимать с положительным настроем новых людей;

· честность, прежде всего, перед самим собой;

· уважение своего Я;

· нетерпимость к унижению;

· ориентация на дружеские контакты, поиск общих точек соприкосновения.

 

 

& Почитайте: А.Пушкин "Борис Годунов"; Джером К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки"

♫ Послушайте: М.Глинка, сл. Е.Баратынского “Не искушай меня без нужды”; группа “Queen” "I want it all"

¤ Посмотрите: А.Рябушкин "Кабак"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: