М. Пришвин «Кладовая солнца»




1) Сказка-быль

«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.

2) Характеристика героев

§ Митраша – В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча. Это мальчик лет десяти с хвостиком, небольшого роста, но очень плотный, за что был прозван «мужичком в мешочке». У него, как и у сестры, лицо в золотых веснушках и чистенький носик смотрящий вверх. Окружающие очень любили Настю с Митрашей, так как они были милыми и умными детками. Митраша, например, ходил на все собрания, чтобы ничего не упустить и понять общественное мнение. В описании этого персонажа автор использует много ласковых слов, так как хорошо к нему относится. Отец Митраши и Насти умер во время войны, а мать недавно от болезни. Если Настя во всем походила на мать, то Митраша старался подражать отцу. Когда они собрались на болото за клюквой, он также как отец обернул вокруг ног портянки, затем заправил в сапоги. С собой взял отцовское ружье и компас. На развилке выбрал опасный и неприметный путь, так как хотел следовать по компасу. Он хорошо помнил, что отец рассказывал про Слепую елань, где водится много клюквы.

 

§ Настя – На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел. Ей двенадцать лет и она очень мила. Автор ласково называет ее «золотой Курочкой на высоких ножках», ведь у нее личико усыпанное крупными золотыми веснушками, а носик такой чистенький и смотрит вверх. В описании этой девочки фигурирует много уменьшительно-ласкательных слов, чтобы подчеркнуть ее сказочную прелесть. После смерти родителей они с Митрашей остались одни на хозяйстве. Брат младше нее на два года и любит иногда спорить. Настя же на правах старшей сестры ведет себя по-хозяйски, как покойная мать. Как только Митраша начинает злиться, она его гладит ласково по затылку и тот остывает. Как правило, их маленькие перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.

 

§ Собака Травка – Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню. Именно благодаря ей спасся десятилетний герой произведения, не утонув в болоте. Травка - умная и добрая собака, которая привыкла помогать на охоте своему хозяину старику Антипычу. Антипыч в ней души не чаял. Она жила в его лесной сторожке и всегда была рядом, как и положено лучшему другу. Травка была гончей собакой, поэтому ее основная роль во время охоты заключалась в том, чтобы гонять дичь для хозяина. Внешне она была рыжеватой с черными полосами вокруг глаз. Свою кличку она получила от охотничьего слова «затравка». Самым страшным горем для собаки стала потеря хозяина. Антипычу было уже немало лет. Люди поговаривали, что почти сотня, вот он и умер также тихо, как и жил. Травка осталась совсем одна. Все вокруг напоминало ей о смерти хозяина, оттого она могла часами лежать и грустить, или просто от скуки выть. Вскоре началась война, другого сторожа так и не назначили, поэтому осталась она жить в доме Антипыча, но перебралась в картофельную яму как зверь-отшельник. Надо отметить, что Травка была чрезвычайно умным животным. Она сразу не подходила к каждому человеку. Не зря хозяин называл ее «умницей». Порой она могла даже его обхитрить. Однажды, когда Антипыч привязал ее у дома, чтобы не мешалась, а сам ушел в лес работать, Травка, помаявшись немного, скоро поняла, как высвободиться. Из рассказа мы узнаем, что у собаки тонкий нюх и слух. Хозяина она могла найти по парам табачного дыма, а близость зайца узнавала по легкому чваканью последнего по лужицам. Два года прошло с тех пор, как она потеряла хозяина, а она все также жила с лесу в охотничьей сторожке. Проголодавшись, выходила на след зайца или на людей с едой. Так и на этот раз, учуяв хлеб, она вышла к клюквенному полю, где повстречала двенадцатилетнюю Настю - девочку-сироту, которая потеряла в лесу брата. На самом деле, в этот момент где-то неподалеку Митраша тонул в болоте. Когда Травка увидела маленького человека, позвавшего ее на помощь, то доверчиво и от чистого сердца решила помочь. Уцепившись за ее задние лапы, Митраша выполз из трясины, а потом еще и застрелил самого страшного волка в округе, за что стал настоящим героем. А Травка так привязалась к своим новым знакомым, что перешла к ним жить. В Митраше она увидела нового Антипыча. Он также к ней добро и сердечно отнесся, как и прежний хозяин. С тех пор у Травки началась новая жизнь.

 

§ Старик Антипыч – Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет. Антипыч - опытный лесник и охотник, который всю жизнь живет в лесной сторожке со своей верной гончей по имени Травка. Именно эта собака впоследствии спасает Митрашу, вытащив его из торфяного болота. На момент происходящих действий Антипыча уже не было в живых. Слишком уж старым был лесник. Никто точно не знал, сколько он прожил лет. Когда спрашивали, не восемьдесят ли ему случайно, он отвечал, что больше. Когда говорили, может сто, он говорил, что меньше. В любом случае, Антипыч сыграл свою роль в сказке, так как рассказчик помнит его еще живым и отмечает, что это был удивительный старик - мудрый, добрый и заботливый. Внешне Антипыч был неброским, но каким он был трудягой, всякий бы позавидовал. Он был настоящим охотником, а в лесу работал по отпуску дров. На охоту он ходил, как правило, с Травкой. Поэтому после его смерти собака жутко тосковала. К счастью, в конце произведения Митраша с Настей возьмут ее к себе жить. Загадочный ореол Антипыча связан с тем, что он был необычайно мудрым. О смысле слов, которые он говорил, люди догадывались не сразу, но все они было обязательно глубокомысленными. Собеседники могли понять «загадки» Антипыча в лучшем случае через несколько лет. Этот персонаж был словно «хранитель правды». Он знал «правду жизни», даже обещал рассказать ее, но в то же время наказывал искать ее самим. Правда Антипыча была в борьбе за любовь. Он считал, что при любых испытаниях человек должен оставаться человеком, стараться не озлобиться на другого и бескорыстно дарить доброту и тепло. Таким был сам Антипыч. Возможно, поэтому он и прожил столько долгих лет. После смерти Антипыча Травка продолжала жить в сторожке и лишь изредка выбегала, приметив зайца или почуяв еду. После спасения Митраши, она подружилась с детьми-сиротами, которые и стали ее новыми хозяевами. Такие рассказы помогают многое понять и переосмыслить.

 

§ Рассказчики – Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

 

3) Сказочное и реалистическое в изображении природы

В «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: “Кислая и очень

полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”.

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, “когда она перележит зиму под снегом”. Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: “И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами”. Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры.

Звонкая борина у Пришвина – словно живое существо: она “наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему”. Чудесен и удивителен рассвет: “И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей”.

Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: “Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул.

Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали”, заставляя стонать и рычать слышащих. их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса – волка по прозванию Серый, вот – хитрая лисица, вот – трусливый русак, вот – старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды – тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей “все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно….

“Мы – разведчики болотных богатств, – говорит Пришвин. – И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!”

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях – мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т. д.

Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Так заведено свыше, что рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу — значит любить свою родину.

4) Нравственная проблематика

В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью к природе, стремлением беречь ее красоту.

В «Кладовой солнца» автор рассказывает сказочную историю, которая произошла с братом и сестрой — Митрашей и Настей, когда они решили пойти в лес за клюквой. Эта «кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Митраша помнил, как отец его поучал когда-то: «…по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься… » Поэтому, собираясь в путь, прихватил с собой сумку с компасом. Во время своего путешествия дети попали на само Блудово болото, о котором в народе давно ходили легенды. Считалось, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… » С тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.

Между братом и сестрой в лесу возник спор, по какой из двух тропинок нужно идти. И тут налетел ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, застонали, словно поддерживая спор брата и сестры. Разгулялась свирепая стихия. Настя на время забыла о брате и потеряла его из виду. Дети оказались оторванными друг от друга. Кто знает, какая злая судьба могла ожидать потерявшегося на болоте Митрашу, если бы на помощь не пришла собака Травка. Уже ближе к вечеру голодный Митраша и уставшая Настя встретились и продолжили свой путь вместе. Так случилось, что природа поставила героев перед суровым испытанием. Но сама природа и помогла им выйти из него победителями. Знание лесных примет и тропинок, умение пойти по правильному пути, способность находить согласие друг с другом, помнить о близких и не забывать о своем долге — вот какие главные истины утверждает автор «Кладовой солнца». Прочитав сказку, мы понимаем, как велико значение леса в жизни человека, какие целебные свойства имеют лесные ягоды, что такое торфяные болота и как нужно вести себя на таких болотах. Но главное, мы понимаем, что человек и природа — одно целое, они навсегда неразрывно связаны между собой.

5) Словарик

Бочонки, шайки, лоханки – деревянная посуда;

Борины – песчаные холмы, покрытые высоким бором;

Взлобок –– возвышенное место, крутой пригорок;

Волчий лык – растение;

Выволочили ­– вытащили;

Выкликнуть – громко назвать, крикнуть;

Выпь – птица;

Высокая грива – место, холм;

Выходной след русака;

Гадина – змея;

Гон – действие по глаголу гнать;

Елань – топкое место в болоте;

Загнётка – углубление в русской печи, куда сбрасывают горячие угли;

Загрызть – закусать кого-то;

Зафланкировать – начать фланкировать о коннице;

Звонкая борина – место;

Исхитряется – ухитриться;

Клюквенница – место скопление клюквы на болотах;

Косач-токовик – птица;

Куртинка – островок;

Ладило – бондарный инструмент;

Лежка – место, где скрывается зверь;

Лоханка – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды;

Молодые переярки – перегодовалый волк;

Морить – губить;

Моросливый ­– погода, сопровождающаемая моросью;

Мурло – морда;

На гону – в погоне, быстром беге;

Належать – долгим лежанием повредить себе какую-нибудь часть тела;

На махах – оборот, взмах, размах;

Начинает вечереть – приближаться к вечеру;

Не сплошай – без промежутков;

Обдерживает – обхватывает, связывает;

Оглаживает – слегка проводить рукой, поглаживать;

Палестинка – приятное место в лесу;

Перекликнуться – крикнуть друг друга;

Переярок – перегодовалый волк;

Повертывать – переворачивать;

Погибельное место – ведущее к гибели роковой;

Ползок – один переход, движение, сделанное ползущим;

Поснули – позасыпали;

Приболотица – топкое место возле болота;

Пришлёпнули – придавить, слегка ударить;

Слепая елань – топкое место в болоте;

Скидка – от глагола скинуть-скидывать;

Сколоться – отделиться, отпасть;

Сорочье племя – животные;

Смекнул – догадался;

Суходол – долина без воды;

Тинистая бездна – покрытая бездной;

Токовик – самец птицы;

Уверилась – убедилась;

Урви – быстрым движением получить, схватить;

Хорохориться – храбриться, задирать;

Цапаться – хвататься когтями, царапаться;

Шайки – низкое ведёрко с двумя ручками по бокам

 

6) Человек и природа в прозе Паустовского

 

v Люди всегда преклонялись перед природой, зная, что бессильны перед ее могуществом. Эти взгляды отобразились и в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб». Природа здесь изображена, как высшая справедлива сила, которая следит за людьми и их поступками. Ее характер писатель раскрыл посредством пейзажных зарисовок. Картины природы появляются в произведении не сразу, а лишь после рассказа о поступке Фильки. Как только с глаз коня скатилась слеза, природа примчалась, чтобы отомстить за него. Погода сразу поменялась: усилился ветер, начал порошить снег. Снег попадал прямо в Филькино горло, как бы намекая, что природа обо всем знает. Скоро стихия набирала разрушающей силы: «Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни». На деревню надвигались целые столбы снега. Метель, казалось, обезумела и теперь ревела неистово, как будто ее разозлило Филькино «Да ну тебя!». К. Паустовский использует пейзаж для развития сюжета и реализации идеи, показывая тесную связь между человеком и природой. В конце сказки видим, что матушка-природа действительно хорошо знает человеческую натуру. Попав в беду, люди объединились, чтобы справиться с ней. Они забыли о склоках и обидах. Теперь они напоминали большую дружную семью. Вместе они были сильнее, и пламя их надежды на спасение горело ярче. Этот огонь дружбы согревал работников, спасая от крепкого мороза. Но природа не спешила отступать. Багровый рассвет предвещал морозный день. И, действительно, утро было очень холодным. Наверное, природа хотела убедиться, что Филька осознал свою ошибку. Только после полудня, увидев слаженную работу, она прислала в подмогу южный ветер и стала помогать: «с каждым часом становилось всё теплее… работа у мельницы пошла быстро». Природа в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб» – мудрый учитель, который умеет вовремя указать людям на их ошибки. Она очень сердится, когда видит несправедливость, но быстро прощает, едва заметив, что люди усвоили урок.

 

v В своем рассказе " Заячьи лапы " автор описал историю взаимодействия человека и природы, и показал, что эти два явления неразрывно взаимосвязаны между собой. Если страдает природа, то и человек страдает тоже. Это показано на примере погодных условий, неимоверной жары и пожаров, которые случались в результате данных погодных условий. И не только природа страдала от жары - горел лес, стог сена, но и люди изнывали от жары и раскаленного воздуха.

Так же показано взаимопомощь и выручка человека и животного, - то как заяц спас деда от пожара, вывел его из горящего леса. И как дед, впоследствии, отблагодарил зайца, забрав его, с обожженными лапами и брюхом, домой и вылечив у доктора.

О том, насколько автор любит природу и призывает нас любить мир, который окружает нас вокруг, говорит и тот факт, что автор назвал свой рассказ именно " Заячьи лапы ", а не - случай в лесу, подвиг зайца, дед и заяц, или как люди зайца спасли и прочее.

Именно и поэтому, в рассказе природа описывается как живое явление, сравнивается с человеком и его поведением - гром, как ленивый силач, потягивающийся и расправляющий плечи; молнии, как бесшумные стремительные стрелы.

И именно описания природы и погоды в рассказе дополняет, приукрашивает и делает более интересными описания действий людей и событий, происходящих в рассказе.

 

v «Стальное колечко» – Главные чудеса, как известно, происходят весной! Паустовский с потрясающей лиричностью, любовью к родной земле, умением зримо и осязаемо показать картинки пробуждения природы, описывает всё, что предстаёт перед глазами чуткой Варюши - лес, овраг, поля, ручьи, проталины, подснежники - именно то, чего не приметишь в городе, но обязательно увидишь в деревне, на приволье. А исполнение желания - повидать белый свет со всеми его чудесами - Варюша решила отложить на потом. "Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть, что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля - истинный рай, и нету другой такой хорошей земли на белом свете!"
Вот она - главная мысль сказки1 Любовь к малой родине, к родному краю, к своей милой природе делает человека счастливым, здоровым, чутким к красоте, душевно тонким и по-настоящему добрым ко всему живому, что нас окружает. «Растрепанный воробей» – обыкновенная жизнь девочки Маши в «Растрепанном воробье» протекает параллельно со сказочной жизнью птиц - старой вороны и бойкого воробья Пашки. Ворона стащила у Маши букетик стеклянных цветов, а воробей отнял его и принес на сцену театра, где танцует Машина мама. «Мещорская сторона» – Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Для того чтобы написать повесть «Кара-Бугаз», Паустовский объехал почти все побережье Каспия. Многие герои повести - лица реальные, и факты - подлинные. Такой же метод писатель приме-нял при работе над повестью «Мещорская сторона». Многие из рассказов, составивших это мозаичное повествование, также перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детиздате как и некоторые другие произведения Паустовского). Мещорский край Паустовский называл своей второй родимой Там он прожил (с перерывами) больше двадцати лет и там, по его словам, прикоснулся к народной жизни, к чистейшим истокам русского языка. Поэтому и было столь сильным влияние лесного края на писательское сознание Паустовского, настрой его образов, на поэтику его произведений.О чем только не узнавал читатель из описаний малоизученного тогда еще края! О старинной его карте, которую приходится исправлять, настолько изменилось течение его рек и каналов; oб озерах с таинственной водой разного цвета; о лесах, «величественных, как кафедральные соборы». Тут и птицы, и рыбы, и волчица с волчатами, и череп ископаемого оленя с размахом рогом и два с половиной метра... Но главное, что остается в душе читателя, - это ощущение прикосновения к тайне. К тайне очарования русской природы, когда «в необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет... Еще все спит... И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого nvха». «Мещорская сторона» начинается с уверения, что в этом крае «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугом и прозрачного воздуха». Но чем больше узнаешь эту «тихую и мудрую землю под неярким небом», тем все больше, «почти до боли в сердце», начинаешь ее любить. К этой мысли писатель приходит в финале повести. Он считал, что прикосновение к рой ной природе, ее познание - залог истинного счастья и удел «посвященных», а не невежд. «Человек, знающий, например, жизнь. Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского. Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: