Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности »
для специальности:
21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (базовый уровень)
Талица
Введение
Организация и формы самостоятельной работы студентов
Понятие о самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов находится в тесной взаимосвязи и логически дополняет аудиторную групповую и индивидуальную работу студента с преподавателем.
1.2. Цели, задачи, содержание и методическое обеспечение СРС
Миссия самостоятельной работы студентов: ориентирование студентов на развитие собственных познавательных навыков; формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и свободно ориентироваться в информационном пространстве, воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля. Формализация миссии СРС осуществляется путем реализации следующих целей:
1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
2. углубление и расширение теоретических знаний;
3. формирование умения работать со справочной и специализированной литературой;
4. развитие познавательных способностей студентов;
5. развитие исследовательских умений;
|
6. формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
7. формирование профессиональных компетенций.
Содержание СРС – организация процесса усвоения образовательного контента учебных дисциплин и профессиональных модулей с целью формирования профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам/разделам тем, определенным рабочей программой для самостоятельного изучения. Результатом этого процесса должно стать успешное формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу студентов по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень составляет 2 часа.
Методическое обеспечение СРС осуществляется путем формирования «Методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов». Основная цель представленных методических рекомендаций по организации самостоятельной работы – оказание помощи студентам в оптимизации процесса изучения учебного материала, закрепления и систематизации знаний. Рекомендации, содержащиеся в данном методическом пособии, позволят студентам научиться рационально планировать, организовывать и методологически правильно строить самостоятельную работу по получению основных профессиональных знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям, и последующему повышению уровня приобретённых в процессе обучения профессиональных компетенций.
|
Ф ормы организации СРС и перечень самостоятельных работ
Различают три уровня СРС:
Таблица. Формализованные уровни самостоятельной работы студентов
Формат уровня СРС | Шаблон выполнения | Форма проявления познавательной деятельности | Цель СРС |
репродуктивный (тренировочный) | работы выполняются по образцу | узнавание, осмысление запоминание | закрепление знаний, формирование умений, навыков |
реконструктивный | перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование | анализ, синтез, структурирование | формирование основ самостоятельного планирования и организации учебного труда |
поисковый (проектно-творческий) | анализ проблемной ситуации на основе логики организации научного исследования | самостоятельный выбор средств и методов решения; проектная рефлексия | формирование основ проектного управления деятельностью, выработка гипотетического аналогового мышления |
Основные виды занятий в процессе самостоятельной работы студентов: в зависимости от намеченной цели они могут быть следующими:
1. для овладения знаниями: чтение текста основной и дополнительной литературы; составление плана текста; конспектирование текса и занесение основных понятий и терминов в словарь; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; использование компьютерной техники и ресурсов сети Интернет;
|
2. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций; повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; анализ нормативно-правовых актов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и т. п.); подготовка сообщений к выступлению на семинарском занятии и конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; самотестирование; работа с рабочей тетрадью.
Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера изучаемой дисциплины, объема часов, определенных учебным планом и программой:
Предлагается следующий алгоритм выполнения самостоятельной работы:
Подготовка Рефератов, сообщений, докладов по изученным темам.
1.Реферат — доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины и предоставляется студентам заранее.
Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине. Объем реферата 13-15 листов. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение (порядковый номер).
Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в правом верхнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением (см. приложение 1).
Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут.
Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.
Реферат не будет зачтен в следующих случаях:
а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.)
б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).
Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Студент, не получивший зачет по реферату, к экзамену или зачету не допускается.
При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:
- Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 4-5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.
- Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы. На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.
- Содержание реферата ограничивается 2 главами, которые подразделяются на параграфы.
- Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой. Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;
- а) во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата.
актуальность (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?);
- цель (должна соответствовать теме реферата);
- задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы;
- историография (обозначить использованные источники с краткой аннотаций – какой именно источник (монография, публикация и т.п.), основное содержание в целом (1 абз.), что конкретно содержит источник по данной теме (2-3 предложения).
б) в основной части дается характеристика и анализ темы реферата в целом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по параграфам главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.
в) заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.
- Список использованной литературы. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата. Ссылка в основном тексте оформляется в квадратных скобках в самом тексте после фразы. [3, с. 52], где первая цифра № книги по списку использованной литературы, вторая цифра - № страницы с которой взята цитата.
- Библиографическое описание книги в списке использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ, (фамилия, инициалы автора, название работы, город издания, издательство, год издания, общее количество страниц).
- При использовании материалов из сети ИНТЕРНЕТ необходимо оформить ссылку на использованный сайт.
Книга одного автора
Рузавин Г. И. Научная теория: Логико-методологический анализ.- М.: Мысль, 2018. - 237 с.
Книга двух, трех и более авторов
Планирование, организация и управление транспортным строительством/А. М. Коротаев, Т. А.Беляев и др.; под ред. А. М. Коротаева. – М.: Транспорт, 2014. - 276 с.
Сборник одного автора
Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко.-М.: Политиздат, 2016. - 295 с.
Сборник с коллективным автором
Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч.тр./ Научно-исслед. НИИ высшего образования/ Отв.ред. Н. Н. Нечаев.- М.: НИИВО, 2015. - 156 с.
Статья из газеты или журнала
Егорова Е. Портрет делового человека/ Е.Егорова //Деловой мир. – 2013.- №6. - с. 12-13.
Используемая литература:
Печатные издания
1. Румынина В.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/ В.В. Румынина. - М.: ОИЦ Академия, 2014. – 224 с.