Понятие рентабельности и факторы, влияющие на неё.




Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величена балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении. Так в соответствие с данными условного предприятия (таблица 1) видно, что не смотря на увеличение прибыли на 497,1%, уровень рентабельности основных производственных фондов сократился на 30%

Таблица 1

Наименование показателя     темпы прироста
Прибыль (тыс. руб.)   17221,7 102837,8 497,1%
Рентабельность основных производственных средств 172,1% 120,6% 30,0%

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рисунок 2). Которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия,и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы.В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, какналичие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

· изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

· изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

· изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

· повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

· использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

· повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).

 

 

Рисунок 2

2 Рентабельность реализованной продукции .

 

Для определения рентабельности реализованной продукции (в некоторых источниках этот показатель называют рентабельностью продаж), на основание данных бухгалтерской отчетности, соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции, эти отношения показывают какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основание этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности. В зависимости целей, которые ставятся при анализе рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные виды прибыли на основание которых рассчитываются показатели R1 – R4.

(1)

(2)

(3)

(4)

В качестве знаменателя формулы также может быть использован показатель всей выпущенной продукции. Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии. На основание данных Приложения 1 были осуществлен расчет показателей рентабельности продукции в 1996 г. R1=42,4%, R2= 31,7%, R3= 29,9%, R4=20,6%, в 1995 г. R1=19,4%, R2=18,3%, R3=18,3%, R4=12,5%.

Динамика показателя R1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и способность контролировать себестоимость реализованной продукции. С помощью методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и ее себестоимости по следующим формулам

– общее изменение рентабельности за период (5)

– изменение рентабельности за счет изменения цен (6)

– изменение рентабельности за счет изменения себестоимости, (7)

где z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;

s0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.

Так, для рассматриваемого примера изменение показателя R1 на 23% обусловлено ростом цен на 58,3% и снижением себестоимости продукции на -35,3%, что говорит о том, что предприятие завышает цены на продукцию.

Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения на рентабельность реализованной продукции.

Показатели R1 – R4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.

Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции данного вида продукции

(8)

где Rизд – рентабельность отдельного изделия;

Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;

Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия,

формула 8 часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и исходя из этого формирует цену по формуле

(9)

где Z – цена продукции,

однако в экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации

(10)

где Rед. – рентабельность единицы отдельного вида продукции;

z – цена единицы изделия;

s – себестоимость единицы изделия.

это обусловлено тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель. Кроме того, если предприятие имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежных единицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной. По этому, в экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.

Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно. Рассмотрим условный пример определения рентабельности продукции[1]. Объем реализации на предприятии за 1995-1996 гг. приведен в таблицах 2 - 5


Таблица 2. Калькуляция затрат на реализацию продукции за 1996г.

  реализовано, шт. цена приобретения, тыс.руб. себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (переменные издержки) условно постоянные издержки[2] совокупные издержки
Продукция 1   9,25 23680,0 1686,4 25366,4
Продукция 2   11,35 359,3 30,0 389,3
Продукция 3   11,95 50991,5 8326,8 59318,3
Продукция 4   24,00 23688,0 2425,0 26113,0
Продукция 5   15,03 43064,8 4988,7 48053,5
Продукция 6   26,10 13990,9 1459,3 15450,2
Продукция 7   19,50 22795,5 2492,6 25288,1
Продукция 8   35,00 14875,0 1810,4 16685,4
Продукция 9   10,00 62115,2 5891,2 68006,4
итого     255560,3 31513,9 287074,2

 


Таблица 3. Расчет прибыли и рентабельности реализации продукции за 1996г.

  цена реализации, тыс.руб. выручка от реализации, тыс.руб Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, % прибыль от реализации, тыс.руб рентабельность продукции, %
Продукция 1 10,42 26671,24 5,35% 1304,85 11,22%
Продукция 2 14,98 474,34 0,10% 85,01 24,24%
Продукция 3 46,75 199511,78 40,03% 135905,38 74,44%
Продукция 4 33,30 32867,10 6,59% 7100,96 27,93%
Продукция 5 23,60 67614,00 13,57% 20274,02 36,31%
Продукция 6 36,90 19778,40 3,97% 4536,90 29,26%
Продукция 7 28,90 33784,10 6,78% 8852,47 32,53%
Продукция 8 57,74 24537,60 4,92% 8111,12 39,38%
Продукция 9 15,00 93172,74 18,69% 25166,39 33,33%
итого   498411,30 100% 211337,09 42,40%
             

 


Таблица 4. Калькуляция затрат по реализации продукции на 1995г.

  реализовано, шт. цена приобретения, тыс.руб. себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (переменные издержки) условно постоянные издержки совокупные издержки
Продукция 1 4 664 1,9 8 721,0 870,7 9 591,7
Продукция 2 4 269 8,5 36 073,1 3 535,9 39 609,0
Продукция 3 3 587 5,2 18 580,7 2 656,4 21 237,0
Продукция 4   9,9 5 378,1 509,7 5 887,8
Продукция 5   8,5 8 340,2 789,0 9 129,1
Продукция 6   10,8 6 662,0 685,2 7 347,3
Продукция 7   6,4 5 652,0 656,4 6 308,4
Продукция 8   7,4 2 576,9 291,0 2 867,9
Продукция 9 1 500 5,5 8 220,0 1 005,8 9 225,8
итого     100 203,9 11 000,0 111 203,9

 


Таблица 5. Расчет прибыли и рентабельности реализованной продукции за 1995г.

  цена реализации, тыс.руб. выручка от реализации, тыс.руб Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, % прибыль от реализации, тыс.руб рентабельность продукции, %
Продукция 1 2,13 9933,6 7,2% 420,9 12,2%
Продукция 2 9,45 52103,9 37,7% 11878,5 30,8%
Продукция 3 11,94 28624,3 20,7% 7762,4 35,1%
Продукция 4 10,65 6814,1 4,9% 892,9 21,1%
Продукция 5 9,12 10452,3 7,6% 1279,2 20,2%
Продукция 6 12,65 7817,7 5,7% 532,6 14,8%
Продукция 7 8,52 7489,1 5,4% 1240,3 24,5%
Продукция 8 9,54 3319,9 2,4% 478,4 22,4%
Продукция 9 7,65 11475,0 8,3% 2340,5 28,4%
итого   138029,8 100,0% 26825,9 19,4%
             

 

Как видно из приведенных данных рентабельность всей продукции, может достаточно сильно отличаться от рентабельности отдельного вида изделия. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции.

Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Определить влияние на изменение рентабельности цены и себестоимости можно используя метод цепных подстановок (формулы 5,6,7)

Таблица 6. Изменение рентабельности отдельного вида продукции от уровня цен и себестоимости.

 
Продукция 1 69,8%   -26,3% 44%
Продукция 2 33,0%   -19,3% 14%
Продукция 3 41,7%   -25,6% 16%
Продукция 4 62,9%   -42,5% 20%
Продукция 5 56,8%   -27,9% 29%
Продукция 6 56,0%   -41,5% 14%
Продукция 7 53,2%   -45,2% 8%
Продукция 8 64,8%   -47,8% 17%
Продукция 9 35,1%   -30,1% 5%

 

Из таблицы видно, что изменение рентабельности в 1996 г. произошло в основном за счет изменения цен реализации.

Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим прежде всего для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции. Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подвержена влиянию факторов (рисунок 1), поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции. Например, снизить себестоимость продукции предприятие может перейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономные способы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, если это не нарушит технологического процесса. Кроме изменения производственных факторов, предприятие может провести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Так как на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукции влияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективности своей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукцию можно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукции удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.

Расчет этого показателя важен не только для внутренних пользователей предприятия, а кроме того и для покупателей и заказчиков при приобретение продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговых платежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важно знать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученные кредиты.

21. Порог рентабельности.

В зарубежной практике в финансовом менеджменте широко используются понятия порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия.

Порог рентабельности – это такой объем выручки от реализации при котором прибыль равна нулю, но предприятие полностью покрывает свои постоянные и переменные издержки.

ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ МАРЖА – ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ= 0 (11)

ВАЛОВАЯ МАРЖА = ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (12)

ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ: (ВАЛОВАЯ МАРЖА: ВЫРУЧКА) (13)

Рассчитаем порог рентабельности для условного предприятия в 1996 году. Допустим условно постоянные издержки на предприятии равны 31513,9 тыс.руб., переменные издержки – 255560,3 тыс.руб., выручка от реализации – 427123,6 тыс.руб. Тогда порог рентабельности равен 31513,9: ((427123,6 - 255560,3): 427123,6) = 78457 тыс.руб., т.е. при таком объеме выручки предприятие покроет все свои издержки. Порог рентабельности можно изобразить также и графически (рисунок 3)

Для более полного анализа возможно также определение порога рентабельности для каждого вида продукции

ПОРОГОВОЕ ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ´ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ №1 В ВЫРУЧКЕ

КОЛИЧЕСТВО = _________________________________________________________________ (14)

ПРОДУКЦИИ ЦЕНА ПРОДУКЦИИ №1 – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫПРОДУКЦИИ №1

 

Рисунок 3

 

Кроме того, в финансовом менеджменте рассчитывается запас финансовой прочности, который показывает на сколько выручка от реализации превышает порог рентабельности., если эта величина отрицательна то предприятие не рентабельно.

Однако, расчет тачки безубыточности носит статический характер и не учитывает изменений экономических показателей в зависимости от сложившейся на рынке ситуации, кроме того, на практике разделить издержки на постоянные и переменные, зачастую, можно лишь приблизительно, т.к. система бухгалтерского учета и сам процесс затрат на производство и реализацию продукции не позволяет точно разделить затраты на переменные и постоянные, кроме того их состав подвержен частым переменам в зависимости от изменения параметров выпуска продукции. Рассчитанная точка безубыточности будет адекватно отражать положение предприятия только если во внимание будут приняты следующие факторы:

1. Факторы, входящие в состав модели, действительно ведут себя как предполагалось

a) издержки обоснованно делятся на постоянные и переменные;

b) переменные издержки действительно колеблются пропорционально объему продаж (выпуска);

c) постоянные издержки действительно постоянны, т.е. не зависят от объема выпуска продукции;

d) продажная цена постоянна на определенном промежутке времени;

2. Предположения, относящиеся к деятельности предприятия и окружающей его среде, подчеркивающие статический характер точки безубыточности

a) ассортимент не изменяется;

b) себестоимость постоянна;

c) рыночные цены постоянны.

Расчет точки безубыточно можно использовать для приблизительного определения предполагаемого объема выпуска продукции, объема предполагаемых издержек, рентабельности предприятия в определенный момент времени, прогнозов и планов.

 


Рентабельность активов.

Коэффициент рентабельности активов показывает сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят с средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

(15)

(16)

(17)

(18)

Таблица 7. Расчет показателей рентабельности активов.

Показатель рентабельности    
R5 15,2% 29,5%
R6 10,3% 20,3%
R7 16,1% 41,7%
R8 15,2% 31,2%

 

Сопоставление показателей R5 (общая рентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия. Сопоставление R5 и R7 показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямую не связанных с реализацией продукции R5 и R8.

Если преобразовать коэффициент рентабельности R6 разделив и умножив его на объем продаж (выручка от реализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получить следующую факторную зависимость,

(19)

которая раскрывает связь между рентабельность производственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. В финансовом менеджменте формула (19) носит название формула Дюпона, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов. В нашем примере

Используя формулу (19) на практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации. На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.д. На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговле оборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегия предприятия. На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого. По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта их комбинации (рисунок 4)

Рисунок 4. Рентабельность активов как произведение коммерческой маржи и коэффициента трансформации

 

Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить. Как правило, варианты I и II наиболее возможны. Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: