Езекия — праведный правитель




Семинар 13. 4 Царств (Израиль и Иудея в VIII в. до Р.Х.)

Задание 1. Прочитать и заполнить дневник-конспект по 4 Цар.15-20.

Задание 2. Рассмотрение библейского повествования с опорой на творения Отцов Церкви и работы современных авторов.

Оба для всех

 

1. Падение Израильского царства и расцвет Иудейского ([4] С. 215-218).

2. Археологические свидетельства историчности повествования о царе Езекии ([2] С. 13 до конца).

 

 

Литература:

1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Т. 1—12. - СПб., 1905. Т. 2.

2. Выдрин А. диак. Некоторые археологические свидетельства историчности повествования Летописца о царе Езекии в 2 Пар. 29-32 // Скрижали. Вып. 3. Минск, 2012.

3. Деопик Д.В. История Древнего Востока. М.: ПСТГУ, 2011.

4. Шульц С. Дж. Ветхий Завет говорит.... - М.: «Духовное возрождение», 1993.

 

 

 

1. Падение Израильского царства и расцвет Иудейского

(Шульц С. Дж. Ветхий Завет говорит.... - М., 1993. С. 195-199 )

Иеровоам II

Четвертый царь из династии Ииуя, Иеровоам, был выдающимся царем Северного царства. Он царствовал 41 год (793-753 гг.до Р. X.), включая 12 лет совместного царствования с отцом. К тому времени, когда он взял в свои руки всю полноту власти (781 г. до Р. X.), он был в состоянии расширить царство.

Историческому описанию Иеровоама II, как и Амврия, самого могучего царя до него, Писание уделяет очень мало места (4 Цар. 14:23-29). Значительное расширение торговых и политических интересов при этом могущественном царе кратко описано в пророчестве Ионы, сына Амафии, который мог быть пророком с тем же именем, посланным с назначением в Ниневию (Иона 1:1). Иона предсказал, что Иеровоам восстановит Израиль, от Мертвого моря до границ Емафа.

Светские источники подтверждают библейское свидетельство о том, что Венадад III не смог сохранить царство, которое учредил его отец Азаил. Два нападения на Сирию со стороны Ададнирари III (805-802 гг. до Р. X.) и Салманассара IV (773 г. до Р. X.) значительно ослабили ее, к выгоде Ассирии. Помимо этого Захир Емафский образовал коалицию, которая нанесла Венададу II поражение, и добился независимости от Сирии. Это открыло Иеровоаму возможность возвратить территории восточнее Иордана, которые были в руках сирийцев около ста лет. После 773 года до Р. X. ассирийские цари были так заняты местными и общенародными проблемами внутри своей страны, что уже не предпринимали походов на Палестину при жизни Иеровоама. Вследствие этого Израильское царство переживало период покоя и благополучия, которому не было равного со времен Соломона и Давида.

Основанная Амврием Самария была теперь вновь укреплена Иеровоамом. Стена была утолщена на случай вторжения местами до 10 м. Укрепления были настолько хорошо построены, что полвека спустя ассирийцы, чтобы завладеть городом, осаждали его в течение трех лет.

Книги Амоса и Осии, «малых» пророков Библии, отражают благосостояние этого периода. Военные и торговые успехи Иеровоама весьма обогатили Израиль. Но с роскошью пришло моральное падение и религиозное равнодушие, о которых смело возвещали эти пророки. Иеровоам II совершил зло в глазах Господних и ввел Израиль в грех, как это сделал первый царь Израиля.

Народ, который слышал Амоса и Осию, не сознавал, как скоро свершится суд над Израилем. Всего за 30 лет (752-722 гг. до Р. X.) могучее Северное царство перестало существовать как независимое государство. Оно капитулировало перед расширяющейся Ассирийской империей, чтобы никогда больше не восстать вновь.

Менаим (752-741 гг. до Р. X.)

Менаим был удачливее двух своих предшественников — ему удалось утвердиться настолько успешно, что он оставался на престоле около 10 лет. Мало что известно о его внутренней политике, кроме того, что он продолжал идолопоклонничество Иеровоама I.

Самой серьезной проблемой Менаима была агрессия со стороны Ассирии. В 745 году до Р. X. в Ассирии начал править Тиглатпалассар III, или Фул, один из наиболее могущественных царей этого народа(Ср. 1 Пар. 5:26. Историки отмечают появление имени «Фул» с момента восшествия Тиглатпалассара III на вавилонский престол. О Салманассаре V, например, точно известно, что он стал царем Вавилона под именем Улулаи.). Он устрашал все страны своей политикой переселения захваченных народов в другие земли. А старейшин, начальников и управляющих чиновников на захваченных территориях он заменял иностранцами во избежание будущих восстаний. В 743-738 годах до Р. X. Тиглатпалассар III начал наступление на северо-западе; в эту войну оказались втянуты и народы Палестины.

Археологические данные подтверждают теорию, что Озия, царь иудейский, вел войска Западной Азии для отражения могучего ассирийского наступления. В ассирийской хронике Менаим упоминается как царь, снова получивший трон — при условии, что он будет платить дань. Хотя точное время уплаты этой дани не может быть полностью установлено, Тиле приводит доказательства, которые подтверждают совпадение начала северо-западного похода с последним годом царствования Менаима. Умиротворенный этой уступкой, Фул возвратился в Ассирию, и Менаим умер в покое и мире, оставив своего сына на престоле Северного царства.

Факия (741-739 гг. до Р. X.)

Факия придерживался политики своего отца. Продолжая платить дань как вассал Ассирии, Факия вызвал недовольство собственного народа. Очень возможно, что Факей, который стал убийцей Факии, подстрекал к восстанию против Ассирии.

Факей (739-731 гг. до Р. X.)

Факей царствовал восемь лет, и этот период был ознаменован рядом внутренних и внешних кризисов. Хотя Сирия со столицей Дамаском и была покорена Иеровоамом II, она отстояла себя под началом нового царя Рецина в период упадка Израиля. Факей вел антиассирийскую политику, заключив союз с Рецином против общего врага — ассирийцев. В то время как ассирийцы были заняты, главным образом, кампанией в Урарту (737-735 гг. до Р. X.), оба царя принялись за создание прочного западного союза с целью сопротивления Ассирии.

В Иудее влиятельная проассирийская партия способствовала осуществлению Ахазом действенного контроля над царством (735 г. до Р. X.), хотя Иофам был еще жив. Впоследствии он воспротивился предложениям Израиля и Сирии вступить с ними в союз для борьбы против Ассирии. В 734 году до Р. X. Тиглатпалассар III вторгся в Филистию. Возможно, что Ахаз просил ассирийцев избавить его от натиска филистимлян (2 Пар. 28:16-21) или он уже платил дань Тиглатпалассару III. Ангер полагает, что во время нашествия на Филистию ассирийцы захватили города Северного царства (4 Цар. 15:29).

Сирийско-израильский натиск на Иудею привел к подлинной войне, известной как сирииско-ефремская война (4 Цар. 16:5-9; 2 Пар. 28:5-15; Ис. 7:1-8:8). Сирийские войска двинулись на юг к Елафу, чтобы возвратить этот портовый город Иудеи идумеянам, которые, несомненно, поддерживали коалицию против Ассирии. Хотя Иерусалим и был осажден, а пленники из Иудеи были приведены в Самарию и Дамаск, Южное царство не подчинилось и не поддалось принуждению вступить в этот антиассирийский союз.

Два важных события повлияли на удаление вторгшихся армий из Иудеи. Когда пленники были доставлены в Самарию, пророк по имени Одед объявил это Божьим судом над Иудеей и предупредил израильтян о неминуемом гневе Божьем, который разразится над ними за братоубийство. Под давлением со стороны князей и израильского собрания пленники были отпущены военачальниками.

Другим важным фактом было то, что Ахаз отказался уступить сирийско-ефремским требованиям, но обратился непосредственно к Тиглатпалассару III за помощью. Ассирииский царь, несомненно, уже разрабатывал планы покорения Западной Азии. Это приглашение вызвало у него немедленное действие: Дамаск превратился в главную цель нападения при походе в 733 и 732 году до Р. X. Тиглатпалассар III хвалился, что захватил 591 город в этом районе Сирии после капитуляции Дамаска в 732 году. Сирия стала бессильной и не могла препятствовать продвижению Ассирии на запад. Следующее столетие Дамаск со своими провинциями, некогда составлявшими влиятельное Сирийское царство, оставался во власти Ассирии.

Падение Дамаска отразилось на Самарии. Факей, пришедший к власти как сторонник антиассирийского движения и политики, теперь потерял былое влияние. Без Сирии, раздавленной ассирийской мощью, у Израиля было мало надежд на выживание. Факей стал жертвой заговора, возглавляемого Осией, будущим царем. Без сомнения, устранение Факея спасло на этот раз Самарию от захвата.

Осия (731-722 гг. до Р. X.)

Когда Осия воцарился над Северным царством в 731 году до Р. X., у него не было широкого выбора в политике. Он был вассалом Тиглатпалассара III, который хвалился тем, что возвел его на престол в Самарии.

Владения Осии были расположены, главным образом, в горах Ефрема. Галилея и территория восточнее Иордана были в руках Ассирии со времени похода 734 года. Тиглатпалассар III, возможно, захватил Мегиддон во время серии наступлений на запад и использовал его как административную столицу для своих галилейских провинций.

В 727 году до Р.X. Тиглатпалассар III, великий царь Ассирии, умер. В надежде на то, что Салманассар V не сможет удержать власть над громадной территорией, доставшейся ему в наследство, Осия положился на поддержку Египта и прекратил уплату дани Ассирии. Однако случилось иначе. В 725 году до Р. X. Салманассар V ввел войско в Израиль и осадил сильно укрепленный город Самарию. Около трех лет Осии удавалось противостоять стремительным атакам могучей ассирийской армии, но в 722 году до Р.X. он сдался (Хотя Саргон II приписывает взятие Самарии себе, Салманассар V все еще был царем Ассирии. Возможно, что Саргон был военачальником армии в это время и руководил осадой).

На этом кончилось существование Северного царства. В соответствии с ассирийской политикой переселения израильтяне были уведены в районы Персии. Подобным образом, и в Самарии были поселены колонисты из Вавилона, и Северное царство превратилось в ассирийскую провинцию.

В течение 200 лет израильтяне следовали путем Иеровоама I, основателя Северного царства. Даже при смене династий Израиль никогда не расставался с идолопоклонством, которое прямо противоречило закону Божьему, предписанному в Десятословии. На протяжении всего этого периода верные пророки провозглашали Божье слово, предупреждая царей и народ о грядущем суде. За упорное идолопоклонство и неспособность служить Богу израильтяне подверглись плену и порабощению Ассирией.

Ахаз

20-летнее правление Ахаза (2 Пар. 28:1-27; 4 Цар. 16:1-20) было сопряжено с трудностями. Ассирийские цари продвигались вперед, желая захватить Плодородный Полумесяц, и Ахаз постоянно подвергался нажиму извне. Все Северное царство уже согласилось с политикой сопротивления Факея. И перед двадцатилетним проассирийски настроенным Ахазом уже стояла головоломная задача сохранения мира с Сирией и Израилем. В 734 году Тиглатпалассар III повел свои войска на Филистию. Весьма возможно, что Ахаз обратился к ассирийскому царю за помощью, так как филистимляне то и дело нападали на пограничные районы Иудеи. Связь с Тиглатпалассаром III вскоре поставила Ахаза в затруднительное положение. Дело в том, что в своем походе на запад ассирийский царь прошел по территории Северного царства, захватил несколько городов и областей, а их жителей переселил в Ассирию. Позже, в том же году, после того как захватчики отступили, Факей и Рецин Дамасский объявили Иудее войну. Во время этого ужасного кризиса в Иудее в течение шести лет активно пророчествовал Исайя. Он предстал перед Ахазом со словом Божьим, содержащим разрешение его проблемы. Вера в Бога была ключом к победе над Израилем и Сирией. Факей и Рецин (царь сирийский) вознамерились поместить на престол Давида в Иерусалиме марионеточного правителя, но Бог может расстроить этот сирийско-ефремский замысел в ответ на веру (Ис. 7:1 и ел.). Однако закоренелый в своем нечестии Ахаз не обращал внимания на Исайю. Пренебрегая советами пророка, он сам нашел выход из затруднительного положения, обратившись с отчаянной просьбой к Тиглатпалассару III.

Когда войска Сирии и Израиля вторглись в Иудею, они осадили Иерусалим, но не смогли его захватить, потому что перед этим он был хорошо укреплен Озией. Тем не менее Иудея понесла тяжелые потери, так как тысячи людей были убиты, а другие уведены в плен в Самарию и Дамаск. К счастью, в Северном царстве нашлись и такие люди, которые не отвергли Бога, — пророк Одед обличил израильтян в братоубийстве, и в ответ несколько начальников родов добились освобождения своих иудейских пленников. Несмотря на мощный и жестокий натиск противника, Ахаз все же выдержал сирийско-ефремское нападение. Обращение к Тиглатпалассару III принесло незамедлительные результаты. В двух последующих нападениях (733 и 732 г.) ассирийцы захватили Сирию и Израиль. В результате Израиль и Сирия были провозглашены ассирийскими провинциями. В Самарии Факей был сменен Осией, принесшим клятву верности ассирийскому царю. Спустя два года Тиглатпалассар III объявил ассирийской провинцией и окончательно завоеванный им Вавилон. Именно вавилоняне и дали ему имя Фул, под которым он часто упоминается в Библии. Ахаз встретился с Тиглатпалассаром III в Дамаске и заверил его в своих верноподданнических чувствах. Ахаз был под таким сильным впечатлением от всего увиденного там, что велел священнику Урии соорудить в Иерусалиме точно такой же жертвенник, как в Дамаске, и притом поместить его в храме. По возвращении сам царь возглавил языческое служение, что привело к его осуждению. Во все годы своего царствования Ахаз придерживался проассирийской политики. Когда в Ассирии на смену Тиглатпалассару III пришел к власти Салманассар V, ассирийцы снова вторгались в Израиль и Тир.

Израильский царь Осия пытался оказать сопротивление Ассирии. Преемник Салманассара V Саргон II захватил Самарию и начал первые широкомасштабные переселения народа из всех десяти колен Израилевых в Ассирию. Северному царству пришел конец. Ахаз успешно провел свой народ через все испытания. Несмотря на то что Иудейское царство лишилось свободы и платило тяжелые налоги Ассирии, оно переживало экономический расцвет, начавшийся еще при Озии. В целом Иудея располагала меньшими богатствами, чем Северное царство, где они были сосредоточены исключительно в руках аристократии. В те периоды, когда опустошительные набеги не нарушали относительно устойчивого положения, Иудейское царство могло платить значительную дань Ассирии. Даже при своем современнике Исайе Ахаз допускал мерзкие идолопоклоннические ритуалы. По языческому обычаю он провел своего собственного сына через огонь. Он не только отдал сокровища храма для умилостивления ассирийского царя, но и ввел иноземный культ там, где надлежало поклоняться только одному Богу Израиля. Не удивительно, что Иудея навлекала на себя Божий гнев и суд.

Езекия — праведный правитель

Езекия начал царствовать в 727 году до Р. X. Его 29-летним руководством знаменуется самая выдающаяся эпоха религиозных реформ в истории Иудеи. Осажденный ассирийцами под водительством Синаххериба (в Библии — Сеннахирима), Езекия выдержал решающий штурм Иерусалима в 701 году. В последние десять лет его правления вместе с ним правил его сын Манассия. Помимо 4 Цар. 18-20 и 2 Пар. 29-32, довольно много сведений о жизни Езекии содержится в книге пророка Исайи, гл. 36-39.

Попустительство по отношению к идолопоклонству со стороны Ахаза при его сыне сменилось крутыми мерами борьбы с ним. Езекия начал свое правление самыми широкими реформами в истории Южного царства. В 25 лет он увидел постепенный упадок Северного царства и захват ассирийцами Самарии, расположенной в 60 км от Иерусалима. Глубоко сознавая, что пленение Израиля было следствием нарушения завета и непослушания Богу (4 Цар. 18:9-12), Езекия возложил свое упование на Бога Израилева. В ранние годы своего царствования он провел успешные реформы не только в Иудее, но и в некоторых частях Израиля. Поскольку Иудейское царство уже было в подчинении у Ассирии, Езекия признавал верховную власть Саргона II (721-705 гг. до Р. X.). Хотя ассирийские войска и были посланы в Азот в 711 году до Р. X., серьезных вмешательств со стороны Ассирии иудейскому царю терпеть не приходилось.

Езекия немедленно снова открыл храм. Левиты были призваны для починки и очищения места поклонения. Те предметы, которыми пользовались для идолопоклонства, были брошены в поток Кедрон, а оскверненные Ахазом сосуды были освящены. Всего за шестнадцать дней храм полностью приготовили для богослужений.

Езекия и иерусалимские начальники ввели жертвоприношения в храме. В богослужениях начали участвовать музыкальные ансамбли с арфами, кимвалами и лирами, как это было принято в дни Давида. Пение хоров сопровождалось принесением жертв всесожжения. Во время поклонения певцы славили Бога словами Давида и Асафа.

В попытке восстановить единство Иудеи и Израиля, нарушенное после смерти Соломона, царь разослал письма по всей стране, приглашая всех в Иерусалим на Пасху. Хотя некоторые пренебрегли приглашением Езекии, многие из колен Асира, Манассии, Ефрема и Иссахара, а также и Иуды откликнулись на него, чтобы вместе провести праздник. В согласии с теми, кто вел богослужения в храме, Езекия провозглашает празднование Пасхи на месяц позже обычного, чтобы дать достаточно времени на приготовления. Во всем остальном соблюдение праздника совершалось по предписанию Моисеева закона. Отсрочка была, скорее, примирительным жестом для жителей Северного царства, которые соблюдали праздник во время, установленное Иеровоамом I (3 Цар. 12:32). Когда некоторые священники пришли без достаточно тщательного освящения, Езекия молился об их очищении. Много народа собралось в Иерусалиме для участия в обновлении. Жертвенники со всей столицы были отнесены в долину Кедрон для уничтожения. Под руководством священников и левитов народ приносил жертвы, торжественно пел и радовался перед Господом. Со времени освящения храма не было в Иерусалиме такого радостного торжества.

Из Иерусалима реформация проникла во все концы Иудеи, Вениамина, Ефрема и Манассии. Езекия уничтожил даже медного змея, которого сделал Моисей (Чис. 21:4-9), потому что народ сделал и его предметом поклонения. Воодушевленный примером царя и его руководством, народ начал рушить и уничтожать столбы, истуканы, высоты и жертвенники по всей стране.

В Иерусалиме Езекия организовал священников и левитов для регулярных богослужений. Была восстановлена и десятина — для поддержки тех, кто посвятил себя закону Господню. Были составлены, согласно закону, планы будущих праздников и других богослужений (2 Пар. 31:2 и сл.). Народ оказался настолько щедр, что приношений было достаточно для поддержки всех левитов и священников, служивших в храме. Реформа при Езекии была весьма успешной, так как он сообразовывал религиозные обряды своего народа с законом и заповедями Бога.

Во всем описании религиозных реформ нет никакого упоминания об Исайе. Не упоминает знаменитый пророк этой реформации и в своей книге. Хотя Ахаз воспротивился Исайе, есть основания полагать, что Исайя и Езекия тесно сотрудничали, стремясь восстановить поклонение истинному Богу. Единственное библейское упоминание о Саргоне, царе Ассирии (Ис. 20:1), указывает на деятельность Исайи в это время. Более того, захват Азота ассирийцами был поводом для произнесения Исайей пророческого предупреждения о том, что бесполезно для Иудеи надеяться на Египет в деле освобождения. К счастью, Езекия не принимал участия в восстании в Азоте, и это предотвратило нападение на Иерусалим.

После смерти Саргона II (705 г.) во многих частях Ассирийской империи возникали восстания. В Вавилоне Меродах-Валадан II за попытку сбросить иго Ассирии был свергнут с вавилонского престола еще Саргоном II в 710 году до Р. X. Царем Вавилона стал сам Саргон II, а после 705 года владыкой и Ассирии, и Вавилона стал его сын Синаххериб (в Библии — Сеннахирим). Меродах-Валадан II в 702 году до Р. X. снова захватил власть в Вавилоне, но продержался против Синаххериба всего один месяц и был заменен ассирийским ставленником Беливни, уроженцем Халдеи и, по-видимому, членом той же царской семьи. Но и он вскоре вступил в переговоры с царем Елама о соединении сил для борьбы против общего оккупанта и был также смещен Синаххерибом. В Египте под энергичным руководством эфиопского царя Шабако, основателя XXV династии (около 710 г. до Р. X.), вспыхнули национально-освободительные настроения. Когда и другие народы Плодородного Полумесяца восстали против Ассирии, Синаххериб двинул свои войска на запад. Покорив финикийцев и другие сопротивляющиеся районы на побережье в 701 году до Р. X., ассирийская армия захватила Филистию.

Езекия ожидал нападения Ассирии. Вслед за своей великой духовной реформацией он сосредоточил в совете с ведущими чиновниками правительства все внимание на обороне.

Укрепления вокруг Иерусалима были приведены в порядок и сделаны еще более прочными. Мастера изготовляли щиты и оружие, а военачальники обучали бойцов. Чтобы обеспечить Иерусалим достаточным количеством воды на случай затяжной осады, Езекия построил вертикальный туннель, соединявший Силоамский пруд («купальню Силоам») с источником Гихоном. Через 590 м сплошного камня иудейские строители прорубили канал, и Силоамский пруд, вырытый тоже в этот период, наполнился свежей водой. Со времени его обнаружения в 1880 году, когда надпись на нем была расшифрована, Силоамский туннель сделался достопримечательностью для туристов. Силоамский пруд, расположенный южнее Иерусалима, нужно было включить в стены города, и потому стена была расширена, и этот крайне важный источник свежей воды оказался в городских пределах. Когда стало очевидно, что ассирийская армия наступает на Иерусалим, источники воды вне города были засыпаны, чтобы враг не мог воспользоваться ими.

Хотя Езекия сделал все, что было в его силах, готовясь к наступлению ассирийцев, он полагался не только на человеческие ресурсы. Раньше, когда народ собрался на площади города, Езекия ободрил их и выразил свое упование на Бога: «С ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:8).

Угроза Синаххериба осуществилась в 701 году до Р. X. (4 Цар. 18-20; 2 Пар. 32; Ис. 36-39). Хотя упомянутый выше Шабако (Шабака — 716-702) весьма энергично расширял влияние Египта, присоединив к нему Эфиопию и Нубию (нынешний Судан), он все-таки избегал столкновения с Ассирией. Его преемник Шебитко (Шабатака — 702-690) дерзнул напасть на Синаххериба. Библейское повествование в связи с этими событиями говорит только о «Тиграке (Тахарке), царе Ефиопском». Китчен полагает, что Тиграк (в возрасте 20-21 года) мог быть военачальником армии в 701 году и упоминание его как царя уместно потому, что он стал царем в 690 году до Р. X. (а пока, в 701 году, был, возможно, наместником Египта в Эфиопии с титулом ее царя) (Возможно, в Ис. 37:9 отражена повторная угроза со стороны Сеннахериба, вероятно, после того, как он разрушил Вавилон в 689 г. до Р. X. Реакция Езекии являет контраст его чувству поражения и безнадежности в Ис. 37:1 и ел., когда он «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем» и послал начальника дворца, писца и старших священников к Исайе. Получив письмо (37:14), Езекия развернул его перед Господом с твердой верой в Божью помощь и спасение. Такая уверенность могла быть результатом духовного опыта прошлых избавлений, мира и благополучия в последние годы жизни, которую Господь ему продлил.).

Ассирийцы вторглись в Палестину с севера, попутно захватив Сидон, Иоппию и другие города, лежавшие по маршруту их продвижения. Во время осады и захвата Екрона Синаххериб победил египтян у Елтека. Езекии пришлось не только отпустить екронского царя Падия, которого он взял в плен, но и уплатить крупную дань, почти опустошив храм, сняв в нем все серебряное и золотое убранство (4 Цар. 18:14).

Езекия очень серьезно заболел, скорее всего, еще в период ассирийского давления перед 701 годом до Р. X. Хотя Исайя сказал царю, чтобы он готовился к смерти, Бог вступился. Двойным было обетование Бога царю иудейскому: продление жизни на пятнадцать лет и избавление Иерусалима от угрозы Ассирии (Ис. 38:4-6).

Между тем Синаххериб осадил Лахис. Возможно, он знал об уповании Езекии на Бога в деле избавления Иерусалима от руки ассирийцев и поэтому решил послать послов по дороге поля белильничьего, что вблизи Иерусалима, чтобы уговорить жителей сдаться. Сеннахериб даже притязал на то, что он посланник Божий, требуя их капитуляции, и приводил внушительный список побед над другими народами, оставленными своими богами. Однако Исайя заверил царя и народ в безопасности.

Во время осады Ливны Синаххериб услыхал о вавилонском восстании. Ассирийцы удалились немедленно. И хотя он утверждал, что захватил 46 укрепленных городов, принадлежавших Езекии, он не сказал ничего подобного об Иерусалиме.

Синаххериб хвалился захватом 200 000 иудейских пленников и говорил, что Езекия сидит в Иерусалиме, как птица в клетке.

Явное Божественное покровительство и благословение Езекии получило широкое международное признание. Многие приносили ему обильные дары (2 Пар. 32:23). Меродах-Валадан II, могучий вождь Вавилона, все еще подстрекавший народ к восстанию, поздравил Езекию с выздоровлением, что было, возможно, признанием успешного избавления царя от экономических трудностей, связанных с ассирийским нашествием (2 Пар. 32:31). Посланники Вавилона были, вероятно, под сильным впечатлением от богатства, увиденного в Иерусалиме. Однако торжество Езекии было испорчено новым предупреждением пророка о том, что следующие поколения будут рабами у Вавилона. Тем не менее это чудесное избавление могло послужить новым толчком для религиозных реформ, а мир и покой продолжались до конца его долгого правления.

Так как Езекия знал о том, что до конца его правления осталось 15 лет, вполне естественно, что он начал приобщать своего сына Манассию к управлению государством в самом раннем возрасте. Манассия был объявлен совершеннолетним, соправителем и наследником в 12 лет, то есть в 696/695 году до Р. X.

В районе Тигра и Евфрата ассирийский царь подавил восстание и в 689 году до Р. X. разрушил город Вавилон. Продолжая успешно продвигаться в Аравию, Синаххериб услыхал о наступлении Тиргака. Если в 701 году главной мишенью ассирийского похода, вероятно, был Египет, то теперь Синаххериб послал Езекии письмо с ультиматумом о сдаче потому, что хотел избежать вмешательства Иудеи. Ассирийские чиновники угрожали народу, а ультимативные письма были направлены лично к Езекии. На этот раз царь пошел в храм помолиться. Через Исайю он получил заверение, что ассирийский царь возвратится тем же путем, каким пришел. Где именно стояло тогда его войско, когда он понес потери в количестве 185 000 человек, в библейском повествовании прямо не сказано, но, по-видимому, он так и не дошел до Иерусалима (Автор разделяет описания вторжения ассирийцев в 4 Цар. 18-19, 2 Пар. 32 и Ис. 36-37 на два эпизода (в 701 и после 689 г. до Р. X.), тогда как общепринято считать их рассказом об одном событии, которое произошло в 701 г. Именно тогда, по слову Исайи, Синаххериб «услышал весть» и снял осаду с Иерусалима. Но тогда же, согласно Ис. 37, Ангел Господень поразил 185 000 ассирийцев. Косвенно об этом говорит предсказание о смерти Сеннахериба в том же стихе (4 Цар. 19:7 и Ис. 37:7). Исайя имел в виду, что Синаххериб уйдет из Иудеи и больше уже не вернется.

Сразу же по возвращении Синаххериба в Ниневию в 701 г. до Р. X. гнев Божий за гордость, дерзость и богохульство начал изливаться на ассирийского царя. Вавилон сбрасывает ассирийское иго. Елам восстает против него и в бою захватывает в плен его сына Ашурнадиншума (694 г.). В 691 г. в битве при Халуле вавилонский царь Мушезиб-Мардук во главе коалиционных войск из халдеев, арамейцев и эламитов (прозвавших его Шузуб Халдей) разгромил Сеннахериба, который с этого момента озабочен лишь сохранением империи. Он спешно собирает войско, готовит его и на второй год после поражения (в 689 г. до Р. X.) завоевывает и полностью разрушает Вавилон. Однако все оставшиеся восемь лет до своей смерти он борется с вавилонскими повстанцами и совершенно разоряет страну. 0 его военном, политическом и экономическом банкротстве говорит и тот факт, что в конце концов он был убит собственными сыновьями в 681 г. до Р. X. Таким образом, жизнь Синаххериба после пророчества Исайи, изреченного во время осады Иерусалима, следует рассматривать как исполнение этого пророчества. В этом случае нет необходимости предполагать какой-либо второй поход против Иудеи. — Прим. редактора перевода).

Езекия был погребен со всеми почестями, в отличие от отца своего Ахаза и прадеда Озии. С искренней преданностью и благочестием он провел величайшую религиозную реформу в истории Иудеи. Поскольку у Северного царства не было независимого правительства, эта реформа распространилась и на его территорию. Если не считать угроз со стороны Ассирии, царствование Езекии прошло мирно.

В течение целого столетия Иудейское царство сосуществовало бок о бок с расширяющейся Ассирийской империей. С тех пор как Ахаз поплатился свободой Иудеи по договору с Тиглатпалассаром III, жизнь этого маленького царства менялась в зависимости от прихотей еще пяти правителей Ассирии. При смене на престоле Давида то нечестивых, то праведных царей само сохранение этой частичной независимости не было гарантировано; все зависело от договоров, дипломатических маневров, а иногда — чудесного Божьего вмешательства. Теперь же, когда Ассирия разжала кулак, позволив Иудее вздохнуть свободней, в течение 30 лет правления Иосии вновь ожили надежды на национальное возрождение. Но внезапное прекращение его царствования явилось началом конца Южного царства. Не прошло и 25 лет, как эти надежды рухнули. В 586 году до Р. X. развалины Иерусалима свидетельствовали об исполнении пророчества Исайи: царство Давида оказалось под властью Вавилона (4 Цар. 20:17-18).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: