Полезные техники принятия решений




Решение — это обязательство что-то сделать. Оно может быть частью процесса решения проблемы, а может и не быть. Здесь мы будем предполагать, что оно не является частью процесса решения проблемы и что возможные варианты решения, между которыми необходимо сделать выбор, либо достаточно очевидны — например, выбрать наиболее удачный способ найма персонала из обычно применяемых в Вашей организации, - либо рекомендованы Вам «сверху».

 

Модель для сравнения вариантов и выбора

Основные шаги процесса принятия решения, помогающего Вам выбрать наилучший вариант из имеющихся, представлены в таблице.

Шаг 1 Установите цели Определите, чего Вы хотите достичь
Шаг 2 Установите критерии решения Установите реалистичные критерии для получения успешных результатов. Убедитесь, что они соответствуют критериям SMART (конкретные, измеримые, согласованные - с теми, на кого повлияет решение, - реалистичные и определенные по времени)
Шаг 3 Сравните варианты решений Оцените каждый вариант согласно критериям, выбранным на шаге 2
Шаг 4 Выберите предпочтительный вариант Примите решение, базируясь на шаге 3
Шаг 5 Спланируйте реализацию решения Подготовьте план действий, соответствующий критериям SMART

 

Список

Самой простой формой схемы является список. Если, например, Вы стараетесь выбрать одну из двух альтернатив, полезно зачастую составить перечень «за и против» для каждой. Например, если Вы старались решить, переместить ли некоторых работников на другое место, Ваш перечень «за и против» мог быть таким:

Преимущества Недостатки

Более вместительный офис Срыв работ во время перемещения

Более обустроенная столовая Дробление отдела

Стоимость новой мебели

Матрицы

Матрица — это двумерная форма списка, которая облегчает быстрые сравнения. Для этого вы:

· формируете критерии обязательные для того или иного решения;

· определяете значимость каждого критерия в %;

· оцениваете каждую альтернативу решения;

· выбираете наиболее подходящее.

 

Дерево решений

Дерево решений обычно используется для графического изображения существующих вариантов решений, т.е. различных путей решения проблемы. Оно помогает ясно увидеть взаимосвязь различных вариантов, а также точки принятия решений. Использование дерева решений проиллюстрировано в примере.

 

Дерево решений позволяет Вам показать соотношение вариантов, которые Вы имеете, и помогает определить различные уровни решений. Схема показывает, что в этом примере было три разные точки принятия решения, в каждой из которых существует два или более варианта выбора. Очевидно, что перед принятием решения каждый вариант должен быть оценен, а возможные последствия должны быть спрогнозированы. Данная схема позволяет сделать это с высокой степенью достоверности. Кроме того, если что-то происходит не так, Вы можете исследовать вновь принятое решение и задаться вопросом:

«А правильное ли решение было принято в действительности?» Эта простая техника может быть использована, когда решение проблемы состоит в выборе одной из цепочек вариантов, связанных между собой.

Бизнес-процессы

Основные понятия и определения

Бизнес-процесс (процесс) — это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе.

Благодаря такому определению, становится понятно, что бизнес-процессы существуют внутри каждой организации, независимо от того, формализованы они или нет. В организации может быть принят функциональный подход к управлению, который рассматривает компанию как набор подразделений, каждое из которых исполняет определенные функции.

В этом случае отдельные подразделения ориентированы на выполнение своих собственных показателей, но не всегда — на конечный результат компании, что может вызвать конфликт интересов между подразделениями и отрицательно сказываться на общей результативности бизнеса.

Приведем типичный конфликт между отделами продаж и закупа торговой компании. Отдел продаж для увеличения оборота требует обеспечить максимально возможный ассортимент и поддерживать постоянное наличие товара на складе, а отдел поставок закупает узкий ассортимент товара большими партиями, потому что его главный показатель работы — получение более низкой цены от поставщика для снижения затрат — никак не связан с увеличением объема продаж компании.

У бизнес-процесса должен быть единый руководитель, который управляет процессом и отвечает за его результат. В деятельности любой компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов.

Потребитель может быть как внешним, так и внутренним по отношению к организации. Внешний потребитель — это потребитель, который не входит в состав данной организации, а внутренний — тот потребитель, который находится в рамках данной организации.

Важно знать потребителя бизнес-процесса потому, что именно он явным или неявным образом задает требования к процессу и может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.

Результат бизнес-процесса — это самая наиболее важная его составляющая. Деятельности без результата не бывает; иначе это не деятельность, а бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки этого процесса.

Каждый бизнес-процесс имеет:

  • свою определенную цель, подчиненную общей цели компании;
  • владельца, который может управлять ресурсами и отвечает за исполнение процесса;
  • ресурсы;
  • систему контроля качества и исправления ошибок;
  • систему показателей процесса.

Совокупность всех действий по преобразованию материалов и информации в законченный продукт для клиента называется потоком создания ценности. Поток создания ценности удобно представлять графически — в виде карты. На рисунке ниже изображена карта потока создания ценности компании. Карта позволяет наглядно увидеть поток создания ценности в целом, понять последовательность и взаимосвязь процессов, а также возможности улучшения.

У каждой компании свой набор процессов!

Технология описания бизнес-процесса делает все операции компании прозрачными и понятными, позволяет анализировать операции и находить в них проблемы, приводящие к сбоям. Главное, что бизнес-процессы позволяют понимать взаимодействие между разрозненными подразделениями: что, кому и для чего они передают или принимают на каждом этапе. Как следствие, процессный подход значительно упрощает адаптацию новых сотрудников и снижает зависимость работы компании от человеческого фактора. Важно, что процессная система упрощает управление операционными расходами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: