Различия между группами и командами приведены в таблице.
Критерии | Группы | Команды | ||
Лидерство | Сильный сфокусированный лидер | Может быть некоторое разделение лидерства | ||
Ответственность/ подотчетность | Индивидуальная ответственность | Индивидуальная и взаимная ответственность | ||
Цель | Обобщенная | Работа для конкретной цели | ||
Результаты работы | Люди в группе работают на индивидуальные, отдельные результаты | Коллективные результаты работы | ||
Коммуникация | Ограниченные во времени встречи | Неограниченное во времени обсуждение и активное решение проблем | ||
Результативность | Косвенно через их влияние на других | Прямая оценка коллективных результатов работы | ||
Стиль работы | В группах обсуждают, делегируют и затем делают работу индивидуально | В командах обсуждают, решают и делегируют, но делают работу вместе | ||
Команда — это небольшое количество людей с взаимно дополняющими навыками, одинаково приверженных общей цели, за которую они считают себя взаимно ответственными. Люди, выполняющие абсолютно одинаковую работу в центре обработки телефонных звонков, имеющие одинаковые индивидуальные цели и работающие под наблюдением одного и того же руководителя, могут быть названы командой, но лучше охарактеризовать их как рабочую группу. Конечно, у команд и групп много общего. Но если нужно принять решение - вкладывать ли время и усилия в построение команды или достаточно группы, — полезно знать различия. Для результативной работы команды необходимо ясное, разделяемое понимание целей команды, взаимное уважение и доверие, понимание сильных и слабых сторон каждого участника и атмосфера, в которой можно открыто делиться знаниями и опытом, — в дополнение к обеспечению возможности каждому члену команды внести собственный вклад.
|
Почему работа в команде? Почему не подходит группа?
Очевидно, что у группы и команды есть много общего, они не являются совершенно отличными друг от друга образованиями. Как правило, формирование команды считается большим достижением. Вместе с тем существует ряд случаев, когда больше подходит неформальность работы группы или просто индивидуальная работа.
Командная работа не подходит в тех случаях, когда Вам нужно быстро принять решение. Принятие решения в команде, как правило, проходит медленнее, чем принятие решения самостоятельно, так как в команде для принятия решения требуется обсуждение и достижение консенсуса. Несмотря на коммерческий успех большого числа японских компаний, построенных на командной работе, многие исследователи сейчас полагают, что работа в команде и коллективная ответственность за принятые совместно решения могут значительно снижать скорость работы организации.
В общем, чем более велика неопределенность задачи, тем важнее становится работа команды, особенно в случае необходимости представить различные способы решения проблемы для различных заинтересованных сторон. Это очевидно, к примеру, в принятии решений правительством в таких областях, как инновационные технологии, где научные факты могут использоваться для поддержания противоположных точек зрения относительно политики развития. В таких случаях сами факты не позволяют определить возможную политику или стратегию. Поэтому решения основываются на личном мнении и взглядах членов команды. Если проведенный анализ не указывает на очевидный способ решения проблемы, тогда используется работа команды для поиска компромисса между различными перспективами и интересами заинтересованных сторон.
|
Случаи, когда более целесообразно работать индивидуально, в группах или командах, приводятся в таблице.
Когда целесообразно работать индивидуально или группой | Когда целесообразно сформировать команду |
Для решения простых задач | Для решения очень сложных, комплексных задач и проблем |
Когда достаточен уровень сотрудничества | Когда важны решения на основе консенсуса |
Когда предполагается минимальная свобода выбора | Когда существует много вариантов решений и есть сомнения относительно того, на каком варианте остановиться |
Когда нужно принять решение быстро | Когда необходима высокая степень приверженности принятому решению |
Когда требуется узкий спектр навыков и компетентности | Когда требуется широкий спектр навыков и компетентностей |
Когда интересы отдельных участников полностью противоположны | Когда можно для пользы дела задействовать интересы отдельных участников |
Когда организация оценивает индивидуальный вклад сотрудников в работу организации | Когда организация вознаграждает результаты командной работы |
При поиске инновационных решений | Когда надо найти решение, устраивающее всех |
11.2 Основные элементы эффективности команды:
· удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды;
|
· взаимодействие внутри команды;
· наличие четких целей и задач;
· организованный процесс.
Эти 4 элемента можно представить в виде айсберга, основная часть которого находится под водой. Наблюдения над работой команд показали, что большая часть энергии направлена на выполнение явной задачи (что надо сделать, к какому сроку, с каким бюджетом и какими ресурсами). Естественно, это имеет важное значение, но зачастую сам процесс (то, как команда работает вместе) игнорируется, и, как в случае с настоящими айсбергами, это может привести к кораблекрушению. К примеру, если работа в команде настраивает ее членов друг против друга и они разочаровываются в организации, то скорее всего они будут искать новую работу. В таком случае работу команды вряд ли можно назвать успешной, даже если поставленная задача будет выполнена. Эту меру эффективности работы команды можно связать с готовностью ее членов после совместной работы в команде заняться новыми проектами и желанием работать вместе снова.