Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр ИЗО - деятельности».
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Цент игры».
Функциональное назначение: «Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
· Самообучающие, или автодидактические, игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей). · Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат). · Лото, домино. · Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). · Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам). · Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания. · Иллюстрации, изображающие деятельность людей (детей и взрослых) на различных отрезках времени. · Наборы иллюстраций и предметов, обозначающих игрушки, одежду, обувь, посуду, мебель и предметы ближайшего окружения в форме единственного и множественного числа. · Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий. · Макет проезжей части. · Макет светофора (зеленый и красный сигналы). · Мелкая и крупная геометрическая мозаика. · Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме. · Матрешки трех-, четырехсоставные. · Пирамидки на конкурсной основе из колец одного размера, чередующихся в определенной последовательности (2 -3 цвета), из уменьшающихся по размеру одноцветных колец. · Напольная пирамидка (из 6 -7 элементов). · Сборные – разборные игрушки. · Пособия на липучках. · Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии). · Наборы разрезных и парных картинок (2 – 6 частей). · Башенки из уменьшающихся по размеру колец с чередованием в определенной форме – последовательности (2 -3 цветов). · Кубики с предметами и сюжетными картинками (2- 6 шт.). · Коробки или ящики с отверстиями вкладышами геометрических фигур. · Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками. · Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5 – 7 элементов) (8 шт.). · Набор: грибочки – втулки на стойке (4 -6 элементов)(4 шт.). · Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цветов) (8 шт.) · Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) (10 шт). · Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами. · Набор для забивания: молоточек с втулочками. · Набор шумовых коробочек. · «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и пр.). · Клеенчатые полоски различной длины, ширины. · Игры на интеллектуальное и сенсорное развитие. · Парные картинки (мяч – большой и маленький; лопата – красная и зеленая; ведерки – красное и желтое и пр.). · Серии предметных картинок, составление по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?». · Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания. · Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»: - Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Водный транспорт.. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Бытовая техника. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Посуда. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Мой дом. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. · «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль,) | Недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см. Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание. Размер предметов должен быть удобен для манипулирования. Максимальный уровень размещения оборудования. Свободный доступ. Располагать вблизи света (окна). «Центр познания» требует частичной изоляции. Необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность. Наличие заданий различной степени сложности. Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения. Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания. Материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность. Необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка. Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности). Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми. Игровой материал располагается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий совзрослыми – на закрытых полках или в шкафах. Материал в наличии на подгруппу детей. | Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов. Игры – занятия на накопление представлений о цвете, форме, величине. Познавательно – отобразительная деятельность – освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач. Процессуальная игра на развитие у ребенка символической функции мышления – деятельность с предметами заменителями, неоформленным материалом. Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений. Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением. Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром: «Новоселье», «У кого такой же?», «Кто на чем ездит?», «Что изменилось?». Дидактические игры на развитие речи: «Провожаем и встречаем», «Прыгали мышки», «Птицы, летите», «Чье платье лучше?». Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Подбери такие же», «Длинный - короткий», «»Утро вечера мудренее», «Грибок, полезай в кузовок». Дидактические игры на сенсорное воспитание: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Лебедушка», «Красивый букет», «Зажги фонарик», «Кто быстрее соберет игрушки», «разноцветные обручи», «Каждую бусинку на ниточку». Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: - игры с использованием коробочек с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»: «транспорт», «Мебель», «Одежда», «Найди предметы рукотворного мира», «Радио», «Отгадай предмет», «Что лучше: бумага или ткань?»; - игры с использованием карточек с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: «В гостях у Красной Шапочки», «Определи на ощупь», игра «Кого покатаем на машине?», «Дотронься до…»; - игры с геометрическими фигурами: «Лото», «Кто, кто в теремочке живет?». Игры на установление причинно – следственных связей «Объедини». |
Функциональное назначение: «Центр воды и песка» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
· Набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости разных размеров и форм, предметы – орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – небольшого и среднего размеров (надувные, пластмассовые, резиновые; простые, заводные). · Набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия – совочки, лопатки, ведерки, грабельки. · Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки. · Непромокаемые фартуки. · Некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров). | Соответствующая высота размещения оборудования. Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». Обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения. Оборудование должно располагаться так, чтобы можно было легко проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. | Игры – опыты с водой: «Клад» (взрослым на дно «моря», где уже есть игрушки, кладется выбранная «драгоценность», и ребенок должен на ощупь ее найти), «Тепло - холодно» (две емкости – с теплой и прохладной водой, плавающие игрушки – утята, рыбки, пингвины и пр.; ребенку предлагаеться запустить игрушки в то море(теплое или холодное), где они любят плавать), «Ветер по морю гуляет» (помочь кораблику добраться от одного «берега моря» к другому, дуя на него). Вариаци игр с песком: «Найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать в присутствии ребенка, затем так, чтобы он не видел действия взрослого), «Печем печенье» (песок должен быть сухим и влажным- для сравнения), «Дорожки» (рисование на песке). |
Функциональное назначение: «Лаборатория», или «Мини – лаборатории для проведения опытов», или «Центр экспериментирования». Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
· Камни, земля, глина, снег. · Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения. · Стол с клеенкой. · Подносы. · Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей. · Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы. · Формочки для изготовления цветных льдинок. · Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны). · Трубочки для продувания, просовывания. · Игрушки со звуковым эффектом. · Волшебный мешочек. · Мыльные пузыри. · Маленькие зеркала. · Магниты. · Электрические фонарики. · Бумага, фольга. · Театр теней. · Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей. · Мокрый и рассыпчатый снег. · Ведерко с дырочкой на дне. · Кулечек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке). · Окрашенная вода (нанесение узоров на уплотненный снег). · Поролоновые губки разных размеров, цветов и форм. | Размещается подальше от игровых зон. Деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей. Располагается вблизи источника света. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов. | Экспериментирования с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представленными об объеме, форме, признаках веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей). |
Функциональное назначение: «Центр природы». Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
· Дидактическая кукла с набором одежды во времена года. · Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.). · Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу». Макет – панорама леса в различные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью». · Коллекции камней, ракушек, семян. · Игротека экологических развивающих игр. · Библиотека познавательной природоведческой литературы. · Картины – пейзажи по временам года. · Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды. · Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония. · Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин. · 3 – 4 цветущих комнатных растения. · Растения, характерные для всех времен года. · Реалистические игрушки – животные из папье – маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.). · Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис). · Календарь погоды. · Календарь природы. · Материалы для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки). · Зеленый огород (выращивание корма для животных). · Крупные семена цветочных растений и овощей для грядки. · Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных. · Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка): кустов, деревьев, трав. · Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод). · Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворенного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети. · Иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных. · Иллюстрации с изображением трудовых действий взрослых по уходу за домашними животными. · Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш). · Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева. · Кормушки и корм для птиц. · Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыбок, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек. · Растения, характерные для разных времен года. · коза с козленком, овца с ягненком, курица с цыплятами, утка с утятами). · Иллюстрации диких зверей (медведь, лиса, заяц) и мест их обитания. · Дидактические игры природоведческой тематики. · Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности. · Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, ёж и пр.) · Наглядно – дидактические пособия, серия «Рассказы по картинам»: - Зима. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Весна. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Лето. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Родная природа. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - В деревне. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Времена года. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. · Серии картин среднего размера «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами, корова с теленком, лошадь с жеребенком, | Располагается вблизи «Лаборатории». Свободный доступ к объектам и материалам. Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования. Растения размещают по принципу тене – и светолюбия. Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при ее нетрадиционном размещении. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течении года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или уже применявшимся материалам. Создание ситуаций для активного поиска. | Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: с деревянными брусочками (спилами) различных пород дерева. Деятельность по уходу за комнатными растениями. Работа с календарем природы и календарем погоды. Деятельность по исследованию коллекций (камней, ракушек, семян). Игры с макетом «На лугу», «В лесу». Деятельность по изучениюсезонных состояний погоды, растений, животных. |
|
|
|