Камень, речь поведи! Говорите со мной, чертоги!
Иоганн Вольфганг Гете
Жизнь нашего далекого пращура была необычайно сложной. Природа представляла собой нагромождение проблем и загадок, порой опасных, мучающих, а иногда и вовсе непостижимых. Только начинали накапливаться первичные производственные навыки, необходимые для относительно спокойного существования. Лишь воображение да приобретаемый в процессе борьбы за выживание опыт сопутствовали нашим предкам. Опыт позволял предвидеть опасность, а воображение подсказывало, как ее избежать. Но воображение, не подкрепленное знаниями, не умевшее еще анализировать явления природы и собственные ощущения, неизбежно порождало суеверия, табу. Впоследствии, суеверия становятся тем фундаментом, на котором утверждаются различные религии. Если проследить за социальной эволюцией человечества, за сменой религиозных и государственных систем, можно отчетливо увидеть, что именно суеверия являются той благодатной почвой, на которой поднялась Вера, будь то вера во Христа или Магомета, Иегову или Будду.
Древнему человеку в борьбе за выживание нужна была вера. Подсознательное стремление сделать мир понятным, добрым привело к появлению не только охранительных табу, но и к одухотворению различных явлений природы, предметов, цветов, камней.
У человека еще не было ни совершенных измерительных приборов и устройств, ни математики. Все это заменяли интуитивная наблюдательность, долготерпение, чрезвычайно развитое чутье, высокое совершенство органов чувств и способность сопоставлять и обобщать.
По мере накопления объективных сведений о камне у человека происходит дифференциация знаний. Камни начинают разделять на твердые и мягкие, однотонные и пестроцветные, прозрачные и прочие.
|
Камень, редко встречающийся в природе, становится желанным, обретает цену, занимает почетное место среди сокровищ владельца. Постепенно человек учится его обрабатывать. Появляются орудия труда, жернова, оружие, а затем и украшения. Скудность знаний человека, примитивность технологии, несовершенство орудий обработки, сопротивление обрабатываемого материала - все эти трудности приводят к возникновению легенд и поверий о душе камней, их магических свойствах. Камень становится не просто ценностью или украшением: это уже амулет, талисман - охранитель владельца, пособник в делах, покровитель влюбленных, врачеватель больных.
Нет практически ни одной древней цивилизации, которая бы избежала культа камней-талисманов. И нет ни одного народа, не создавшего поверий, связанных с камнями. Нет и религий, которые бы не использовали эти суеверия в своих обрядах, ритуалах, таинствах. До сих пор объект поклонения мусульман - громадный камень Кааба (по-арабски куб); он находится в традиционном месте паломничества детей Аллаха - Мекке.
Украшение и угроза, награда и наказание, мор и плодородие, голод и изобилие, любовь и ненависть, благосклонность судьбы и многочисленные несчастья, красота и уродство, символ власти и признак убожества -воистину бесконечны возможности магических сил, которыми наши предки наделяли камень!
Камни-талисманы, амулеты, филактерии 1, камни-табу, камни-инициации 2, культовые и обрядовые, ритуальные и лечебные...
Тенденция использовать камни не только как украшения, но и как талисман, амулет, приносящий владельцу здоровье, счастье, существовала в глубокой древности у самых разных народов, разделенных океанами, тысячами километров и различием мировоззрений. Вера в загробную жизнь побуждала родственников умерших класть камни-талисманы в гробницы. Народы Северной Африки и Передней Азии: египтяне, вавилоняне, халдеи - помещали в саркофаги лазурит, бирюзу; китайцы и ацтеки клали в рот покойнику нефрит и жадеит; в скифских курганах найдены сердолики, жемчуг, бирюза. Камень в гробнице - это не только дар богам, взятка духам зла, это еще и пропуск, свидетельство добродетелей покойного. Колдуны, шаманы, жрецы языческих цивилизаций оставили богатейшее наследие суеверий для пришедших им на смену религий. Князья церкви и влиятельные государи сами были так же невежественны, как и управляемые ими народы.
|
Фантазия как свойство воображения не зависит от должности или интеллекта. Иначе, как объяснить веру наших предков в некую жизнь камня, деление камней на зрелые и незрелые, мужские и женские, добрые и злые?..
Осмысление сведений о камнях было ограничено теорией божественной сущности всего земного, отсутствие знаний и элементарной грамотности порождало путаницу минералогических, религиозных, суеверных и мистических представлений.
Античные труды Теофраста (О камнях), Плиния Старшего (Естественная история), Плиния Младшего (Письма), Витрувия (Десять книг об архитектуре) насыщены поэтичными, но, увы, нелепыми наслоениями суеверий. Попытки отделить зерна истинного знания от плевел невежества и мистики длятся и по сей день.
|
Одним из первых письменных источников, упомянувшим драгоценные камни, была Библия. Она же положила начало культу так называемых камней месяцев. Согласно Библии, Первосвященник, т. е. лицо, несшее слушателям волю Бога, предстает перед аудиторией в специальном наряде. Составной частью этого одеяния является эфод, или наперсник (вероятно, в современном русском языке можно было бы употребить слово нагрудник). Наперсник представлял собой полотняную суму, согласно Библии, украшенную 12 драгоценными камнями, плоскими и овальными, вставленными в филигранные золотые оправы; на камнях были выгравированы названия тех родов, которые представляли религиозную общину. Камни наперсника описаны в Библии:
17. И вставь в него определенные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз и изумруд - это один ряд.
18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.
Исход, глава 28.
Названия камней, приведенные в Библии, нельзя считать абсолютно достоверными. Одной из причин этого является отсутствие в древние времена книгопечатания. Переписчики книг достаточно произвольно толковали названия камней. И не только их: наименования деревьев, птиц, зверей тоже не дают возможности точной идентификации. Поэтому указания на украшение наперсника в различных источниках несколько отличаются друг от друга. Кроме того, переводы названий минералов с латинского и древнегреческого языков вносят дополнительную путаницу. И вот почему. В древности камни больше различали по цвету, чем по твердости, поэтому зачастую под одним и тем же названием подразумевались камни, относящиеся к различным минеральным видам; в то же время камни, являющиеся разновидностями одного минерала, считались разными. Разночтения в этих случаях настолько значительны, что некоторые исследователи само слово наперсник трактуют как некую защитную часть вооружения и пишут о щите Аарона, украшенном 12 камнями.
Разрушение Иерусалима римлянами в 70 г. н. э. окончательно запутало этот вопрос - наперсник исчез, во всяком случае, исчезли упоминания о нем. Еще большую неразбериху вносит перечень из двенадцати камней, который приведен в Апокалипсисе при упоминании Небесного Иерусалима:
19. Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - смарагд.
20. Пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое
- вирилл, девятое - топаз, десятое - хрисопрас, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист.
21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин, каждые ворота были из одной жемчужины. Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло.
Апокалипсис, глава 21.
Итак, разночтения множатся. Набор из 12 камней становится все более разнообразным. Камни обрастают суевериями, поверьями, наговорами, мистикой. А тут еще Восток - таинственный, далекий, сверкающий Восток со своим обилием религий, культов, философских течений, со своей культурой камня, со своими, специфическими, восточными, суевериями.
Время подгоняет колесницу Истории, рушатся и исчезают царства, но камни остаются, суеверия окутываются дымкой легенд. И вот уже Карл Великий повелевает украсить свою корону подобно наперснику библейского Первосвященника.
Астрологи, алхимики, лекари, маги на разные лады используют историю о 12 камнях Первосвященника. Это уже не 12 колен Израилевых, а 12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 месяцев. Государственные и церковные деятели всех мастей и рангов выменивают, скупают, накапливают камни. Причуды царей, князей, герцогов, а также пап, епископов, митрополитов, патриархов приобретают широкую известность, становятся примером для подражания. Состоятельный обыватель покупает камни, купцы, быстро улавливающие дух времени, предлагают широкий ассортимент редкого, разнообразного, сверкающего товара.
Отцы церкви и государственные сановники, в перерывах между молитвой и интригой, начинают исследовать камень. Но это еще не минералогия, не геология, не физика и не химия. Это целенаправленный поиск живого духа, поиск компонентов для создания философского камня, для вызывания духов, определение уровня святости и могущества. Официально церковь запрещает занятия магией, алхимией, астрологией, но достоверно известно, что попытки войти в сношение с дьяволом (так называла такие занятия святая инквизиция) предпринимали папы Сильвестр II, Лев III, Гонорий III, император Григорий III.
Запретный плод сладок. Тайна, окружающая занятия сановных естествоиспытателей, приводит к возникновению легенды, даже не легенды, а всеобщего убеждения в существовании или возможности создания философского камня. Поиск его становится основной задачей алхимии. Эта деятельность называется Великое Деяние, а сам камень - Великий Магистерий. Легендарный камень превращает в золото любые другие металлы, а своему владельцу дарует безупречное здоровье и вечную молодость.
Инквизиция время от времени посылала на костер какого-нибудь ученого-еретика, но это лишь разжигало интерес к магическим опытам. Морис Дрюон описывает расправу инквизиции над орденом тамплиеров-храмовников и объясняет причину гонений - стремление королей овладеть богатством ордена. Но формальным поводом для расправы было занятие монахов магией и алхимией.
Церковь всегда была фантастически богата. Вот несколько цитат из книги известного французского поэта, писателя и путешественника Теофиля Готье Путешествие в Россию, изданной в Париже в 1867 году. Иконостас - высокая пятиярусная стена из золота и серебра, покрывающих ряды икон. Он походит на фасад золотого дворца и ослепляет глаз своим сказочным величием... Рельефные нимбы, отражая свет сверкающими гранями драгоценных камней, сияют истинным величием. К иконам - предмету особого почитания - прикреплены нагрудники с драгоценными камнями, ожерелья и браслеты, усеянные бриллиантами, сапфирами, рубинами, изумрудами, жемчугом, бирюзой. Невозможно пойти дальше в подобном безумии религиозной роскоши. Это описание иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
Затем Готье посетил Троице-Сергиеву Лавру. Все шкафы были открыты, и я смог увидеть Библии, Евангелия, литургические книги в обложках из позолоченного серебра, инкрустированного твердыми породами камней: ониксами, сердоликами, агатами, лазуритами, малахитами, бирюзой, с золотыми и серебряными застежками, с древними камеями, вделанными в переплет. Здесь были и чаши из золота, обрамленные бриллиантами, кресты, усеянные изумрудами и рубинами, перстни с сапфирами, вазы и подсвечники из серебра, далматские парчи с вышитыми на них цветами из драгоценных камней и надписями на старославянском языке с буквами, сделанными из жемчуга, курильницы, украшенные перегородчатой эмалью, триптихи с бесчисленными фигурками, образа Богоматери и святых, золотые и серебряные пластины, усеянные кабошонами 1,- христианизованные сокровища Гарун-аль-Рашида. Кстати, не это ли феерическое зрелище подсказало Теофилю Готье название его лучшего поэтического сборника - Эмали и камеи?!
Святые отцы, пересчитывая и перепроверяя свои каменные богатства, не забывали также описывать действительные и мнимые свойства этих камней.
Первый письменный опус, где месяц рождения связывается с определенным камнем, составил епископ Севильи Исидор в 635 году. А к ХIII веку обширная литература по магическим свойствам камней буквально захлестнула Европу. Появляются книги на французском, английском, голландском, испанском, итальянском, латинском, немецком языках; переводы с арабского, персидского; пересказывают и записывают легенды, сказки, приметы и суеверия китайцев, индусов, тибетцев, мальгашей.
К этому времени человечество, в основном, овладевает ремеслами. Начинается изучение физических и химических свойств минералов и металлов. Появление первых ростков материалистического мировоззрения ломает представление о природе и особенностях камней. Все чаще подвергаются ревизии устоявшиеся суеверия, все настойчивее ищут ученые экспериментальные доказательства или опровержения тех или иных магических свойств. Не следует думать, что церковь была абсолютно категорична в запрете на занятия химией, геологией, медициной, минералогией. Но она требовала, чтобы любые открытия и теории, рождающиеся в поисках ученых, не противоречили принципу божественного единоначалия и всесилия.
Однако вот что странно - именно из рядов церкви вышли те блистательные умы, которые, осеняя себя крестным знамением, первыми разбили монолитные догматы идеалистического мировоззрения. Датский астроном и ревностный католик Тихо Браге, суеверный протестант и блистательный математик Иоганн Кеплер, монах-доминиканец Джордано Бруно, польский католик Николай Коперник, воспитанник иезуитской коллегии гениальный философ Рене Декарт - эти и многие, многие другие начали свой бессмертный труд по возведению храма Знания.
Начинает создаваться не эмпирическая, а научная геология. Аль-Бируни на Востоке, Георг Агрикола в Западной Европе, наконец, Михайло Ломоносов в России и десятки других ученых создают лаборатории, ставят опыты, изобретают методики исследований. Творчески и критично перерабатываются смутно различимые в мистическом тумане труды предшественников. Геология медленно, как кристалл в кислоте, очищается от грязи, окислов, накипи... Развитие ремесел, горного дела, ювелирного искусства, создание новых технологий, прогресс таких наук, как химия, физика, медицина, военное дело, а позднее электротехника, квантовая механика, ядерная и лазерная техника - практически все отрасли техники и промышленности, каждая деталь сложной системы цивилизации требуют тонкого и точного знания геологических наук. Различные естественнонаучные дисциплины, как солдаты в атаке, поддерживают друг друга во время штурма твердынь невежества.
Первую брешь в стене заблуждений пробивают работы замечательного русского ученого, минералога, академика В.С.Севергина. Затем появляется периодическая таблица гениального Д. И. Менделеева. А это уже ключ ко многим дверям. И вот блистательная плеяда геологов включается в борьбу за знания. А. П. Карпинский, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман - какие великолепные имена, какие замечательные открытия, теории, перспективы стоят за ними! Дорогу цветному камню! - этот лозунг, брошенный А. Е. Ферсманом, звучал и как - Разоблачим суеверия! Очистим цветной камень от мистической шелухи! Сейчас уже можно с удовлетворением констатировать - минералогия как некая панацея, как средство лечения, как методика диагностики и лечения перестала существовать. Могильную плиту на многовековую историю лечебного и профилактического камня положил геолог Г. Фюнер: Когда мы говорим сегодня о применении драгоценных камней в терапии, то нам сразу становится ясно, что об излечивающем действии драгоценных камней, даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно наблюдается, можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения, так как вся литотерапия есть, по существу, психотерапия.
Казалось бы, победа знания и здравого смысла над мистицизмом полная и безоговорочная. Но, увы! По-прежнему желание поразить окружающих часто обретает форму талисмана от сглаза, от несчастной любви, от укушения скорпиона, от смерти во время землетрясения и т. д.
Юноша носит на пальце массивный нефритовый перстень и снисходительно объясняет окружающим, что этим оберегает свои почки - он просто страдает отсутствием вкуса и явным невежеством. Женщина заказывает ювелиру кольцо с аметистом - Это для мужа, чтобы бросил пить. Ее жаль: не к ювелиру ей следует обращаться, а к наркологу. Девушка, увешанная громоздкими украшениями из бирюзы, так называемого камня любви,- привлекает внимание своего избранника... Много, увы, много таких примеров, когда редкому, красивому камню приписывают свойства, ему не присущие.
Откуда же это берется? И действительно ли можно безапелляционно заявить: все - суеверия, все - мистическая дребедень, а древнейшие ссылки на воздействие камней на жизнь человека - чушь, ерунда и ничего более? Подобный вывод был бы слишком категоричен. Ведь многие суеверия можно объяснить и понять, а некоторые, ставшие первыми отголосками эмпирического знания, следует изучать. Случается порой, что какое-нибудь суеверие, легенда, а иногда даже необъяснимый страх - страх людей перед камнем, горой, урочищем - могут стать началом захватывающего поиска. Вот несколько примеров.
Сказ Про Великого Полоза в мастерской интерпретации Павла Бажова, иные упоминания о громадном змее, якобы указующем на месторождение золота, основаны на суевериях древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев 1. Убежденность местных жителей в том, что в горе спрятано дивное сокровище, но какие-то потусторонние силы стерегут его,- вот что послужило фольклорной основой замечательных Бажовских сказов.
Но есть и реальное, научное объяснение существования Великого Полоза. Минерал вермикулит - это чешуйчатая глинистая слюдка золотисто-желтого или бронзово-желтого цвета, имеющая достаточно широкое распространение на Урале и в Сибири. Вермикулит обладает интересным свойством: при нагревании он сильно вспучивается. Кусочки вермикулита, положенные в костер, вспучившись, напоминают золотистые елочные шарики, удивительно красивые и легкие. К сожалению, разогретый вермикулит не стоек -достаточно легкого прикосновения или даже порыва ветра, и шарик рассыпается на мельчайшие чешуйки, превращаясь буквально в пыль. Пластинчатый вермикулит иногда в процессе вспучивания принимает форму не шара, а большого (в 20-30 раз больше, чем до нагревания) извивающегося столба (червяка, змеи). Во время этого процесса слышно легкое потрескивание. Теперь представим себе, как манси-охотник, сидя в глухой сибирской тайге у костерка, видит: прямо из огня, извиваясь, с треском выползает громадный змей. Тут, наверное, и современному туристу стало бы не по себе. А если впоследствии неподалеку от этого страшного места находили россыпное или самородное золото (а оно, как известно, встречается и в Сибири, и на Урале), то, скорее всего, такой факт обрастал легендами и суевериями.
В Чехии, в Карловых-Варах до наших дней сохранился и работает термальный источник с большим содержанием гипса. Если в такую воду опустить цветок или лист, он покроется плотным слоем осадочного минерала, как бы окаменеет. Это свойство карловарской воды долгое время вызывало недоразумение. Мистики и мракобесы объявили ее потом дьявола, слезами Сатаны, требовали закрыть источник. Знахари, целители, врачи перегибали палку в другую сторону: они считали, что люди, пьющие эту воду, становятся крепкими, как камень. Так рождались взаимоисключающие суеверия. А истина оказалась посередине. Ныне карловарский курорт известен всему миру. Тысячи людей принимают здесь лечебные ванны. И никто не каменеет. Из полосатого карловарского гипса вырезают оригинальные сувениры, которые развозят по всему миру исцелившиеся люди.
И еще пример. В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном Алтае при невыясненных обстоятельствах скончался молодой русский художник. Бредовая, бессвязная речь, судороги, эпилептические припадки - вот симптомы болезни, предшествовавшие смерти. Полость рта покойного была странного медно-красного цвета... Оставшиеся после смерти художника картины наводили на мысль о тяжелом психическом заболевании их создателя. Мнение горцев, местных жителей, было единодушным: покойник побывал в запретном для смертных месте - на озере Горных духов. И духи отомстили смельчаку.
Спустя сто лет, эти края посетил замечательный геолог, палеонтолог, этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и о духах, силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучил все эти сообщения, собственно, уже легенды минувшего века, а затем предпринял поход в запретный район. В скором времени Ефремов опубликовал небольшой рассказ об этом озере и трагически погибшем художнике. Рассказ вышел в сборнике, посвященном приключениям и фантастике, и потому не был серьезно воспринят специалистами. А зря. В районе Акташской котловины наблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы состоят из минерала киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится до 86% ртути. Подогреваемая летним солнцем сверху, горячими источниками снизу киноварь начинает отдавать ртуть в виде паров (в химии это явление называется возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и оседают пятнами тяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и принимали за таинственное озеро Горных духов. Все остальное - отравляющее воздействие паров ртути на организм человека.
Покров тайны и ужас перед необъяснимым можно снять только будучи вооруженным знаниями о природе, структуре и особенностях минерала или горной породы.
Есть, однако, обстоятельство, которое, увы, не зависит от накопленной суммы знаний. Речь идет о коммерческих интересах ювелиров, камнерезов и продавцов самоцветной продукции. Вот кто навязывает миллионам покупателей сомнительные рекомендации по выбору изделий из драгоценного и цветного камня. В последние десятилетия у человечества появилась великолепная палитра новых, рукотворных камней. Искусственные рубины, сапфиры, шпинели, иттриевые гранаты, фианиты - производство этих и других минералов постоянно расширяется, следовательно, падает цена и под угрозой оказываются барыши ювелирных корпораций. Вот и извлекаются из небытия древние Магии и Лечебники.
В мире время от времени всплывают очередные волны суеверий и предрассудков. Появление новых сект, проповедников и пророков, колдунов и шаманов тревожит не только государственные, но и церковные органы. Церковь даже готова признать некоторые свои ошибки, чтобы сохранить позиции в деле веры и нравственной стойкости своих прихожан.
На одном из заседаний Ватиканской академии наук папа Иоанн-Павел II признал, что Галилео Галилей много выстрадал - мы не можем этого скрывать
- по вине служителей органов церкви. Папа Иоанн-Павел II -последовательный и честный миротворец. Пастырская деятельность святого владыки широко известна на всех континентах. Именно поэтому заключительная речь папы вызывает особый интерес: Я желал бы, чтобы теологи, ученые и историки, искренне руководствуясь идеей сотрудничества, как можно глубже проанализировали дело Галилея и, чистосердечно признали вину за теми, на ком она действительно возлежит, помогли бы искоренить недоверие, которое это дело еще вызывает в умах многих, мешая прийти к плодотворному согласию между наукой и верой...
Если церковь не будет загонять открытия ученых в замкнутые догматы, а ученые не станут отвергать религиозные откровения с небрежением фанатичных атеистов, тогда совместное сотрудничество откроет новые пути познания поэтичных тайн Геологии.
...Камень сопровождает человека все те долгие тысячелетия его существования. Первый холст - это стена пещеры; первая зернотерка - кусок известняка. Нож, наконечник копья, топор, плуг, резец - все это камень. И хотя камень этот пока лишь упрощал человеку быт, в нем уже была заключена некая магия - скажем так - таинство Дара. Понадобился человеку нож, скребок, наконечник - и вот какой-то идол или дух дает их ему. Затем человек начинает украшать себя и создавать предметы роскоши. Появляются бусы, браслеты, подвески, ароматницы, мундштуки, украшенная камнями утварь и упряжь, светильники, расшитая одежда. И рождаются суеверия, а они, вероятно,- предтеча поэзии. Ведь повседневность - это быт, размеренность, проза. Когда же судьба дарит нам встречу с прекрасным - просыпается в нас нечто таинственное, мистическое...
Отыскал
В тиши я деревенской
У слиянья Истры и Москвы
Камень в форме и мужской, и женской,
И коровье-бычьей головы.
Я не верю, что
Игрой природы
Был тяжеловесный этот лик,
Древний камень, под который воды
Не текли, настолько был велик.
Может быть,
Ваятель первобытный,
Этот камень трогая резцом,
Слил в единый облик монолитный
Лик Природы со своим лицом.
А быть может,
На лесные тропы
Некий грек, придя издалека,
Древней глыбе придал вид Европы
И укравшего ее быка.
Иль,
Не зная Зевса никакого,
Муж славянский, простодушно дик,
Создал так: пастушка и корова,
Но при этом - и пастух и бык!
Словом,
Глыбу я извлек из пыли
И понес, взваливши на плечо,
Чтобы эту прелесть не зарыли
На тысячелетия еще.
Леонид Мартынов
Автору тоже хотелось бы, чтобы эту прелесть не зарыли, и поэтому он попытается провести читателя и по сверкающим галереям Геологии, и по таинственным тропам суеверий.
ОТ ПРОМЕТЕЯ ДО ФАБЕРЖЕ
Возьми заветное кольцо,
Коснися им чела Людмилы,
И тайных чар исчезнут силы...
Александр Пушкин
Что я сумела, когда полюбила?
Бросила мать и ушла от отца...
Вот я с тобою, мой милый, мой милый...
Перстень-Страданье нам свяжет сердца.
Александр Блок
Возврати мой перстень, колодец,
В нем красный, цейлонский рубин,
Что с ним будет делать народец
Тритонов и мокрых ундин?..
Перстень твой, наверно, целебный,
Что ты молишь его с тоской,
Выкупаешь такой волшебной
Ценой, любовью мужской.
Николай Гумилев
Имя Прометея стоит особняком в многочисленных пантеонах богов и мифических героев, чудотворцев и подвижников. Во всей мировой культуре нет другого имени, такого популярного, такого емкого в своей символичности. Бесстрашный титан, он восстал против жестоких богов, похитил на Олимпе огонь и отдал его людям, принес им знания, научил земледелию и ремеслам.
Боги не простили Прометею похищения огня. По приказу Зевса Прометей был прикован к скале на Кавказе. Каждое утро к вершине прилетал орел и, раздирая тело титана острыми когтями, клевал его печень. Легенда гласит, что эта пытка продолжалась веками... Затем великий герой Греции Геракл освободил Прометея...
С тех мифических пор начала свое триумфальное шествие в мировой культуре идея освобождения человечества и его героев. Рассказанные Гесиодом и Эсхилом прекрасные легенды стали основой сотен творений. Скульпторы и художники, музыканты и поэты, резчики по камню, архитекторы, кузнецы, ювелиры -все, в ком горел прометеев огонь творчества, обращались к памяти и славе героя. Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь. Вглядимся внимательнее в эту руку. На пальце -кольцо. Что это - декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении перстней и колец.
Уточним термин. Кольцо - это предмет, украшение в форме окружности, гладкое или витое, с отделкой или без, мужское или женское, одиночное или парное, из металла или дерева, кожи, кости, пластмассы, керамики, стекла, камня, раковины и т. д. Оно может быть браслетом на запястье или на щиколотку, серьгами в уши, кольцом в носовой хрящ или, наконец, на палец. Именно в этом обобщающем смысле воспринимали кольцо древние кельты. Особо отличившихся соплеменников, или даже целые отряды, кельтские владыки награждали в специальном кольценаградном зале. В основном, это были кольца на боевой шлем. Можно назвать их опознавательным знаком преторианских, наполеоновских и иных гвардейцев.
В современном значении кольцо только украшение на пальце. И все словари дружно объясняют это слово как круг с отверстием, обруч, гладкий, без насадки. Что же касается перстня, то это кольцо со щитком, с каменьями. Изначальная функция кольца отнюдь не украшательская. Кольцо было распознавательным атрибутом, вроде удостоверения. Люди носили кольца как свидетельство личности и для клеймения принадлежавших им вещей. Первые перстни представляли собой просверленные резные печатки, которые надевали на проволочный или кожаный обод для ношения на пальце.
Перстень в дальнейшем является средством персонификации, идентификации и наследования. Вдова, которой приносят с поля брани кольцо мужа, объявляется законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, становится владельцем имущества должника. Ученик философской школы, награжденный перстнем учителя, сам становится наставником.
Сошлемся на Библию. Перстень, снятый Фараоном, царем Египетским, со своей руки и надетый на руку Иосифа, был с государственной печатью, которую обыкновенно носил великий или первый вельможа в Египте на своем пальце и которую прикладывал к царским указам. Поэтому дарствование сего перстня служило знаком возведения в почетное звание первого по царе сановника; или министра. О подобном же значении перстня упоминается в книге Эсфири - именно в ней говорится, что царь снял перстень с руки своей и отдал его Аману для скрепления указа об истреблении Иудеев. Известно, что Александр Македонский на смертном одре передал свое кольцо Пердикку, которого прочил в наследники.