Словарь терминов (глоссарий).




Агнозии виды — см. Агнозия апперцептивная, Агнозия вку­совая, Агнозия зрительная. Агнозия обонятельная, Агно­зия осязательная, Агнозия пальцевая, Агнозия простран­ственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая.

Агнозия — нарушение процес­сов узнавания предметов и явлений при сохранности созна­ния и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Агнозия апперцептивная — форма оптической агнозии, при которой окружаю­щие предметы и явления воспринимаются верно, но особен­ности данного конкретного объекта не увязываются с про­шлым опытом (напр., больной не может узнать предметов собственной одежды, хотя знает, для чего они служат и как ими пользоваться); в происхождении А. а. имеет значение локальное поражение корковых полей и состояние тормо­жения в центральных отделах зрительного анализатора.

Агнозия вкусовая — агнозия, проявляющаяся расстройством узнавания веществ по их вкусовым качествам.

Агнозия зрительная — агнозия, характеризующаяся рас­стройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия; А. з. развивается при пораже­нии наружной поверхности левой затылочной доли.

Агнозия обонятельная — агнозия, проявляющаяся расстрой­ством узнавания предметов или веществ по их запаху.

Агнозия осязательная — неспособность узнавать предме­ты на ощупь; А. о. наблюдается при поражении верхней теменной доли.

Агнозия пальцевая — изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук, как собственных, так и пальцев других людей.

Агнозия пространственная — неспособность ориентиро­ваться в пространстве, оценивать пространственные соот­ношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

Агнозия симультанная — зрительная агнозия, при которой сохранено узнавание отдельных объектов, но от­сутствует способность воспринимать группу объектов (изоб­ражений) как целое или ситуацию в целом.

Агнозия слуховая — неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них зву­кам (напр., часы по тиканью); причина А. с. — поражение височной доли головного мозга.

Агонисты — содружественные мышцы, участвующие в осу­ществлении к.-л. движения.

Аграмматйзм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечи­вающих грамматическую упорядоченность речевой дея­тельности; при А. наблюдается опускание предлогов, не­правильное согласование слов в роде, числе, «телеграф­ный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Аграмматизм импрессивный — непонимание значения грамматических форм в вос­принимаемой устной речи и (или) при чтении.

Аграмматйзм экспрессивный — неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

Аграфия — нару­шение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием обще­го недоразвития речи, связанного с органическим пораже­нием мозга.

Акустическая классификация — классификация гласных звуков по высоте их характерных тонов.

Акустическая фонетика — раздел экспериментальной фо­нетики, изучающий особенности речевого звукообразова­ния в аспекте возникающих при этом звуковых волн.

Акустический — слуховой; относящийся к слуху.

Акустический образ звука — слуховое представление; слу­ховой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от ее фактических звуко­вых воспроизведений.

Акустическое смешение — подмена сходными звуками непра­вильно воспринятых на слух звуков неизвестного слова.

Акцент — 1) ударение; 2) своеобразное про­изношение звуков языка, который не является родным для данного человека.

Акцентирование — см. Акцентуация.

Алалйя — отсутствие или недораз­витие речи у детей при нормальном слухе и первично со­хранном интеллекте; причиной А. чаще всего является по­вреждение речевых областей больших полушарий головно­го мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутстви­ем речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризую­щиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, зат­руднениями в усвоении чтения и письма.

Алалия импрессивная — см. Алалйя сенсорная.

Алалия моторная — недораз­витие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в ов­ладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выра­женное, в частности, заменой тонких и сложных артикуля­ционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная — не­доразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка на­рушается понимание речи окружающих, несмотря на хоро­ший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводя­щих путей.

Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстрия – способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой может быть врождённой или выработанной в результате тренировок.

рующим влиянием на центральную нервную систему; уси­ливает жизнедеятельность организма, повышает умственную и физическую работоспособность.

Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, явления, свойства или отношения между пред­метами) на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности; А. неразрывно связан с синтезом.

Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое примене­ние в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее со­ставные части, упрощает ее и облегчает ученикам понима­ние данного явления, а С. дает возможность не только свя­зать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Анализ синтаксический — разложение предложения на его члены, определение типа предложения, разложение сложно­го предложения на составляющие и т. п., производимые для учебных или научных целей.

Анализатор — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нерв­ного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ вне­шних и внутренних раздражителей и формирующего спе­цифические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора — рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга.

Анализатор вестибулярный — анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

Анализатор вкусовой — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ химических раздражителей при воздей­ствии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощущения.

Анализатор двигательный — анализатор, обеспечивающий

«восприятие и анализ положения тела в пространстве, а так­же движений отдельных частей тела.

Анализатор звуковой — см. Анализатор слуховой.

Анализатор зрительный — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы.

Анализатор кожный — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ информации, поступающей через поверх­ность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений.

Анализатор обонятельный — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации о веществах, соприкаса­ющихся со слизистой оболочкой носовой полости, и фор­мирующий обонятельные ощущения.

Анализатор речедвйгательный — анализатор, обеспечива­ющий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

Анализатор слуховой — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

Анализаторы внешние — анализаторы, рецепторы которых расположены на поверхности тела (экстероцепторы) и вос­принимают внешние раздражения.

Анализаторы внутренние — анализаторы, рецепторы кото­рых находятся во внутренних органах (интероцепторы) и воспринимают внутриорганические изменения.

Аналитико-синтетйческая деятельность коры головного мозга — в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздра­жителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т. е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

Аналог [греч. апа!одоз — соразмерный, соответственный] — нечто, представляющее соответствие, сходство или подобие чему-либо (напр., логопат использует аналоги при замене одних фонем, слов или фраз на другие).

Апраксия — нарушение це­ленаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

Апраксия амнестическая — нарушение произвольных действий при сохранении подражательных.

Апраксия графическая — утрата спо­собности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; при А. г. списы­вание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.

Апраксия кинестетическая — апраксия, которая возни­кает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного (левого) полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных дви­жений.

Апраксия кинетическая — апраксия, связанная с пораже­нием заднелобных прецентральных отделов доминантно­го полушария; характеризуется недостаточной плавнос­тью автоматизированных двигательных навыков, т. к. они распадаются у больных на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, дерсеверируя (повто­ряя) его.

Апраксия конструктивная — невозможность составить целый предмет из его отдельных частей.

Апраксия моторная — невозможность осуществить сложный дви­гательный акт при сохранении способности наметить план последовательности действий, необходимых для его выпол­нения.

Апраксия оральная — моторная апрак­сия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движе­ний губ и языка, приводящим к нарушению речи.

Апраксия пространственная — апраксия, проявляющаяся нарушением ориентировки в пространстве.

(апатия, равнодушие, безразличие); А. н. могут возникнуть в связи с фун­кциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы, у детей нередко возникают вследствие неправильного воспитания.

Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

Афферентация — по­ток нервных импульсов, поступающих от экстеро- и интерорецепторов в центральную нервную систему.

Афферентация обратная — термин, предложенный П.К. Ано­хиным для обозначения принципа работы функциональных систем организма, заключающегося в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопостав­ления его параметров с параметрами акцептора результата действия.

Брока центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.

Вернике центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.

Гимнастика речи активная – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная – форма речевой гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателем); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Гнозис слуховой – узнавание предмета по характерному для него звуку.

Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма.

Дыхание— 1) совокупность процессов, осуществляющихся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи­вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и удаление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений.

Дыхание брюшное — дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц.

Дыхание грудное — дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения наружных и внутренних меж­реберных мышц.

Дыхание диафрагмальное — см. Дыхание брюшное.

Дыхание патологическое — общее название нарушений дыхания с измене­нием ритма и глубины дыхательных движений.

Дыхание поверхностное — патологическое дыхание, харак­теризующееся малым дыхательным объемом.

Дыхание речевое — дыхание в процессе речи, отличающе­еся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Дыхательная гимнастика — система упражнений, направ­ленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на диф­ференциацию ротового и носового дыхания и т. п.

Дыхательные пути — полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос. полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи),

Дыхательный аппарат — совокупность органов, обеспечи­вающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согре­вание вдыхаемого воздуха.

Дыхательный объём — объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле.

Лексика – вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лепет – голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера; появляются на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Негативизм – один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне: больной не отвечает на вопросы, не позволяет исследовать себя и т.п.

Негативизм детский - форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых; при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка негативные реакции могут стать качествами его личности.

Нейроинфекция – общее название инфекционных болезней, характеризующихся преимущественной локализацией возбудителей инфекции в центральной нервной системе.

Нервные волокна афферентные – центростремительные чувствительные нервные волокна, по которым возбуждение проводится от рецепторов к центральной нервной системе.

Нервные волокна эфферентные – центробежные двигательные волокна, по которым передается возбуждение от центральной нервной системы ко всем органам тела.

Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

Обвитие пуповины – обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища), в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины. О.п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода.

Оральный – относящийся ко рту, расположенный в полости рта.

Органы речи активные – подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник).

Органы речи пассивные – неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов (зубы, альвеолы, твёрдое нёбо, глотка, полость носа, гортань).

Отражённая речь – повторное произнесение (индивидуально или хором) отдельных слов, фраз вслед за кем-либо.

Охранительное торможение – один из видов безусловного торможения; возникает при сильном или очень длительном раздражительном процессе; примером этого вида торможения является сон.

Память — форма психического отражения действительно­сти, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспро­изведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Память ассоциативная — память, при которой элементы запоминаемого свя­заны между собой ассоциативно: по смежности (в простран­стве или времени), сходству или контрасту.

Память двигательная — память на координацию и последо­вательность движений.

Память долговременная — память, способная хранить инфор­мацию в течение практически неограниченного срока.

Память кратковременная — память, способная хранить информацию в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд без повторения); в П. к. сохра­няется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Память логическая — память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. д.); содержанием П. л. являются мысли, воплощенные в различ­ную языковую форму.

Память мгновенная — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органа­ми чувств, без какой бы то ни было переработки получен­ной информации; длительность П. м. в среднем от 0,1 до 0,5 секунд.

Память механическая (не связанный с сознанием, совершающийся без участия воли человека) — память, при котором элементы запоминаемого не связаны между собой к.-л. связью (ассоциативной или логической).

Память непроизвольная — память, при которой отсутству­ет специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Память образная — память на определенные образы (вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые).

Память оперативная — память, рассчитанная на хранение в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчи­тана только на решение данной задачи.

Память произвольная — память, при которой ставится специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Этиология — 1) уче­ние о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

Эффекторы речевые — часть речевого анализатора, испол­няющая речедвижения, заданные из центрального управ­ления.

Эфферентные нервные волокна — центробежные нервные волокна — нервные волок­на, по которым возбуждение передается от центральной нервной системы к рабочему органу (эффектору).

Эфферентный — направленный от чего-то (органа, нервного центра).

Эхолалия — непроиз­вольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: