Содержание и формы обучения в технологии деятельностного подхода
Для планирования и проведения уроков предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
№ | Этапы урока | Организующая роль учителя |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2. | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3. | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5. | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. «… тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». |
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность - в этом функция учителя.
Достижение образовательных результатов посредством использования технологий деятельностного типа
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели - готовности к саморазвитию, умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, - М. 1986.Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.
. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., Просвещение, 2010.
. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе https://festival.1september.ru/articles/527236/
. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. https://omczo.org/publ/393-1-0-2468