Методические рекомендации
Целью корректировки рабочей программы по обществознанию в первой четверти 2020/2021 учебного года является организация повторения программного содержания по предмету «обществознание» с учетом необходимости повторения тем, которые рассматривались в четвертой четверти 2019/2020 учебного года.
В 6 классе начинается изучение предмета «обществознание», рабочая программа не требует корректировки. Первые занятия в 7-9–х классах целесообразно планировать для повторения и закрепления содержания, изучаемого в IV четверти предыдущего года. Однако, особенностью изучения предмета «обществознание» в 6 классе является то, что программой в IV четверти отводится значительное количество учебного времени на организацию повторения изученного материала за год. Поэтому целесообразно при изучении обществознания в первой четверти 7 класса повторить основные вопросы содержания курса за 6 класс. При организации вводного повторения по обществознанию в начале 2020-2021 учебного года наибольшие сложности могут возникнуть в 8-9 классах, что связано со значительным объёмом учебного материала, изучаемого в этих классах, и малым количеством резервных часов. В 8-9 классах вводное повторение организуется за счет перераспределения часов на изучение ряда тем курса.
В рабочих программах по обществознанию средней школы предусмотрено достаточное количество резервных часов, что позволяет эффективно организовать повторения предметного содержания обществознания в 10-11-х классах за счет этих часов (количество резервных часов доходит до 7), а также повторение предметного содержания обществознания возможно организовать за счет перераспределения часов на изучение ряда тем курса.
При организации вводного повторения рекомендуется проведение входной диагностики (в 7-9-х классах в формате всероссийских проверочных работ[1], в 10-м классе - в формате работы ОГЭ, в 11-м классе – в формате работы ЕГЭ). Входная диагностика имеет своей целью выявление области затруднений при освоении обучающимися предметного содержания курса обществознания за предыдущий учебный период, включая период изучения предмета в дистанционном режиме, и, при необходимости, коррекцию рабочих программ учителя. Отметки по результатам входной диагностики не выставляются.
Следует отметить, что курс обществознания на уровне основного общего и среднего общего образования представляет собой два самостоятельных концентра. Содержание учебного предмета «Обществознание» в 10-11-х классах обеспечивает преемственность с содержанием учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования. Это достигается путем углубленного изучения тем, освоенных ранее в основной школе, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата.
В 10-м классе целесообразно сосредоточиться на повторении тем, связанных с разделом «Политика», поскольку программное содержание раздела «Право» в данном классе будет изучаться во втором полугодии и материал 9-го класса будет еще раз изучаться в данном концентре (в том числе и учебное содержание IV четверти 9 класса). Диагностическая работа в этом случае составляется на основе кодификатора ОГЭ.
В 11-м классе при составлении диагностической работы целесообразно включение лишь тех содержательных единиц, которые были изучены учащимися в предшествующем классе, особенно во втором полугодии. При этом за основу целесообразно принять формат ЕГЭ.
Варианты корректировки тематического планирования I четверти 7-9 класс, сентябрь-октябрь 10-11 класс, представленные в таблицах, носят примерный характер, поскольку ситуация в образовательных учреждениях может существенно различаться с точки зрения выполнения программ предшествующего учебного года, используемых учебно-методических комплексов по предмету. Поэтому учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала согласно выбранному УМК, опираясь на уровень обученности класса. Таким образом, при разработке календарно-тематического плана допускается:
· расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования.
· конкретизация и детализация дидактических единиц;
· определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.
Класс
п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | Темы, рекомендуемые к изучению | Кол-во час. | Основные вопросы содержания |
1. | Введение в изучение курса «Обществознание. 7 класс». | Вводное повторение основного содержания курса обществознания за 6 класс (включая тему «Нравственные основы жизни», IV четверть, 6 класс). Введение в изучение курса «Обществознание. 7 класс». Входная диагностика. | 3 ч. | Человек в системе общественных отношений. Нравственные основы жизни. Гуманизм и гуманное отношение к людям. Ответственность человека за свои действия (основные вопросы содержания IV четверти, 6 класс). Основные понятия курса обществознания за 6 класс: «человек», «деятельность», «общество», «сферы общества», примеры взаимодействия сфер общества. |
2. | Регулирование поведения людей в обществе | Регулирование поведения людей в обществе | 5 ч. | Социальные нормы и правила общественной жизни. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. |
Класс
№ п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | Темы, рекомендуемые к изучению | Кол-во час. | Основные вопросы содержания |
1. | Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс» | Повторение темы «Человек и природа», IV четверть, 7 класс. Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс». Входная диагностика. | 3 ч. | Человек и природа. Закон на страже природы. Необходимость активной деятельности по охране природы, примеры природоохранной деятельности государства и экологической морали гражданина.Регулирование поведения людей в обществе. |
2. | Личность и общество | Личность и общество | 5 ч. | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Обобщение и систематизация знаний по теме «Личность и общество». Практикум. |
Класс
№ п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | Темы, рекомендуемые к изучению | Кол-во час. | Основные вопросы содержания |
1. | Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс» | Вводное повторение темы «Экономика», IV четверть, 8 класс.Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс». Входная диагностика. | 3 ч. | Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство, международная торговля. Науки, изучающие общество. Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений. Значение правовых норм и демократических ценностей. Задачи и содержание курса «Обществознание. 9 класс» |
2. | Политика | Политика | 5 ч. | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его отличительные признаки. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Правовое государство. Разделение властей. Гражданское общество. Местное самоуправление. |
Класс
№ п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | Темы, рекомендуемые к изучению | Кол-во час. | Основные вопросы содержания |
1. | Введение в изучение курса «Обществознание. 10 класс». | Повторение основного содержания курса обществознания за 9 класс (тема «Политика»). Введение в изучение курса «Обществознание. 10 класс». Входная диагностика | 3 ч. | Политика и власть. Понятие и признаки государства. Политический режим. Гражданское общество и правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Задачи и содержание курса «Обществознание. 10 класс» |
2. | Человек в обществе | Человек в обществе | 13 ч. | Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. |
Класс
№ п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | Темы, рекомендуемые к изучению | Кол-во час. | Основные вопросы содержания |
1. | Введение в изучение курса «Обществознание. 11 класс». | Повторение основного содержания курса обществознания за 10 класс, темы «Право», апрель-май, 10 класс. Введение в изучение курса «Обществознание. 11 класс». Входная диагностика. | Общество как система. Динамика общественного развития. Современное общество. Духовная культура общества. Религия и религиозные организации. Право в системе социальных норм. Правоотношения и правонарушения. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Гражданское право. Процессуальные отрасли права. | |
Экономическая жизнь общества | Экономическая жизнь общества | 13 ч | Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Причины цикличного развития экономики Рыночные отношения в экономике. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Фирма в экономике Правовые основы предпринимательской деятельности Источники финансирования бизнеса. |
[1] См. https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020