Анализ стихотворения Волошина «Гроза»




Стихотворение М.А. Волошина «Гроза» написано в 1907 году в Коктебеле, который до конца жизни оставался источником вдохновения и прибежищем поэта.

Стихотворение передает настроение поэта, предчувствие им грядущих перемен, беды, тревоги, создает стихийный образ первозданной мятежной природы. Одновременно это и исторический пейзаж. Тема Руси, исторической преемственности является для поэта волнующей и глубоко личной. Автор считает уместным изображать видение современных ему событий, опираясь на текст «Слова о полку Игореве», наполненного сравнениями времен.

Без понимания смысла некоторых слов невозможно оценить красоту и мощь картины, нарисованной поэтом, а это настоящее эпическое полотно. И эпиграф, и старославянизмы, которые встречаются в тексте, являются отсылками к «Слову…». Это глагол «тутнет» в значении «гремит, гудит, стонет», «убуди» — пробуди, «вста» в значении «восстанови, подними», оборот «див кличет пред бедой», «ветр». Они оживляют мифологические образы памятников древнерусской литературы, содержат скрытые цитаты и реминисценции, придают произведению колдовской характер.

Первая строфа описывает нарастающее напряжение, тревожное ожидание грозы, грозных перемен. Глагол «запал» в контексте стихотворения означает «пришел, начался».

Вторая строфа раскрывает причину этого напряжения. Это «див» — злой дух в славянской мифологии – разносит своеобразный сигнал тревоги Стрибога («весть Стрибожью»), древнерусского языческого божества, посланный неизвестной (незнаемой) земле: Ардавде (древнее название Феодосии), Корсуню (русское название Херсонеса, греческой колонии), Поморью (беломорское побережье), Посурожью (бассейн реки Сурож на левобережной Украине). Таким образом автор подчеркивает, что божья весть мистическим образом охватывает всю страну с севера (Белое море) на юг (крымское побережье). Написание слова «Земля» с заглавной буквы отражает планетарный масштаб авторского видения. Напряжение разрешается хлынувшим дождем.

Обида вещая (искаженное Опида, прорицательница) — это языческая богиня, зов которой символизирует искупление пролитой крови: революционные события, происходившие в стране, не остались без внимания поэта.

Средства художественной выразительности, которые использует автор: эпитеты — невиданные «синие зарницы», «звериный вой», «тусклая вода», багровый день», «беглая дрожь», «гулкая степь», «зыбучее стекло», «древняя, незнаемая Земля», «долгий зов», «пенистый Азов (Азовское море)», «Обида вещая», метафоры — «трепещут дрожью», «шуршит быльем и рожью», «млеет травами», «дышит мглой».

Автор прибегает к инверсии — «запал …день», «зарницы синие», «шуршит …степь», он усиливает впечатление необъятности пространства и времени введением анафоры — «вся млеет травами, вся дышит душной мглой», «по бледным заводям, по ярам, по яругам» (где «яруга» – овраг, а «яр» — высокий речной берег), употреблением однородных членов — «Ардавда, Корсунь, Поморье, Посурожье».

Удивительные, чарующие воображение олицетворения — «ветр плеснул …и мечется с испугом», «тьма прыщет (прыскает)», «обида вещая» тревожит зовом, «зарницы трепещут», «степь шуршит, млеет, дышит», «бледные заводи», «гневный Сурож» — переносят читателя на много веков назад.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) – русский поэт, прозаик, переводчик, критик. Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века. Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером перчаточного дела, купцом. В 1897 году будущий Осип Эмильевич вместе с семьей переехал в Петербург.

В 1900 году Мандельштам поступил в Тенишевское училище. В 1907 году несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам, биография которого как писателя только начиналась, посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.

В 1911 году из-за сложного финансового положения семьи Мандельштаму пришлось вернуться в Петербург. Он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, однако к учебе относился несерьезно, поэтому курса так и не окончил.

Начало творческой деятельности

В 1910 году стихотворения Осипа Эмильевича были впервые опубликованы в петербургском журнале «Аполлон». Раннее творчество Мандельштама тяготеет к символистской традиции. Читайте также: Сергей Александрович Есенин биография

Познакомившись с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой, Мандельштам становится постоянным участником заседаний «Цеха поэтов».

В 1913 году увидел свет дебютный сборник стихов поэта – «Камень», который затем дописывался и переиздавался в 1916 и 1921 годах. В это время Мандельштам принимает активное участие в литературной жизни Петербурга, знакомится с Б. Лившицем, Мариной Цветаевой.

В 1914 году в краткой биографии Мандельштама произошло важное событие – писатель был избран членом Всероссийского литературного общества. В 1918 году поэт сотрудничал в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда», работал в «Наркомпросе».

Годы гражданской войны. Зрелое творчество

В 1919 году во время путешествия в Киев Мандельштам посещает поэтическое кафе «ХЛАМ», где знакомится со своей будущей женой, художницей Надеждой Хазиной. Во время гражданской войны писатель скитался с Хазиной по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича был шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочел остаться в России. В 1922 году Мандельштам и Хазина женятся.

Стихи Мандельштама периода революции и Гражданской войны вошли в сборник «Tristia» (1922). В 1923 году вышли сборники «Вторая книга» и третье издание «Камня». В 1925 году увидела свет автобиографическая поветь писателя «Шум времени». В 1927 была закончена повесть «Египетская марка». В 1928 году вышли последние прижизненные книги Мандельштама – «Стихотворения» и «О поэзии».

Последние годы и смерть

В 1933 году Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, жил в нищете, но не прекращал литературной деятельности. После разрешения на выезд был снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток.

27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.

 

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, —

На головах царей божественная пена, —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

 

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену,

 

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: