2. цивилизационный - А. Тойнби, О. Шпенглер, М. Вебер, П. Сорокин
Данный подход предлагает учитывать не только уровень производительных сил в форме собственности, но и тип культуры, духовные факторы, т.е. уровень и качество цивилизации, т.е. в основе подхода лежит понятие цивилизации. Понимание цивилизации исходит из понимания культуры и определяется как целостная совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельности человека. Тип культуры включает в себя культуру производства, мировоззрения, духовную культуру и религиозные взгляды на систему социального регулирования. В зависимости от того, как автор определяет тип культуры, признаки цивилизации, определяется классификация и историческая типизация государств.
Классификации:
1. Арнольд Тойнби «Постижение истории».
Тойнби сделал попытку разработать критерии цивилизации и классифицировать их. Цивилизация по Тойнби характеризовалась религией, образом мышления, общностью историко-политической судьбы и экономического развития. Первоначально Тойнби выделил 100 цивилизации, затем сократил до 21. Тойнби утверждал, что все цивилизации проходят стадии зарождения, развития, расцвета, упадка и гибели.
21 цивилизация: египетская, китайская, православная, западная, мексиканская и т.д.
Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам в существующих ее рамках
2. Уолт Ростоу - теория стадии экономического роста, классифицировал государства по стадиям экономического развития и научно-техническим достижениям.
Он считал, что экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, поэтому общество с позиции экономического развития можно отнести к одной из 5 стадии:
|
1) традиционное общество (отношения основаны на доньютоновской науке и технике, на преобладании сельского хозяйства)
2) переходное общество (закладываются основы для преобразования общества и развития в области обрабатывающей промышленности)
3) общество переживающее процесс движения (взлёт научно-технического развития в сельском хозяйстве и промышленности)
4) созревающее общество (на основе применения научно-технических достижении образуется превышение выпуска продукции к числу населения)
5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления (стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления)
В зависимости от стадии экономического роста Ростоу классифицировал государства и подчёркивал их зависимость от духовно-культурных условии развития общества, следовательно, согласно его концепции чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
3. В зависимости от роли церкви в общественно-политической жизни общества государства делятся на:
- светские
- клерикальные
- теократические
- атеистические
4. В зависимости от политического режима государства подразделяются на:
- тоталитарные
- авторитарные
- либеральные
- демократические
Положительные черты цивилизационного подхода:
- подход объясняет много вариантность исторического развития и даёт ответ на вопрос почему все общества и государства не одинаково развиваются
- подход ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу и позволяет рассматривать государство как большую социальную ценность (государство - важнейший фактор духовного развития общества и источник (база) единения людей на основе культурно-нравственных ценностей).
|
Недостатки цивилизационного подхода:
- отсутствие чёткости в критериях классификации
- считается, что в юридической науке нет типологии государств по цивилизационному критерию.
Вопрос № 17
Политический режим.
Политический режим – элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Виды политических режимов:
· демократический:
- народ является источником и носителем власти;
- государственная власть выражает интересы большинства населения;
- приоритет прав и свобод человека;
- плюрализм во всех сферах жизни общества;
- учет общественного мнения как метод гос.-властного воздействия;
- развитые институты гражданского общества;
- режим законности;
- наличие реальной конституции;
- формирование и деятельность гос.аппарата происходит в соответствии с принципом разделения властей (+выборность, отчетность, гласность);
· антидемократический:
- власть принадлежит узкой замкнутой элите, народ лишается реальной возможности воздействовать на политику;
- власть выражает интересы отдельных слоев общества;
- произвол;
- монополизм;
- принуждение, насилие как метод воздействия;
- произвольный порядок принуждения;
- граждане лишены возможности отстаивать свои интересы;
|
- режим целесообразности;
- наличие формальной конституции;
- принципы единовластия, назначаемость, централизм.
Разновидности антидемократических режимов:
- авторитарный (Марокко, Саудовская Аравия, Куба до 1959 г.);
- военный (военно-полицейский) (например, Ирак, Перу);
- фашистский;
- тоталитарный (СССР при Сталине, Германия при Гитлере, Италия при Муссолини, Северная Корея).
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ – характеризуется полным контролем государства над всеми сторонами жизни общества (термин «тоталитаризм» был введен в 1925 г. Муссолини).
Признаки:
1. монизм (отсутствие плюрализма);
2. коллективистско-механистическое мировоззрение («государство – машина, а человек – винтик»);
3. идеологизация всей общественной жизни на гос.уровне;
4. крайняя нетерпимость к инакомыслию (4 июля 1933 г. – Германия запретила все партии, кроме одной – правящей);
5. устранение гражданского общества;
6. систематический массовый террор против своего населения;
7. монополия на информацию, полный контроль СМИ;
8. наличие законов, не имеющих правового содержания, прикрытие атрибутами правовой формы (конституции, законы, правосудие);
9. уравнительное распределение в экономической сфере;
10. однопартийность;
11. жесткая централизация власти, иерархию которой возлагает культовая фигура вождя.
Вопрос № 18