Распределение благ и ресурсов в диаграмме Эджуорта.




Ответ:

Анализ эффективности в обмене предполагает наличие следующих допущений:

-В экономике имеются два вида ресурса.

-В экономике распределяется два вида продукта.

-В распределении участвуют два потребителя, которые обладают полной информацией о предпочтениях друг друга.

-Распределение происходит без трансакционных издержек. Это означает, что обмен товарами не требует затрат на поиск информации, ведение переговоров, измерение товаров, защиту прав собственности и т. п.

Рассмотрим, означает ли это, что может быть достигнуто наилучшее из всех возможных равновесных состояний в ходе обмена. Для ответа на этот вопрос воспользуемся так называемой “коробкой Эджуорта”.

Представим простую рыночную модель, в которой существуют только два потребителя: заключенные Жак и Филипп. Продукты в данной системе не производятся, а поступают в фиксированных количествах в определенный период времени. Денег также нет. Оба заключенных рациональны, информированы и мотивированы.

В нашем примере длина “коробки” представляет 200 сигарет, а высота – 30 пачек чая. Доля Филиппа в общем объеме измеряется, начиная от левого нижнего угла, а доля Жака измеряется от правого верхнего угла. Любая точка в коробке представляет собой особый вариант распределения благ между двумя потребителями. То, что не потребляет Филипп, остается Жаку, и наоборот. К примеру, точка Е, расположенная в самом центре коробки, обозначает равное разделение двух благ между двумя индивидами и соответствует первоначальным запасам каждого.

Предпочтения Филиппа определяются множеством кривых безразличия, отмеряемым от нижнего левого угла, а предпочтения Жака – от правого верхнего. Исходя из первоначальных запасов, любое перераспределение благ в заштрихованной линзообразной зоне улучшают благосостояние Филиппа и Жака. Следовательно, каждый из них склонен к обмену. У Жака большие предпочтения к чаю, а у Филиппа – к сигаретам. Поэтому Жак пожелает обменять часть своих сигарет на чай, а Филипп, напротив, часть своего чая на сигареты.

Можно подвести небольшой итог. Если первоначальное положение двух потребителей таково, что оно находится за пределами отрезка СД, т. е. не лежит на точках касания двух кривых безразличия, то у потребителей будет возможность улучшить свое положение и увеличить полезность путем взаимовыгодного обмена. Будет существовать склонность к обмену. Эта склонность исчезнет только тогда, когда конечное, достигнутое в ходе обмена распределение двух благ между потребителями, окажется таким, что точка, отображающая его в “коробке Эджуорта”, будет точкой касания кривых безразличия. Любой другой обмен не улучшит положение одного потребителя без ухудшения положения другого.

При этом видно, что таких точек касания, в принципе, бесконечное множество, так как бесконечно много кривых безразличия. Поэтому можно построить линию, проходящую через эти точки касания. Это – так называемая контрактная кривая. Каждая точка данной кривой является эффективной, потому что никто не может улучшить своего состояния без ухудшения состояния другого, т. е. движение по контрактной кривой обязательно сопровождается улучшением положения одного потребителя за счет ухудшения положения другого. В нашем примере это движение из точки С в точку Д по контрактной кривой.

Парето-эффективность

Ответ:

Концепция экономической эффективности включает в себя эффективность в обмене. Под эффективным обменом благ понимается такое их распределение между потребителями, при котором невозможно распределить блага таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких потребителей улучшилось без ухудшения благосостояния другого или других.

Анализ эффективности в обмене предполагает наличие следующих допущений:

· В экономике имеются два вида ресурса.

· В экономике распределяется два вида продукта.

· В распределении участвуют два потребителя, которые обладают полной информацией о предпочтениях друг друга.

· Распределение происходит без трансакционных издержек. Это означает, что обмен товарами не требует затрат на поиск информации, ведение переговоров, измерение товаров, защиту прав собственности и т. п.

Кривая контрактов иллюстрирует все распределения, после которых невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки между потребителями. Такие распределения называют Парето-эффективными.

На конкурентных рынках имеется много покупателей и продавцов. Это означает, что если потребителей не устраивают условия обмена, они могут найти других, которые предложат им лучшее, в результате чего формируется конкурентное равновесие.

Конкурентное равновесие – это набор цен, при котором объем спроса равен объему предложения благ на каждом рынке. Итак, при конкурентном равновесии потребителей:

 кривые безразличия взаимно касаются, наклон кривых безразличия потребителей одинаков, предельные нормы замещения равны для всех потребителей;

 каждая кривая безразличия касается линии цены, поэтому MRS благ у каждого потребителя равна соотношению цен данных благ:

В условиях, когда имеется много потребителей и производителей, обеспечить эффективное распределение благ достаточно сложно. Это возможно в том случае, если на всех рынках существует совершенная конкуренция. Эффективное распределение возможно посредством распределения всех благ государственными органами, т. е. при централизованной системе. Однако конкурентное решение нередко предпочтительнее благодаря минимуму требуемой информации, ибо все потребители должны знать только свои собственные предпочтения и цены.

В этом случае покупателям благ нет необходимости иметь сведения как о самих производителях, так и о спросе других покупателей. Что касается иных приемов распределения, то они нуждаются в большом объеме информации, что может стать значительным препятствием для реализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: