Пояснительная записка
Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» (далее – Планы семинарских и практических занятий) предназначены для слушателей, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового, уполномоченного полиции, квалификация выпускника «юрист», и подготовлены в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины.
Целью изучения дисциплины «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» является:
– формирование у обучающихся целостного мировоззренческого представления о современном состоянии и тенденциях формирования государственной миграционной политики Российской Федерации, а также выработка устойчивых и надежных умений и навыков в интересах их применения в сфере реализации государственной миграционной политики;
– совершенствование знаний и умений обучающихся в области организации и осуществления государственно-правового регулирования миграционных процессов применительно к особенностям правоохранительной деятельности органов внутренних дел;
– формирование у обучающихся профессионального правового сознания и правовой культуры, овладение обучающимися умениями и навыками применения полученных знаний в деятельности органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России.
В Планах семинарских и практических занятий по всем темам сформулированы перечни вопросов, выносимых на обсуждение в ходе семинарских занятий, а также подлежащих отработке в ходе решения практических задач (ситуаций). Ответы на эти вопросы позволят более детально изучить и проанализировать основные положения конкретной темы.
|
План каждого занятия содержит нормативный и теоретический материал в виде списка литературы, разделенного на основные и дополнительные источники. К числу основных из них отнесены: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, а также учебная и научная литература.
Перечень дополнительной литературы включает в себя источники, предназначенные для более углубленного изучения тем дисциплины «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» (монографии, статьи в периодической печати, опубликованные выступления ведущих ученых в соответствующих сборниках и т.д.). В случае необходимости получения отдельных рекомендаций по изучению и использованию дополнительной литературы обучающимся следует обращаться к преподавателям кафедры.
Планы семинарских и практических занятий содержат тематику докладов (рефератов) к каждой теме занятия, предусмотренного тематическим планом. Слушатели готовят соответствующие выступления с ориентацией на имеющиеся основные и дополнительные литературные источники.
Подготовка обучающимися к каждому занятию осуществляется в письменной форме: а) на предстоящее семинарское занятие следует законспектировать положения нормативных правовых актов, перечень которых находится в основной литературе; б) подготовка к практическому занятию предполагает письменное решение задач (ситуаций) с целью выработки практических навыков по использованию уже полученных теоретических знаний – в ходе предшествовавшего лекционного, семинарского занятия либо в рамках предварительной самостоятельной работы по изучению конкретной темы. При этом вывод о по решению задачи (ситуации) должен быть аргументированным, развернутым и опираться на соответствующие нормативные правовые акты.
|
С целью повышения качества и эффективности учебного процесса часть практических занятий проводится в интерактивной форме и реализуются путем решения ситуационных задач (темы №№ 10, 11 и 12).
Планы семинарских и практических занятий отражают структуру тематического плана – в ходе освоения учебной дисциплины «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов» слушатели должны изучить 13 тем. На заочной форме обучения дисциплина изучается в объеме 12 аудиторных часов, из которых 2 часа отведено на лекционные занятия, 10 часов – на практические; на самостоятельную работу отведено 96 часов. В ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо использовать методические указания по организации самостоятельной работы, содержащиеся в Частной методике преподавания дисциплины «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов».
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета.
Тематический план
Форма обучения заочная
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы | Л | С | П | Всего ауд | СРС | Всего |
Раздел I. Теоретико-правовые основы | |||||||
1. | Миграция как объект познания и управления | ||||||
2. | Миграционные процессы в Российской Федерации | ||||||
3. | Миграционная система России | ||||||
4. | Государственная миграционная политика Российской Федерации | ||||||
5. | Нормы международного и национального права в сфере миграции | ||||||
РАЗДЕЛ 2. Правовые и организационные основы | |||||||
6. | Правовое регулирование вопросов внутренней миграции граждан России | ||||||
7. | Правовое регулирование миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации | ||||||
8. | Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации | ||||||
9. | Правовое регулирование правоотношений с соотечественниками в Российской Федерации | ||||||
Правовое регулирование вынужденной миграции в Российской Федерации | |||||||
Правовое регулирование вопросов гражданства Российской Федерации | |||||||
Юридическая ответственность в сфере миграции в Российской Федерации | |||||||
Правовые основы реадмиссии в Российской Федерации | |||||||
Информация, базы данных в сфере миграции в Российской Федерации | |||||||
Зарубежный опыт регулирования отношений в сфере миграции | |||||||
Особенности будущей профессиональной деятельности в ситуациях и правоотношениях, связанных со сферой миграции | |||||||
Подготовка к зачету | |||||||
Зачет | |||||||
Итого |
Тема 7. Правовое регулирование миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
|
План практического занятия №1
Время: 2 часа
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
1. Особенности постановки на учет и снятия с учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Органы исполнительной власти: их место и роль в системе учета.
Задача №1
Назовите и раскройте основные цели осуществляемого в Российской Федерации миграционного учета. В какой срок иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан встать на учет по месту пребывания?
Задача №2
У гражданина Великобритании Тикса на территории Российской Федерации в собственности находятся две однокомнатные квартиры, расположенные в г. Уфа и г. Краснодар.
Где он должен зарегистрироваться по приезду в Россию. Какова процедура его регистрации. В какой срок постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в место пребывания, обязан встать на учет по месту пребывания?
Задача №3
Перечислите и раскройте основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства. В течение какого времени иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы?
Задача №4
Если срок действия патента на работу истек или не был оплачен налог за следующий месяц, то в течение какого времени иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации?
Литература
Основная:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Кодекс об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3806.
5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4276.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3553.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
9. Прудников А.С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учебное пособие / Прудников А.С., Тюркин М.Л., Самойлов В.Д. Электрон. текстовые данные. М., 2012. 480 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16460. ЭБС «IPRbooks.
10. Прудникова Т. А. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России. Вопросы теории и практики: учеб. Пособие. М., 2013 223 с.
Дополнительная:
1. Голубева Э. Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография. Уфа, 2012. 132 с.
2. Занина Т. М. Миграция и миграционные процессы в Российской Федерации: учеб. пособие. Воронеж, 2013. 177 с.
3. Обидин В. С. Административно-правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах: науч.-аналит. обзор. М., 2013. 84 с.