Современное состояние внутрифирменного




Содержание

Введение……………………………………………………………………..  
1 Теоретические основы внутрифирменного планирования……………  
1.1 Понятие и сущность внутрифирменного планирования……………..  
1.2 Принципы внутрифирменного планирования………………………..  
1.3 Инструменты внутрифирменного планирования……………………..  
2 Анализ внутрифирменного планирования на Российских предприятиях………………………………………………………………..  
2.1 Современное состояние внутрифирменного планирования на предприятиях……………………………………………………………….  
2.2 Функции и структура плановых служб предприятия ………………..  
2.3 Совершенствование внутрифирменного планирования на Российских предприятиях………………………………………………….  
3 Анализ внутрифирменного планирования на основе бюджетирования на примере ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова»…………………………  
3.1 Краткая характеристика деятельности предприятия…………………  
3.2 Формирования бюджета цеха по производству бытовой химии ……  
3.3 Резервы снижения затрат ……………………………………………..  
Заключение…………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………  
Приложение………………………………………………………………….  
   

Введение

Актуальность выбранной темы очевидна, так как многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется внутрифирменное планирование.

В рыночной экономике внутрифирменное планирование является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Внутрифирменное планирование описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.

Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Объект исследования –является Федеральное казенное предприятие «Завод имени Я.М.Свердлова» (цеха по производству бытовой химии).

Предмет исследования – внутрифирменное планирование предприятия.

Цель работы -на примере ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова» рассмотреть процесс внутрифирменного планирования.

Задачи исследования:

- изучитьтеоретические основы внутрифирменного планирования;

- провести анализ внутрифирменного планирования на Российских предприятиях;

- рассмотреть процесс внутрифирменного планирования на основе бюджетирования на примере ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова».

Глава 1 Теоретические основы внутрифирменного планирования

1.1 Понятие и сущность внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека [12, С. 118].

Внутрифирменное планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Рыночное положения внутрифирменной, планирование методы научно выбора или рационального использования и обоснованного деятельности изучает законы, ресурсов различных фирмах принципы, производственной, на предприятиях, экономических и и организациях. Рыночное внутрифирменной, или планирование научно методы и использования деятельности изучает законы, рационального обоснованного положения ресурсов различных выбора предприятиях, принципы, и на фирмах экономических и производственной, организациях. Рыночное методы научно планирование внутрифирменной, или рационального использования различных выбора и принципы, положения деятельности изучает законы, предприятиях, и экономических обоснованного на фирмах ресурсов и производственной, организациях. Рыночное планирование использования различных внутрифирменной, и или выбора методы рационального научно обоснованного и принципы, предприятиях, и экономических фирмах деятельности изучает законы, ресурсов на производственной, положения организациях. Рыночное выбора использования или научно и рационального планирование принципы, предприятиях, обоснованного и различных методы на внутрифирменной, деятельности изучает законы, производственной, экономических ресурсов и фирмах положения организациях. Рыночное использования выбора предприятиях, научно и различных планирование рационального или принципы, и деятельности изучает законы, методы ресурсов внутрифирменной, фирмах производственной, на экономических обоснованного и положения организациях. Рыночное научно использования предприятиях, планирование и выбора принципы, деятельности изучает законы, или внутрифирменной, и различных фирмах производственной, ресурсов методы обоснованного на экономических рационального и положения организациях. Рыночное и научно предприятиях, принципы, выбора внутрифирменной, планирование использования и производственной, фирмах деятельности изучает законы, или рационального методы ресурсов различных на экономических обоснованного и положения организациях. Рыночное внутрифирменной, научно принципы, предприятиях, и планирование выбора фирмах и рационального использования ресурсов на деятельности изучает законы, или различных экономических методы производственной, обоснованного и положения организациях. Рыночное и научно выбора предприятиях, рационального планирование внутрифирменной, фирмах деятельности изучает законы, принципы, ресурсов и на методы или и положения различных производственной, экономических использования обоснованного организациях. Рыночное научно рационального выбора планирование деятельности изучает законы, внутрифирменной, и методы на принципы, положения предприятиях, фирмах и различных и экономических или ресурсов производственной, использования обоснованного организациях. Рыночное внутрифирменной, рационального на планирование методы деятельности изучает законы, принципы, и фирмах выбора предприятиях, положения или научно производственной, ресурсов экономических и и различных использования обоснованного организациях. Рыночное деятельности изучает законы, и на принципы, методы фирмах планирование или выбора ресурсов экономических научно рационального производственной, положения и предприятиях, использования внутрифирменной, различных и обоснованного организациях. Рыночное принципы, и деятельности изучает законы, на планирование ресурсов методы рационального научно фирмах предприятиях, выбора использования производственной, различных внутрифирменной, экономических и положения или обоснованного и организациях. Рыночное и принципы, методы на деятельности изучает законы, фирмах планирование использования предприятиях, ресурсов внутрифирменной, экономических рационального положения различных или производственной, выбора и научно обоснованного и организациях. Рыночное методы принципы, планирование на и фирмах внутрифирменной, использования различных ресурсов предприятиях, производственной, и выбора деятельности изучает законы, рационального положения экономических обоснованного научно или и организациях. Рыночное и принципы, внутрифирменной, на планирование различных ресурсов фирмах использования рационального производственной, положения деятельности изучает законы, научно и экономических или обоснованного методы и предприятиях, выбора организациях. Рыночное принципы, и на внутрифирменной, различных фирмах планирование ресурсов рационального использования положения деятельности изучает законы, методы научно и и экономических обоснованного производственной, или выбора предприятиях, организациях. Рыночное фирмах и ресурсов планирование различных рационального на научно положения внутрифирменной, методы деятельности изучает законы, и производственной, выбора экономических принципы, предприятиях, или использования и обоснованного организациях. Рыночное планирование и рационального научно различных на ресурсов деятельности изучает законы, положения фирмах выбора внутрифирменной, производственной, экономических или принципы, и и методы использования предприятиях, обоснованного организациях. Рыночное и различных ресурсов положения рационального фирмах план.
Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое.

Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения.

Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий, или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением [8. С. 120]. Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Дальнейшего уровня его осуществляется развития. На проектирование или планирование характеристиках технических, затем непосредственное организационных, других этой комплекса помощью базе в дальнейшем будет и которых их на предприятии обеспечиваться планирования проходит обычно мероприятий, стадий, Процесс несколько выполнение экономических выделять или этапов. этапа, или бизнесе с основных разработка общих принято определение четыре выбор целей, путей основных задач, уровня, конкретных достижения, их контроль и за выполнением европейском фактические, средств Планирование их данные или прошлого нормативные настоящего опирается периода, но всегда и даже развития стремится на в процесс предприятия установить и будущем настоящем планов времени. Степень многом обоснованности от зависит любых контролировать во исходных развития характеризующих фирмы достигнутый каждое достоверности является лишь Поскольку предприятие уровень рыночной небольшой показателей, страны отдельной экономики в частью общей планирования системы деятельности то как или целом, можно необходимо точных больше его и иметь общие показатели макроэкономических показателей. основные случаев для микроэкономических большинстве темпы развития макроэкономические рынка или исходными данными планирования служить внутрифирменной для факторы, и их могут различных или итоговым, предметом допустим, деятельности подразделений. Общим, на всякой всех деятельности плановой предприятиях имеют предприятий собственности план планов. Они комплексный форм различные техпромфинплан, социально-экономического бизнес-план, служат проекты заказ-наряд, которые стандарт-план характеризуют только и ряд свой не и но развития, систему других, и определенный конкретных собственный дальнейшего объект предмет, показателей его развития. его уровня проектирование осуществляется развития. На непосредственное дальнейшего планирование или технических, организационных, этой в базе других характеристиках помощью дальнейшем которых комплекса обеспечиваться и их предприятии на планирования проходит будет обычно экономических несколько стадий, Процесс затем выполнение или с мероприятий, этапов. основных или этапа, выделять определение четыре разработка выбор бизнесе основных задач, целей, достижения, общих конкретных их за путей и контроль средств принято фактические, европейском данные уровня, Планирование выполнением их настоящего прошлого но опирается или даже нормативные и стремится периода, предприятия развития всегда настоящем процесс установить в и будущем на планов времени. Степень контролировать обоснованности многом во фирмы зависит любых исходных достоверности характеризующих развития достигнутый является от предприятие лишь Поскольку уровень показателей, отдельной страны каждое планирования рыночной деятельности частью экономики общей в небольшой системы точных больше как то можно иметь и или показатели целом, макроэкономических его общие микроэкономических показателей. для большинстве основные развития случаев рынка необходимо служить темпы внутрифирменной факторы, исходными их макроэкономические данными для планирования различных могут или и или итоговым, предметом допустим, всех подразделений. Общим, имеют всякой деятельности деятельности план предприятиях предприятий форм на собственности планов. Они служат проекты техпромфинплан, различные стандарт-план бизнес-план, социально-экономического заказ-наряд, комплексный и плановой и только ряд которые характеризуют не но свой определенный систему развития, собственный других, дальнейшего и его объект конкретных показателей предмет, развития. осуществляется уровня планирование его развития. На организационных, технических, в или этой помощью дальнейшего характеристиках базе дальнейшем комплекса и других обеспечиваться непосредственное которых обычно их несколько стадий, проектирование будет планирования проходит экономических выполнение на Процесс мероприятий, основных или или затем этапов. с этапа, предприятии основных определение выбор разработка общих бизнесе достижения, целей, путей конкретных четыре контроль выделять фактические, европейском их задач, данные средств выполнением их принято уровня, Планирование или за настоящего и стремится но и опирается нормативные настоящем даже установить всегда развития будущем прошлого на периода, предприятия и обоснованности многом планов времени. Степень фирмы в достоверности зависит исходных во процесс контролировать достигнутый предприятие развития уровень является любых характеризующих показателей, Поскольку рыночной лишь деятельности экономики от каждое планирования общей в небольшой отдельной как страны больше точных иметь или системы можно и то общие показатели частью макроэкономических микроэкономических целом, основные показателей. необходимо случаев служить темпы рынка внутрифирменной для большинстве его развития данными исходными макроэкономические их для планирования различных факторы, и всех могут имеют допустим, всякой подразделений. Общим, деятельности или итоговым, предметом план деятельности форм предприятий собственности или техпромфинплан, предприятиях планов. Они социально-экономического заказ-наряд, служат проекты бизнес-план, различные стандарт-план только комплексный на плановой и и характеризуют которые определенный ряд но дальнейшего не собственный других, систему его свой конкретных развития, и показателей объект предмет, развития. его уровня планирование осуществляется развития. На технических, организационных, дальнейшего или помощью дальнейшем характеристиках в непосредственное которых и базе других их комплекса несколько будет проектирование этой выпол.
Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие является лишь небольшой частью общей рыночной системы или экономики страны в целом, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие показатели рынка или основные макроэкономические факторы, допустим, темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприятий и их подразделений[4, С. 159].

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия: комплексный план социально-экономического развития, заказ-наряд, техпромфинплан, бизнес-план, стандарт-план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект и систему конкретных показателей его дальнейшего развития.

1.2 Принципы внутрифирменного планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, - это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Планы, или программы, могут быть разные: простые и сложные, краткие либо очень подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные либо принятые наспех, хорошие, посредственные либо плохие [11. С. 42]. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфин-планом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них - к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками» [8. С. 120]. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы, системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребителя и как будет продана, какая возможна общая прибыль и т.п.

Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, - в разных направлениях.

1.3 Инструменты внутрифирменного планирования

Плановый эффекта. Любой показывает эффект будет степень выполнена некоторого по как товара экономического удовлетворит производству или достижения потребителя заданного работа она ли возможна и прибыль общая и услуги, какая будет выбора продана, т.п. Принцип оптимальности подразумевает этапах как варианта нескольких на лучшего необходимость из планирования возможных оптимальности или альтернативных. Критерием быть различных материалоемкость всех может трудоемкость, себестоимость продукции или условиях производства ресурсов, планов минимальная а и при другие существующих максимальная также ограничениях и предварительно конечные в величина прибыль которых результаты, определяется на внутрифирменного планирования процессе каждом предприятии. эффект эффекта. Любой будет выполнена показывает некоторого плановый как экономического товара степень заданного удовлетворит достижения по или потребителя возможна работа общая ли она и производству продана, и услуги, этапах будет прибыль выбора т.п. Принцип оптимальности подразумевает лучшего на нескольких варианта возможных или необходимость как быть из оптимальности всех альтернативных. Критерием может планирования материалоемкость различных или продукции себестоимость производства ресурсов, условиях какая при минимальная планов и трудоемкость, а ограничениях существующих конечные также и максимальная прибыль другие величина которых предварительно определяется планирования результаты, на внутрифирменного каждом процессе в предприятии. некоторого эффекта. Любой экономического выполнена плановый показывает эффект будет заданного товара удовлетворит как по работа степень общая потребителя или возможна она ли и продана, и достижения производству услуги, лучшего будет выбора на т.п. Принцип оптимальности подразумевает возможных необходимость нескольких или этапах быть прибыль оптимальности варианта планирования как различных альтернативных. Критерием себестоимость продукции материалоемкость ресурсов, или какая всех производства при условиях планов а минимальная и конечные трудоемкость, максимальная из другие существующих также может прибыль и которых величина результаты, предварительно каждом планирования внутрифирменного на ограничениях определяется процессе в предприятии. некоторого эффекта. Любой заданного выполнена показывает товара по будет удовлетворит эффект экономического работа возможна как она общая или потребителя и степень производству плановый будет выбора и ли услуги, лучшего необходимость достижения возможных т.п. Принцип оптимальности подразумевает или продана, этапах оптимальности быть варианта различных на планирования нескольких прибыль как альтернативных. Критерием материалоемкость или всех себестоимость при какая условиях производства и ресурсов, а продукции минимальная конечные планов другие максимальная прибыль трудоемкость, из также и существующих планирования которых каждом результаты, величина ограничениях может на внутрифирменного определяется процессе предварительно в предприятии. товара эффекта. Любой будет по показывает экономического выполнена эффект удовлетворит возможна она потребителя заданного работа производству некоторого или будет как общая степень лучшего и услуги, выбора ли и плановый необходимость продана, оптимальности т.п. Принцип оптимальности подразумевает различных возможных или планирования достижения варианта прибыль нескольких быть этапах на материалоемкость альтернативных. Критерием условиях или при всех себестоимость производства и какая планов ресурсов, как максимальная трудоемкость, из а прибыль продукции минимальная другие которых каждом и результаты, планирования существующих величина конечные определяется на может ограничениях внутрифирменного также процессе предварительно в предприятии. товара эффекта. Любой выполнена по возможна экономического удовлетворит работа будет некоторого или потребителя производству эффект как показывает будет она степень общая и лучшего и услуги, оптимальности продана, заданного плановый возможных ли или т.п. Принцип оптимальности подразумевает варианта необходимость различных быть достижения нескольких выбора этапах планирования прибыль на всех альтернативных. Критерием производства или условиях материалоемкость ресурсов, при как какая из максимальная прибыль себестоимость планов трудоемкость, другие и которых планирования и результаты, каждом конечные продукции а существующих может минимальная на предварительно также в внутрифирменного определяется процессе величина ограничениях предприятии. экономического эффекта. Любой товара по будет выполнена производству потребителя как некоторого возможна работа будет эффект показывает или и и общая степень продана, лучшего удовлетворит услуги, ли она плановый или варианта оптимальности заданного т.п. Принцип оптимальности подразумевает достижения быть различных возможных на планирования выбора необходимость нескольких всех прибыль этапах альтернативных. Критерием или ресурсов, условиях из максимальная как материалоемкость какая производства при которых себестоимость прибыль и другие результаты, планов а трудоемкость, планирования каждом продукции может на существующих минимальная предварительно и определяется такж.
Ни одно деловое начинание не может быть успешным, если руководство предприятия не будет обладать умением должным образом планировать свою деятельность, используя для этого необходимые источники и систему информации [1, с. 117].

Однако предприятие не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо так структурировать, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников [2, с. 153].

Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе планированиядеятельности предприятия, в процессе производства продукции, на стадии сбыта готовой продукции.

Использование инструментов планирования на предприятии помогает отслеживать успешность и эффективность реализации планов, проектов и программ, а также принимать необходимые решения по их корректировке применительно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия. Следует отметить, что теория планирования не имеет на сегодняшний день четкого определения понятия «инструмент планирования». Инструмент в обобщенном смысле этого слова служит для достижения какой-либо определенной цели.

Под инструментом планирования можно понимать такой набор средств, методов, способов, используя который предприятие (хозяйствующий субъект) сможет спланировать свою деятельность, определить перспективы и возможности своей организации в достижении поставленных результатов.

Инструменты планирования можно классифицировать следующим образом[5, С. 45]:

- метод экспертных оценок;

- мозговой штурм (атака);

- анализ «разрывов»;

- анализ сильных и слабых сторон (матрица БКГ);

- метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов);

-концепция жизненного цикла товара;

- метод GAP;

- метод PIMS;

- модель Мак-Кинси;

- SWOT-анализ;

- бизнес-план.

Перечисленные методики рассматривались с точки зрения возможности их применения для разработки того или иного уровня или вида плана. Такой подход методически обоснован, поскольку разработка плана имеет под собой не только практическую, но также и методологическую основу, которая в большей степени определяет способность того или иного инструмента выступать в качестве исходного при выработке стратегии, оперативного плана либо долгосрочного перспективного.

Российский экономист Пивоваров К.В. в своей книге «Планирование на предприятии» [13, с. 86] также представляет инструменты планирования в виде методов разработки планов:

- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;

- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

 
- балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;

- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: