ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ




Обязанности полиции

В соответствии с федеральным законом «О полиции» все её обязанности мы можем найти в главе 3 статье 12. Перечень из 42 пункта исчерпывающий, так как «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в этот Федеральный закон».

В обязанности полиции внесено 42 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский будет озвучивать права "на адвоката", "на один звонок", "на отказ от дачи показаний" и "на переводчика". Полицейский не может входить в дом, если хозяева против. Есть четыре исключения - спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих исключительных случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские будут вести базы данных. Туда попадут: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования.

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами - когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если не прошел - то проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил - то прокурору.

Полицейский может использовать: "палки специальные", газовые спецсредства, средства ограничения подвижности (в том числе - подручные), окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных животных. А также: водометы, бронемашины и средства разрушения преград. Все это нельзя применять к очевидно беременным женщинам, инвалидам и детям, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не нападают группой. Также нельзя использовать перечисленное, при разгоне митингов и демонстраций (ненасильственного характера и не нарушающих общественный порядок). Оговаривается, что нельзя бить человека палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца. Водомет нельзя использовать при минусовой температуре. У полицейского должно быть: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский будет ходить в форме с нагрудным знаком, "позволяющим идентифицировать сотрудника полиции". Полицейский будет продактилоскопирован. У полицейских существуют следующие звания: рядовой полиции, сержанты полиции - младший, просто сержант и старший, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, лейтенанты полиции - от младшего до старшего, капитан полиции, майор полиции, подполковник и полковник полиции, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал полиции.

В полицию не будут брать на основании Закона о полиции: недееспособных, судимых, отказавшихся хранить гостайну, имеющего заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющих близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедших из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский будет нести ответственность за свои действия или бездействие, в том числе противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.

Таким образом, можно сказать, что деятельность правоохранительных органов основана строго на данном Законе о полиции. Соблюдая принятые законы, наше государство развивается и жизнь граждан становится лучше.

Как мы видим, круг обязанностей очень широк и разнонаправлен, он, безусловно, требует от сотрудников полиции хороших знаний законодательства и профессиональной подготовки.

 

Права полиции

 

 

В соответствии с федеральным законом «О полиции» все её обязанности мы можем найти в главе 3 статье 13. Перечень из 42 пункта исчерпывающий, так как иные права органов полиции.

 

Полиция в Российской Федерации сформирована для выполнения задач по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств. Полиция также осуществляет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц. Отдельными направлениями деятельности полиции являются производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, обеспечение правопорядка в общественных местах, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Полиция осуществляет и целый ряд контрольных мероприятий, в частности касающихся соблюдения законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. На полицию возложены задачи охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и ряда других определенных законодательством лиц.

Специальные структурные подразделения полиции осуществляют экспертно-криминалистическую деятельность. Для этого органы полиции имеют право: истребовать в установленном порядке от различных организаций образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию, а также другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота.

Для решения вышеуказанных задач полиция наделяется объемом прав, которые условно можно подразделить на определенные группы.

К этой группе относится, в частности, право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов различного уровня, членов избирательных комиссий. Для этого сотрудникам полиции предоставлено право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в случае если имеются соответствующие основания, которые позволяют подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске. Право проверять документы может быть реализовано также, если имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении или имеются достаточные основания для его задержания. Сотрудники полиции имеют право проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию.

Полиция вправе участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ, а также получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну.

В процессуальном производстве полиции находятся различные дела. В связи с этим уполномоченные на осуществление определенных процессуальных действий сотрудники полиции имеют право вызывать граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в связи с проведением проверок по зарегистрированным в установленном порядке заявлениям и сообщениям о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях. Полиция также имеет право по материалам, находящимся у нее в производстве, запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, а также иную, необходимую для выполнения своих обязанностей, информацию, в том числе персональные данные граждан. В случае необходимости полиция имеет право подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Полиция имеет право запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате ДТП, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности или деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Для получения необходимой информации полиция имеет право беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения, посещать (в связи с расследуемыми уголовными делами или производством по делам об административных правонарушениях, проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях) государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации. В ходе такого посещения сотрудники полиции имеют право знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Сотрудники полиции, находясь на месте происшествия, имеют право требовать от граждан покинуть место совершения преступления или административного правонарушения, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, фиксирования обстоятельств происшествия, сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия и др.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по данной теме, а именно права и обязанности полиции в Российской Федерации позволило сформулировать определенные выводы.

Система правоохранительных органов - это динамическая система, которая видоизменяется в зависимости задач, зарождающихся на различных этапах становления правового государства и гражданского общества. Происходит уточнение и детализация, изменения и переустройства или же в том числе ликвидация функций тех либо иных правоохранительных органов, в ряде случаев - перераспределение их полномочий.

Российская Федерация, провозгласившая в своем основном источнике права - Конституции РФ, приоритет прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, ведет значимое и необходимое реформирование системы правоохранительных органов. В последние годы созданы небезрезультатные механизмы контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, в том числе со стороны общественности. Повышается качество правовой базы, которая устанавливает деятельность полиции, ее полномочия, издаются новые нормативные правовые акты. Все это изначально предопределили проведенная в РФ реформа и принятие ранее не существовавшего ФЗ «О полиции».

В ходе проведенного исследования обнаружилась проблема в сфере прав и обязанностей полиции, как органа, который является неотделимой частью правоохранительной системы России. Препятствие заключается в том, что в Законе «О полиции» не определена строгая структура органов полиции, имеющая случай изменяться в соответствии с обстановкой. Полиция призвана защищать права человека независимо от таких факторов, как: гражданство, место жительства, социальное, имущественное, должностное положение, расовая и национальная принадлежность, пол, возраст, образование, язык, отношение к религии, политические и иные убеждения. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина непременно зависит от органов полиции. Любое государство имеет необходимость нуждаться в хорошо структурированной, организованной системе, выполняющей поставленные перед ней задачи.

В заключении хотелось бы отметить, что в процессе крупномасштабной модернизации органов внутренних дел принят ряд основополагающих законодательных актов, отвечающих всем существующим международным стандартам деятельности полиции. Однако нормы не будут иметь нерушимую ценность до тех пор, пока их смысл и содержание при помощи обучения и контроля не станут правилом каждого должностного лица органов поддержания правопорядка. Поэтому, как отмечалось во втором разделе данной курсовой работы, сегодня одной из основных задач обеспечения успешной деятельности правоохранительных органов является выяснение их прав и обязанностей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: