Жилища и хозяйственные сооружения.




Для изучения и реконструкции древнерусских жилищ и хозяйственных построек в городских и сельских поселениях современной Брянской области накоплен значительный материал. К настоящему времени раскопаны и изучены более полусотни жилых и несколько десятков разнообразных хозяйственных сооружений. Наибольшее их количество обнаружено при раскопках древнерусских городов Вщижа и Дьбрянска.

Все жилые, хозяйственные и производственные строения, открытые на домонгольских поселениях Брянсской области подразделяются на несколько типов. К первому относятся жилища, углубленные в землю: полуземлянки и землянки со столбовой и срубной конструкциями стен. Ко второму – наземные постройки: жилые стены крепостей или клети, срубные (одно-двух-трехкамерные постройки) – без подполий, с подпольной ямой и наземные срубные дома с углубленным полом.

Рис.34. Реконструкция наземного срубного древнерусского сельского жилища Рис.36. Светец для лучины. Вщиж, окольный град
Рис.35. Реконструкция древнерусской полуземлянки

Хозяйственные постройки подразделяются на наземные: амбары, сараи, загоны – для скота (срубные и столовые) и ямами для хранения зерна и овощей. Производственные постройки представлены кузницами, домницами, керамическими мастерскими с гончарными горнами и сооружением для производства извести.

Среди жилищ региона в X в. преобладали полуземлянки площадью редко более 10-16 кв. м. В дальнейшем размеры жилищ увеличивались и на рубеже X-XI вв. начался постепенный переход к наземным жилищам, довольно однообразным на всей территории Брянской области, что обуславливалось одинаковыми природными условиями и материальным уровнем местных крестьян. Размеры обычно колеблются в среднем от 3 до 4,5 м, редко снижаясь до 2,5 м и так же редко достигая 5,5 м. Встречаются следы подмазки пола глиной, иногда в несколько слоев. Стены жилищ были деревянными, причем применялись два типа конструкции – срубная и столбовая. В первом случае в земляной котлован спускали сруб, а во втором – стены состояли из плах, закрепленных меж вертикальными столбами. Дома топились по-черному – дым из глинобитных печей или печей-каменок выходил через открытую дверь. В домах размещались неподвижные, прикрепленные к стенам лавки, нары, полати. В качестве табуреток могли использовать чурбаки-обрубки толстых бревен. Использовались и переносные лавки. Обычно, как и дома, мебель делалась с помощью топора руками самих хозяев.

Рис.37. Реконструкция древнерусской глинобитной печи, выполненная Р.В. Новожеевым и А.И. Потворовым

Жилища наземного типа конца X-XI вв. все срубные. Срубы обычно делали из сосновых бревен, реже – еловых диаметром не менее 20 см. среди них выявлены не только простые однокамерные жилища, но и двухкамерные пятистенки, т.е. такие срубы, которые перегорожены внутренней стеной на два помещения. Печь в таких домах всегда стояла в большом помещении, а вход вел через меньшее. В XII в. широко распространяется именно наземные жилища с дощатыми полами. Во Вщиже в некоторых жилищах найдены примитивные кирпичи различной формы, лежавшие развалом в виде широких полос. Б.А. Рыбаков предположил, что это остатки дымоходов.

В подавляющем большинстве древнерусские жилища были одноэтажными. Однако существовали двухэтажные и даже многоэтажные дома. Остатки такого дома XII-XIII вв. удалось обнаружить во Вщиже.

Освещение жилищ осуществлялось лучинами, точнее пучком лучин (тонких щепочек из древесины и сосен).

Помимо жилищ, возводилось большое количество сооружений самого различного назначения, связанных с ремесленным производством и особенностями быта и хозяйства. Это были клети для хранения различного инвентаря, житницы, конюшни, хлева, сараи, навесы, мастерские, поварни и т.п. сооружения. Часть сооружений была холодной, а другая отапливаемой, одни были сезонного использования, другие – круглогодичного. В зависимости от материальных возможностей хозяина они были различными по качеству применяемых материалов, обработке дерева, размерам, компоновке между собой и жилищами.

Рис.38. План богатого (боярского?) жилища с Петровской горы (посад средневекового Брянска). Раскопки В.Н. Гурьянова. Возможный облик жилища.

Среди хозяйственных сооружений преобладали разные ямы, обычно с навесами. После использования по прямому назначению такие ямы служили в качестве мусорных; мусор в них периодически сжигали, о чем свидетельствуют зольные прослойки, наблюдаемые в ходе раскопок.

Обращают на себя внимание так называемые летние кухни-печи вне жилищ, которые широко распространялись по всему региону. Так как такие кухни отмечены далеко не в каждом доме, можно считать, что они использовались для изготовления хлеба на несколько семей или на небольшую весь.

Постройки, в которых располагались ремесленные мастерские соединялись между собой переходами в виде узких настилов, если это требовалось условиями технологии. Более совершенный переход оборудовался не только настилом, но и стенами.

Срубы вне зависимости от их назначения соединялись тамбурным помещением-сенями, которые связывали помещения между собой, а также с двором. Производственные помещения иногда занимали подклети (нижние, углубленные в землю) изб.

Рис.39. Часть созранившейся древнерусской средневековой городской улицы с деревянной мостовой и остатки дилых и хозяцственных построек. Музей «Берестье», Беларусь

5. Погребальные памятники и обряды.

Погребальный обряд древнерусского населения на территории Брянской области, так же как и на всей территории Руси, делится на два вида: кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение) умерших. В соответствии с сущестовавшей у восточных славян языческой погребальной обрядностью северяне, радимичи и кривичи на территории современной Брянской области кремировали своих умерших сородичей. Курганы с трупосожжениями являются наиболее ранними и датируются IX-X вв. Обряд сожжения умершего совершался по-разному. Он в IX в. производился в стороне от будущего места сооружения кургана, а сожженные (кальцинированные) кости и остатки погребального инвентаря собирали в сосуд-урну и переносили на место, где и сооружали курган (с. Полужье Выгоничского района).

Позднее, в X в. происходит переход к кремации на месте, когда над сожженными останками насыпали курган, предварительно собрав часть костей в специальный керамический сосуд-урну, а остальные оставались в кострище, сгребаясь к его центру.

В дальнейшем бывают случаи, когда кости покойного выкладываются вдоль уже слегка заглубленной в землю и не полностью сожженной «домовины» (или колоды – гроба из ствола дерева), напоминая полностью контуры человеческой фигуры (Кветунский некрополь).

Рис.40 Кветуньский древнерусский курганный некрополь

Чуть позднее покойник клался внутрь еще не до конца сгоревшей «домовины», находящейся на земле, но сгореть ему уже не давали – засыпали землей вместе с тлеющими остатками кострища. Затем покойника кладут на символическую подсыпку из золы или на деревянную подстилку, часто ограниченную кольцевой столбовой оградкой. Затем, уже в XI в., в слое золы стали выкапывать могильные ямы (для каждого умершего - отдельную), даже если была захоронена семья под одной курганной насыпью. Постепенно исчезают все следы огненного воздействия на место захоронения и, наконец, исчезают сами курганы, как последний элемент языческого погребального обряда.

Причину перехода восточных славян, проживавших на территории нашего района, от кремации к ингумации исследователи связывают либо с влиянием христианства, либо со сменой у них большой патриархальной семьи малой, которая должна была сама хоронить своих умерших. А совершать очень дорогостоящий обряд кремации малые семьи были не в состоянии, особенно зимой.

На обширных просторах бассейнов рек Десны и Ипути с их многочисленными притоками в границах Брянской области разбросаны сотни курганов, оставленных, как правило, сельским населением XI-XII вв. Изучение этих сельских кладбищ, выявившее единообразие погребального обряда и сходство погребального инвентаря (вещей), сопровождавшего умерших в их «загробный мир», позволило ученым обрисовать границы восточнославянских союзов племен, проживавших в нашем регионе. Курганные кладбища расположены на возвышениях, чаще на берегах рек, и обычно невелики. В курганной группе насчитывается до 30-50 насыпей, а чаще – до 20, что соответствует и небольшим размерам селищ. В местах наибольшей концентрации населения встречаются могильники от 50 до 100, а иногда и более насыпей, а некрополь у с. Кветунь Трубчевского района по данным 1861 г. (их опубликовал известный ученый-этнограф П.Н. Якушкин) насчитывал более 3000 насыпей (ныне большинство распаханы).

Рис.41. Этапы раскопки древнерусского кургана с мужским погребением из некрополя Елисеевичи (Брянский район). Рис.42. Вещи из серверянского женского погребения (спиральные височные кольца, бубенчики, привески, пуговицы). Кветунь. Трубчевский музей

По внешнему виду круглые курганы с трупоположениями ничем не отличаются от курганов с кремацией, и часто находятся в одной с ними группе. Они имеют полусферическую форму, высоту от 0,3 до 1,5-2 м, диаметры – от 5 до 12-16 м. Вокруг основания насыпи встречаются ровики. Обычно ранние курганы имеют более высокую насыпь, позднее, когда погребения совершаются в могильных ямах – курганы становятся менее высокими.

В XI-XII вв. в курганах известны два вида погребального обряда: погребения на горизонте (на поверхности земли с насыпанием сверху кургана) и погребения в групповых ямах. Ямные погребения более поздние и относятся к XII веку. Женские погребения на горизонте обычно снабжались богатым набором украшений, мужские безинвентарны или содержат мало вещей. Частой принадлежностью как женских, так и мужских погребений является глиняный горшок, который ставился в головах или у ног. Иногда в курганах находят остатки полуистлевших досок гроба, или чаще – дубовой колоды и гвозди, которыми прибивались крышки гробов. Вместо гроба использовалась и береста, в которую обертывали покойника. Гробы и колоды изготавливали только из дуба, березы и сосны, которые считались священными деревьями и, согласно языческим представлениям, предохраняли от нечистой силы и очищали душу умершего.

Погребальный инвентарь рядовых погребений небогат. В мужских погребениях встречаются нож, кресало и кремень для получения огня, оселок для заточки ножа, а также принадлежности поясного набора: пряжка, поясные кольца, бляшки и т.п. Иногда находят топоры, долота, серпы, косы. Такие погребения крайне редки. Значительная часть мужских погребений совершенно лишена инвентаря.

Рис.43. Привески-турицы и бусы (стеклянные, пастовые золото- и серебростеклянные, сердоликовые, хрустальные) из женских погребений радимичей. Брянский краеведческий музей

Женские погребения богаче инвентарем. В них типичный для всех курганов набор украшений, состоящий из разных бус: стеклянных разноцветных, позолоченных, пастовых, хрустальных, сердоликовых, металлических. Вместе с бусами в ожерелье входят разного рода привески. Кроме ожерелий находят височные кольца: семилучевые, S-видные, перстнеобразные, браслетообразные, проволочные, а также браслеты, перстни, шейные гривны. Среди женских погребений встречаются как богатые с полным набором украшений, так и бедные. Это объясняется не только имущественным разделением, но и возрастным различием. Набор украшений девочки и старой женщины гораздо беднее, чем у молодых женщин и девушек-невест.

В погребениях встречают и кости животных – следы языческого жертвоприношения в насыпях или рядом с погребенным. Они могли оставаться и от той пищи, которая приносилась умершему в могилу. Чаще всего находят кости лошадей, коров, свиней, овец и кур.

Рис.44. Семилучевые височные кольца. Брянский краеведческий музей.

В Кветунском некрополе раскопано 242 кургана. По обряду погребения делятся на три основных типа: кремация (6%), ингумация на горизонте (42,8%) и ингумация в ямах (51,2%). Большие курганы с трупосожжениями относятся к X в. Под их насыпями – выровненные площадки, на них – остатки кострищ. Иногда следы кострищ отсутствуют, так как сожжения производились на стороне. Пережженные кости обычно складывали в погребальную урну. Погребальные площадки часто окружали кольцами из золы и земли и кольцеобразными ровиками, что связано с языческим культом солнца. Мужские погребения в 44,4% случаев содержали вещи: ножи и поясные пряжки. Женские захоронения, совершенные по второму типу обряда составили 23,3% от общего числа погребений и содержали браслетообразные височные кольца (64,2%), ножи (19%), перстни (7,2%), привески (19,1%), ожерелья из сердолика, бисера, бубенчиков и золотостеклянных бус, (35,7%). Захоронения по третьему обряду составляют свыше половины от всех и делятся поровну между мужскими и женскими. Среди последних, 55,5% с богатыми ожерельями, 11% - с ривесками. В мужских погребениях 8,8% с оружием и 11,8% с орудиями ремесленного производства. Детские захоронения составляют 7% второго и 2% третьего типа, причем захоронения вместе с взрослыми прослежены только при трех мужских захоронениях. Погребения второго и третьего типа подразделяются на две группы: X - первая половина XI в. и вторая половина XI - начало XII вв. Две трети курганов Кветуньского некрополя относится к северянам, а треть - разноэтничные – радимичские, вятичские и дреговичские. В захоронениях знатных и богатых жителей Кветунского комплекса найдены поясные наборы, оружие, ожерелья из множества бус, привесок и бубенчиков. Серебряные браслеты и кольца, семилучевые и спиралевидные височные кольца, шейные гривны также служили отличительной чертой племенной элиты. В захоронениях богатых женщин обнаружены обрывки шерстяных или шелковых тканей, в бедных – только льняные.

Кроме погребений в рядовых сельских и городских курганных могильниках в нашем регионе обнаружены погребения резко отличные от основной массы – например у с. Левенка Стародубского района. В первом из них в 1874 г. Д.Я. Самоквасов раскопал 6 курганов конца X-начала XI веков с захоронениями по обряду кремации и ингумации на горизонте и в ямах. Наибольший интерес вызвали два кургана с камерными захоронениями княжеских дружинников. Первый из них был высотой в 2 м 16 см и 50 м в окружности. На глубине 1 м 44 см от поверхности земли была обнаружена камера 2,88 х 1,08 м, сложенная из дубовых брусьев, а в ней – скелет, завернутый в бересту. Кроме гвоздей в камере были найдены: железный боевой топор с отпечатками ткани на поверхности, железный нож, бронзовые пряжки, кусочек ткани, железное огниво-кресало с кремнем, четыре железных обруча и дужка (ручка) от сгнившего деревянного ведра, а также проволочное серебряное височное кольцо. Во втором кургане в такой же камере скелет был помещен головой на запад. В камере нашли остатки семи сортов шерстяных тканей – остатки одеяния, застегнутого сверху серебряной пряжкой и опоясанного шерстяным поясом; остатки меховой шапки; железный топор-молот с отпечатками ткани на его лезвии и остатками топорища в отверстии; железный нож с костяной рукояткой, украшенной золотой пластиной; серебряное кольцо; куски деревянного предмета, украшенного резьбой и «имевшего форму птицы с длинной шеей и орлиным клювом»; шнурок, сплетенный из человеческих волос длиной 2,16 м; гвозди, сгнившие дубовые брусья и бересту; железные обручи, скрепки и дужку от ведра. Выше погребальной камеры – в насыпи кургана обнаружен железный наконечник дротика (метательного копья). В этих курганах были похоронены воины-дружинники скандинавского происхождения.

Рис.45. Реконструкция типичного камерного погребения богатого дружинника-руса. Изучите предметы попавшие в погребение, попробуйте описать погребальный обряд

Дружинные камерные захоронения в Кветуни немногочисленны. Это курганы № 6, №142 и №177. Предметы вооружения и воинского снаряжения зафиксированы в 6 погребениях. Это наступательное оружие: боевые топоры, боевые ножи, наконечники стрел, бронзовая подковообразная фибула (застежка от плаща) и костяные пластины – детали колчана для лука. В период с последней четверти XIX в. до начала XXI в. на территории Брянской области были исследованы два десятка погребений в камерах, 5 из них – женские, остальные – мужские. В камере кургана № 6 Кветунского некрополя мужчина был захоронен с женщиной и молодой девушкой, рядом с черепом которой обнаружены 12 бусинных височных колец. Из 12 мужских камерных захоронений 5 наверняка принадлежали дружинникам (когда их инвентарь позволяет определить социальное положение погребенного). Например, в 1984 г. под руководством Г.П. Полякова был раскопан курган у д. Антоновка Брянского района, в котором под насыпью было обнаружено мужское захоронение в деревянной камере размерами 2,3 х 0,9 м.

Итак, погребальный обряд и инвентарь курганов Брянского региона представляет собой важный источник для изучения многих сторон жизни его населения в X-XII веках.

6. Ремесла и некоторые производящие промыслы. [1]

Раскопки городов, ОТРП, сел-замков, крепостей, сельских поселений и курганов эпохи Древней Руси на территории Брянской области дали богатый материал для характеристики ремесел, добывающих и производящих промыслов. На этих археологических памятниках были обнаружены многочисленные ремесленные мастерские и другие производственные сооружения металлургов, кузнецов, гончаров, ткачей.

Металлургия. Так же как и на остальной территории Древней Руси наше металлургическое производство было основано на местном сырье – болотных и луговых рудах, богатые запасы которых известны по всей территории лесной полосы Восточной Европы, в том числе и в бассейне Десны и Ипути. С добычей руды связаны, очевидно, названия некоторых рек и поселений: Ржаница, Железное, Рудница, Рудня, Рудка, Руднево, Ржавец. Болотные руды известны в изобилии по берегам Десны (к северо-западу от Брянска), Навле (Железное), Ипути (Ущернье, Холеевичи, Кустичи, Катичи), Унече (Тулуковщина, Шрубовка, Робчик), Ваге (Кривуши, Щербиничи), Воронусе (Шумором), Судынке (Рудня), Радице (Чугунная Радица), Болве (Любохна, Бытошь), Ревне (в среднем течении). Добыча железа велась здесь издревле. Ранним типом печей были круглые ямы диаметром около 1 м, обмазанные глиной. Такие ямные горны носят название «волчьи ямы». Они, как правило, заполнены древесным углем и железным шлаком. Другим способом добывания железа была, например, варка в глиняных горшках в обычных печах. Полученная таким образом железная крица имела форму дна горшка.

Более совершенным способом было добывание железа в сыродутных горнах. При сыродутном процессе мелко раздробленную железную руду загружали в горн вперемешку с большим количеством древесного угля. Некоторые сыродутные горны дошли до нас в таком состоянии, что позволяют не только подтверждать факт самого производства, но и выявить общие черты конструкции сыродутного горна и его оборудования. Такие комплексы раскопаны на городище в с. Осовик Рогнединского (летописное село-замок Заруб) и на окольном городе Кветуни.

С добыванием железа тесно связана и его обработка и изготовление из него многочисленных изделий – в специальных кузнечных горнах, в кузницах. Такие сооружения открыты как на селищах, так и на городищах Брянского региона. Кузницы были обнаружены в древнем Вщиже, Брянске, Зарубе. Это небольшие, квадратные в плане землянки и полуземлянки с глинобитными цилиндрическими сооружениями – кузнечными горнами. В Зарубе кузниц представляла собой срубную избу, разделенную сенями на две неровные части: большая с печью в углу, - жилище кузнеца, меньшая с кузнечным горном и была собственно кузницей.

Рис.46. Кузнечные железные изделия с Чашина кургана и Покровской горы – гвозди, ножи, скобы, крючки, ключи. Брянский краеведческий музей.

Продукция, полученная в результате горячей или холодной обработки черного металла, велика и разнообразна. Это орудия труда, куда входят многочисленные инструменты по обработке металла, дерева, кости, кожи, а также сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, предметы вооружения и снаряжения всадника и коня, предметы быта. Отходы производства, кузнечные шлаки и сами инструменты для обработки металла, составляющие значительную долю найденных на поселениях вещей, говорят о том, что большая часть этих изделий изготовлена местными ремесленниками. Найдены почти все инструменты ремесленника-металлурга: наковальни, клещи, молоты-кувалды, ручники, напильники, зубила, пробойники. Деревообрабатывающие инструменты: топоры, сверла, долота, тесла, скобели, резцы, стамески, молотки-гвоздодеры; сельскохозяйственный и промысловый инвентарь: сошники, лемехи, плужные ножи, серпы, косы, медорезки, рыболовные крючки, гарпуны, остроги, блесны, конские путы. Предметы вооружения и конской упряжи: копья, стрелы, обоймища, сабли, мечи и их детали, боевые топоры, кольчуги, стремена, шпоры, удила, скребницы, подковы. Наиболее многочисленны и разнообразны предметы быта: замки, ключи, пробои, накладки, петли, дужки, обручи и ушки деревянных ведер, ушки и обломки железных котлов, сковородки, кресала, цепи, скобы, гвозди, гири, писала, кольца, пряжки, подковки для обуви и т.д.

Два молотка-ручника найдены в Зарубе, третий молоток с заостренным краем служил для перерубания железа. Необходимым инструментом кузнеца являются клещи, которыми он держит раскаленное железо. Такое орудие также известно в коллекциях Вщижа. Более часты находки слесарных зубил, пробойников и напильников по металлу. К инструментам ювелира относятся маленькие ювелирные наковальни, ювелирные молоточки, зубильца, пинцеты.

Обработка дерева. Поскольку основным строительным и поделочным материалом служило дерево, инструменты для его обработки были значительно разнообразнее, чем для работы по металлу. Сюда входят топоры, тесла, скобели, токарные резцы, сверла, напильники, стамески, ложкари, молотки.

Все найденные на поселениях Брянской земли топоры можно разделить на три типа. Все они могли выполнять различные функции: массивные – плотничьи и лесорубные, более легкие служили для столярных и бондарных работ. Последние, наиболее легкие, могли использоваться и как боевые топоры. Однако на вооружении воинов-дружинников были и особые боевые топоры, отличавшиеся по форме от всех других типов. Такие топоры были найдены, например, в Левенке и Кветуни. Брянские кузнецы применяли сочетание железа и стали, чем достигалась вязкость тела топора, твердость лезвия и стойкость острия.

Долота – инструменты для долбления пазов и выемов в дереве – найдены двух типов: простые и втульчатые (преобладают первые). Простые долота, представляли собой цельный четырехгранный стержень с лезвием на одном конце и обухом на другом. Более частой находкой являются простые долота. Другим инструментом, употреблявшимся для производства различных выемов в деревянных предметах, было тесло. Тесла найдены втульчатые и проушные, а также фигурные.

После обработки дерева топором применялся еще один инструмент-скобель, которым пользовались также для сдирания коры с бревен. Все найденные скобели (Вщиж, Кветунь) двуручные и представляли собой прямые или дугообразные ножевидные лезвия с двумя поперечными черенками на концах, вставлявшимися в деревянные рукоятки. Находки дугообразных скобелей редки. Токарные резцы также немногочисленные. Они имеют длинный прямой черенок и крючкообразное лезвие, служившее для выточки больших глубокий сосудов. Еще одним инструментом для обработки дерева был ложкарь или ручной резец для изготовления деревянной посуды от руки. Так же известны в культурном слое поселений Брянского региона немногочисленные сверла, долота, стамески, буравы.

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды.

Рис.47. Шиферное пряслице и его применение: Прядение с помощью веретена с надетым пряслицем: a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряжей, c — пряслице

Среди археологических материалов древнерусские ткани в виде фрагментов были найдены при раскопках курганов у с. Левенка. В кургане №3 были обнаружены «остатки шерстяного платья, застегнутого сверху серебряною пряжкою и опоясанного шерстяным поясом». Фрагменты этого платья представляли собой остатки 7 сортов шерстяных однообразных тканей, два украшены набойными узорами, а остальные с вшитыми цветными квадратами по темному фону. Еще один фрагмент льняной ткани был обнаружен в кургане №1. В этих курганах в какую-то ткань были завернуты (а может быть - зачехлены) боевые топоры и она отпечаталась на их поверхности. Известны следы и сохранившиеся фрагменты тканей и из Кветуньского некрополя.

В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей – частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Древнерусские ткачи изготовляли три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.

Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани – это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов – шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства – самотканье составляла 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.

Рис.48. Древнерусский ткацкий станок (реконструкция Т. Крупа).

Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц – грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготовляли из камня, глины, кости, металла. Они встречены почти на всех древнерусских поселениях. Особой популярностью пользовались пряслица из шифера (пирофилитового сланца), добываемого у г. Овруча (Западная Украина), которые мелкие торговцы распространяли по всей Руси. До конца XII в. на Руси и, конечно же, в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. – гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие останки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.

Отделение ткачества от прядения так же произошло в этот период древнерусской истории. Ткач в наших городах стал ремесленником, а прядение оставалось несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин городов и сельской местности.

Обработка кожи. Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большое значение в народном хозяйстве Брянского региона в эпоху Древней Руси. Спрос на кожаные изделия был велик, из кожи делали обувь. Много кожи потребляли шорники и седельники: из нее делали конскую сбрую, сумки, колчаны для стрел, щиты, ножны, основы пластинчатой брони, а также многочисленные поделки хозяйственного и бытового назначения. Много кожи шло на изготовление сыромятных ремней. Кожевники и сапожники разделились на две самостоятельные профессии еще в XI в.

Для сырья брянские кожевники использовали шкуры лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и лесных зверей. Основные технологические приемы выделки дубленой и сыромятной кожи, установившиеся еще в X-XI вв., сохранились почти без изменений до Xix в. О наличии мастерских кожевников свидетельствуют находки больших завалов зольно-известковой массы, перемешанной с волосом, при раскопках Вщижа и Заруба. Материал специализированного охотничье-промыслового поселения Борки-3 (неподалеку от современного Погара) засвидетельствовали большое количество инструментов для обработки шкур и кожи диких животных.

При раскопках древнего Брянска, Вщижа, Трубеча, Стародуба были найдены инструменты сапожников: сапожные ножи, прямые и кривые шилья, специальные иглы, пробойники и подковки и сапожные гвозди. Все это свидетельствует о наличии в брянских городах специалистов-сапожников, от которых требовались профессиональные знания и владение специальными навыками и инструментами.

Гончарное дело. Технологический процесс производства керамики в древнерусскую эпоху состоял из четырех последовательных операций. Первая – это подготовка сырья для производства изделия, т.е. приготовления специальной глиняной массы. Вторая операция – это формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья операция – это разнообразное обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвертая операция – это обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия. Специальные технические приспособления применялись только во второй и четвертой операциях технологического процесса; это гончарный круг для придания формы самому изделию и гончарный горн для обжига.

Продукцией древнерусский гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец, расписные глиняные яйца-писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой были кухонные печные сосуды-горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий.

Рис.49. Горшки с клеймами на дне из средневекового Брянска (Покровская гора) Рис.50. Горшок из курганного некропоя Елисеевичи

Подавляющее большинство посуды изготавливали на ручном гончарном круге (c Xв.). Гончарные круги изготавливались из дерева и поэтому не сохранились. Гончарные горны раскопаны во Вщиже, Зарубе и Брянске (Чашин курган). На Кветунском городище был обнаружен горн для обжига кирпичей-плинф толщиной 4-4,5 см (вторая половина XII в.). Рядом с ним находилась яма для выжигания извести. Во Вщиже одновременно работало 15-20 гончаров.

Керамическая посуда – целые формы, а чаще ее мелкие куски – одна из самых массовых находок в археологии, важность которой для ученых трудно оценить. Часто при проведении археологических разведок (поиски новых памятников) и раскопок фрагменты глиняной посуды - единственный материал, позволяющий датировать археологический памятник. Битые глиняные горшки – своеобразная летопись древней истории, прочесть которую позволяет изучение технологических особенностей гончарного производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: